Posted 3 декабря 2020,, 17:38

Published 3 декабря 2020,, 17:38

Modified 21 октября 2022,, 07:47

Updated 21 октября 2022,, 07:47

Россия занимает неудобную позицию перед Китаем

Россия занимает неудобную позицию перед Китаем

3 декабря 2020, 17:38
Фото: 1Mi
В гостях у «Новых известий» эксперт рассуждает об опасной зависимости от Китая, в которой Россия может оказаться.

Россия эксплуатирует идею военного партнёрства с Китаем, чтобы приструнить страны Золотого миллиарда и заставить Запад пойти на уступки России. Только Кремль на полном серьёзе может оказаться в зависимости от Восточного Дракона.

Если в президентских выборах победит Байден — это естественно скажется на взаимодействии США с Китаем и Россией. О том, как изменятся отношения государств рассуждает Александр Габуев — руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» центра Карнеги.

Эксперт упомянул в этой связи недавние слова Путина. Президент России сказал о возможном создании военного союза с Китаем. Это было впервые! Только Пекин не торопится жать руку Москве. Он даже не комментирует это высказывание. Почему Владимир Владимирович говорит об этом сейчас?

Например, в документе, который подписали Пекин и Москва в 2019 году, сказано, что к числу базовых принципов в российско-китайских отношениях относятся: отказ от установления союзнических отношений и конфронтации, ненаправленность против третьих стран. Такие отношения существуют ещё с конца XX века, потому что два государства не согласны в важных вопросах.

Китай не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Как и после 2014 года Пекин не признал воссоединение Крыма с Россией. В свою очередь Россия не признает претензии интересы соседа в Южно-Китайском море. Кроме этого, Кремль продаёт оружие противникам Китая: главному врагу — Индии и противнику поменьше — Вьетнаму.

Вообще, если бы две державы заключили военный блок, то неотвратимо появился бы вопрос об иерархии. Например, главная сила в НАТО — это США. Только вот Британия, Франция и Германия обладают сильными экономиками, сильными армиями и собственным оружием, поэтому к их голосам прислушиваются.

А вот разрыв между Россией и Китаем очевиден, поэтому лидерство Пекина не обсуждается. О каком лидерстве может быть речь для РФ, если её ВВП меньше, чем у любой китайской провинции второго ряда.

Эксперт считает, что объяснение словам Владимира Путина необходимо искать в испорченных отношениях с Западом после 2014 года. Из-за этого Россия стала сближаться с Китаем. Хотя и до украинского кризиса Москва и Пекин сближались по трем основным позициям.

Это - урегулирование территориального конфликта, экспорт российских углеводородов в быстро развивающийся Китай и близость взглядов о суверенитете интернета и локализации данных.

Только 2014 год ускорил сближение двух государств. Это укрепило их сотрудничество в экономике и по вопросам безопасности. Сюда, например, относится газопровод «Сила Сибири» и запуск второй нитки нефтепровода Сковородино. Не стоит забывать про проект «Ямал СПГ» — всё это увеличило долю Китая в товарообороте России с 10% в 2013 году до 18% в 2019 году.

Не стоит забывать и про военное сотрудничество: продажа Китаю новейшего оружия — Су-35 и С-400. Сюда же можно отнести совместные армейские учения от Балтики до Южно-Китайского моря.

Только подобная взаимозависимость становится более асимметричной, потому что Китай стал для России из-за санкций почти незаменимым компаньоном. В свою очередь Китай от Москвы не зависит. Пекину не нужно ничего кроме вооружения. Но даже здесь с технологическим развитием Пекина в российском оружии пропадёт потребность. А Кремль посадил всё государство на «китайскую» иглу: российский рынок больше заполняется китайской продукцией — Huawei и ZTE. Если Запад додумается ввести новые санкции, то процесс ускорится многократно.

Зависимость ещё не критична, но спустя 15 лет подобного пути ситуация радикально поменяется. Это даст Китаю сильные инструменты для давления на Кремль. После этого Россия проснётся и увидит себя привязанной к единственному потребителю, от которого зависит.

Кремль же конечно понимает, что военное сближение с Пекином беспокоит Вашингтон, а потому слова Путина выглядят неслучайными.

«Главная проблема для США и их союзников в Европе – очертить реалистичную стратегию, которая бы учитывала важность хороших отношений с Китаем для любого российского правительства, неотменяемость действующих санкций и красные линии Москвы. А для Кремля важнее всего не слишком завышать свои ожидания по поводу западных страхов на тему российско-китайского сближения и сохранить возможность изменить свою политику так, чтобы стабилизировать связи с США и Европой, не испортив при этом отношений с Пекином», - заключает эксперт.

"