Posted 9 декабря 2013,, 11:00

Published 9 декабря 2013,, 11:00

Modified 11 ноября 2022,, 19:10

Updated 11 ноября 2022,, 19:10

«Извините, но я в трусах»: не о белье, а о свободе

9 декабря 2013, 11:00
Тюменский драмтеатр очередной раз обратился к теме взаимоотношений государства и театра. Премьерные показы спектакля «Извините, но я в трусах» состоялись в прошлые выходные.

На тему отношений власть держащих и драматурга в театре драмы в последние годы ставили «Мольера» (осень 2011), главную роль в котором исполнил действующий директор тюменского театра Сергей Осинцев; жизнь театрального закулисья показывали нам в «Пулях над Бродвеем». На этот раз нам представляют историю об авторе пьес и цензоре, который решает, пропустить сочинение на сцену или нет.

Вначале предполагалось, что спектакль будет называться «Академия смеха», как и японское произведение, по которому поставлена комедия, но затем название решили поменять на «Извините, но я в трусах». Это нарочитая фраза, как образ всего низкопробного, отмечает режиссер спектакля Александр Кладько. По его мнению, «Извините, но я в трусах» — более точно передает главную идею спектакля, чем «Академия смеха» (так называется театр, в котором работает главный герой). Александр рассказал, что такое необычное название спектакля вызвало некоторый ажиотаж в театре. Кассиры говорили: «Как мы будем отвечать зрителям, что идет в театре сегодня вечером?».

Низкопробная комедия «Извините, но я в трусах» поставлена по тексту японского драматурга Коки Митани «Академия смеха». На первый взгляд, ситуация показана абсурдная и потому смешная — недаром ведь жанр пьесы японского драматурга — комедия. Но на деле произведение оказывается глубже и философичнее, это не просто комедия положений.

Однако и юмористическая сторона спектакля наверняка заставит зрителей не раз улыбнуться, особенно тех, кто в силу профессии вынужден удовлетворять желания капризных клиентов и регулярно сталкивается с их нелепыми просьбами. Дизайнеры слышат «Поиграйте со шрифтами», «Сделайте повеселее», маникюрши битый час ждут, пока клиентка выберет тот самый оттенок розового, ну а один из главных героев комедии вынужден много раз переделывать пьесу, чтобы цензор разрешил ее постановку. Чтобы узнать, во что превратится в конце пьеса-пародия на «Ромео и Джульетту» под давлением чиновника с ограниченным кругозором, и как своеобразно вышел из сложной ситуации писатель, рекомендуем посмотреть спектакль.

Жанр «Извините, но я в трусах» определен как «низкопробная комедия» — и это ирония, «маленький смешок». Ведь вряд ли кто-то будет всерьез так маркировать свою постановку. Тем более что низкопробностью в тюменском спектакле не пахнет: все исключительно выдержанно, интеллигентно. Пожалуй, юмор даже слишком тонкий для части зрителей, которые по вечерам смеются над Comedy club или «Нашей Рашей». Например, мы узнаем, что до того, как приняться за работу цензора Сакисака уничтожал вредных насекомых на полях стратегического назначения.

Хотя есть в комедии и более низкопробные шутки: объясняя, что «Джомео и Ромьетта» — это игра слов, специальный прием, герой пародирует названия знаменитых произведений — «Сри тестры», «Неначатая дочь», «Бронетемкин поносец» и так далее.

Большую часть представления мы расслабленно дрейфуем по волнам спектакля, все дальше удаляясь от берегов здравого смысла и погружаясь в глубины абсурдности ситуаций (чего стоит сцена переодевания главных героев в Гамлета и Джульетту), а потом наше судно неожиданно переворачивается — оказывается, у спектакля двойное дно.

Автор предлагает задуматься, стоит ли отказываться от своей точки зрения, авторского видения ради того, чтобы театр не закрыли, или нужно несмотря ни на что оставаться верным себе, не прогибаться перед вышестоящими? «В спектакле затрагиваются более глубокие категории: свобода / несвобода, внешние/внутренние ограничения, — рассказал режиссер спектакля Александр Кладько журналистам. — По сути, с самоограничения начинается культура».

По мнению Александра, одна из проблем современного театра — что можно все. «Я не пуританин, но мне кажется, что смешивать театр с улицей не совсем правильно, — считает он. — Запретные темы надо показывать художественно, оформлять их театрально — это и есть творчество. Правды избегать не надо, вопрос лишь в том, как ее транслировать. Главное, чтобы это не было скабрезно, низковкусово, чтобы зрители не чувствовали себя униженными и оскорбленными. Любителям клубнички на спектакле делать нечего».

Один из главных вопросов спектакля — нужна ли цензура и как она влияет на формирование личности. «Я согласился ставить пьесу, потому что в ней есть преображение, — поделился Александр. — Цензор что-то понял и поменялся, а автор приобрел внутреннюю свободу. Я считаю, если у человека не будет внутренней цензуры, то обязательно появится внешняя».

«Извините, но я в трусах» получился многогранным спектаклем — через смех до зрителей доносят идею восприимчивости к чужой точке зрения и через это воспитание себя, развития благодаря ограничениям. Цензура — это границы, перила, которые не только мешают пройти, но и дают поддержку, когда сложно устоять на ногах. И даже когда вы «в трусах».

Фото Тюменского драматического театра/Андрей Павлычев

"