Posted 7 ноября 2020, 00:24
Published 7 ноября 2020, 00:24
Modified 19 августа, 17:48
Updated 19 августа, 17:48
Ольга Владимировна не только долгое время возглавляла геофак ТюмГУ, но и работала метеорологом в тюменском аэропорту «Рощино». Ей хорошо известны капризы природы.
«Нет однозначного мнения о том, что же всё-таки происходит с климатом. В то время, когда я преподавала, существовало несколько гипотез. Помню, шутила со студентами — вот вам 15 сценариев дальнейших климатических изменений, выбирайте сами, в каком из них вы хотите жить», — говорит Ольга Соромотина.
Сегодняшний тёплый период, по мнению Ольги Соромотиной, совершенно не говорит о том, что грядёт глобальное потепление. Напротив, если смотреть с научной точки зрения, то после определённого количества лет наступит похолодание. Всё это время природные аномалии будут постоянно удивлять жителей разных регионов.
По одной из версий, странности природы связаны с изменением переноса воздушных масс с широтного на меридиональное. В первом случае воздух перемещается вдоль параллелей, с запада на восток, во втором от полюса к полюсу — с севера на юг. Сегодня движение воздуха происходит вдоль меридианов, а не параллелей, как это было ещё несколько лет назад. Именно смена переносов способствует проникновению тёплого тихоокеанского воздуха далеко на север, и наоборот — холодного арктического воздуха далеко на юг.
Погодные аномалии, вызванные меридиональным переносом воздушных масс, могут продлиться несколько лет. В отличие от эпохи широтного переноса воздушных масс, когда климатические параметры довольно спокойны, в эпоху меридионального возможны аномальные температуры и неустойчивая погода — ливни и грозы. Последний раз меридиональный перенос господствовал примерно в 40–60-х годах прошлого столетия.
«Предвоенные и военные годы были очень холодными. Тогда отмечались аномально низкие показатели температуры. Это касалось не только тюменского региона. Вся Европа в те годы замерзала. Даже существует мнение о том, что немецкая армия потерпела поражение из-за очень холодных зим. Топливо для её техники не было приспособлено к таким температурам и просто замерзало», — рассказывает наша собеседница.
Сколько продлится новый тип переноса воздушных масс, точно спрогнозировать не берётся никто. Но сдавать свои позиции он явно не собирается. В нынешнем году все сезонные периоды сместились на месяц. В Тюмени досрочно отцвели яблони, сирень и черемуха, уже зреет клубника, весной за сутки выпала половина месячной нормы осадков, укутав город снегом, идут ливни. На Ямал уже в мае пришли сухие грозы.
«Сухие грозы возникают при высокой температуре воздуха. В тундре много сухой травы. Достаточно одной искры, чтобы разгорелся пожар. Думаю, что все остальные сезоны также сдвинутся. Обычно если бывает холодная зима, то вслед за ней приходит жаркое лето. Количество годового ресурса, как правило, уравновешивается», — считает Ольга Владимировна.
По её мнению, такая смена переноса воздушных масс зависит от солнечной активности, которая возникает примерно один раз в 11–15 лет. Поскольку солнце стало более активным, появилось больше энергии. Ещё совсем недавно воздушные массы двигались с Арктики на юг, проходя через Западную Сибирь. В этом году на север стремится воздух из Казахстана. Преодолев территорию Западной Сибири, он достигает Ямала.
«На Ямале есть уникальная территория Тарко-Сале — место изменчивости метеоэлементов. Здесь они сходятся в одной точке. Такого больше нет нигде в мире. Следующее за ним Средне-Сибирское плоскогорье защищает от циклонов. Нагорье заполняется ветрами то с севера на юг, то наоборот. Циклоны становятся малоподвижными, наполнившись арктическими и умеренными воздушными массами, и теряют свою силу», — описывает географические особенности региона Ольга Владимировна.
Однако на эволюцию природы и на глобальные климатические процессы накладывает отпечаток антропогенный фактор. Как отмечает Ольга Соромотина, сухие грозы не могут сравниться с тем ущербом, который причиняет человек.
«Я была на Ямале в те годы, когда ещё не было утилизации попутного газа на месторождениях. Тогда возникало много гроз и ливней. Как только газ начали утилизировать, грозы прекратились, сократилось число пожаров и возвратов самолётов», — вспоминает метеоролог.
Для предупреждения стихийных бедствий необходимы точные долгосрочные прогнозы. Даже если оправданность прогнозируемых событий составляет 80 процентов, это считается хорошим показателем.
«Во время Второй мировой войны на севере создавались метеостанции. Наблюдения были очень важны в то время. Прежде всего — для освоения Северного морского пути. Позже, во время перестройки, число метеостанций резко сократилось. Сделать точный прогноз без длительных наблюдений довольно трудно. Попадание сегодняшних прогнозов совсем не велико. Да и сами прогнозы делаются, как правило, на несколько дней, о прогнозировании на длительный период сегодня мало кто задумывается», — отметила эксперт.