Posted 4 октября 2020,, 13:17

Published 4 октября 2020,, 13:17

Modified 21 октября 2022,, 07:38

Updated 21 октября 2022,, 07:38

Тюмень лишилась проекта «умных» остановок, какие ждать?

4 октября 2020, 13:17
Тюмень считает себя современным городом, имеет брендбук общественного транспорта. При этом в городе нет единого стиля остановок. Этот вопрос поднимался год назад, но вопрос так и не решен. В каком направлении двигаться Тюмени развивая остановочные комплексы или оставить все как есть?

Сейчас в замене или ремонте нуждаются около 330 остановок в Тюмени.

Тюменский бизнес может решить эту проблему. Например, на туристических маршрутах в центре города и его исторической части. Специализированные фирмы могут изготовить и установить остановочные комплексы для города в едином стиле. А эксплуатацию можно передать в руки того же бизнеса для разумного содержания.

Тюмень уже давно доросла до современных «умных» остановок достойного вида и функционала. По данным экспертов такая «умная» остановка может стоить от 3 до 5 млн рублей. Конечно, городская власть может и сэкономить, простые остановки защищающие от осадков могут обойтись в 500 тысяч рублей, но пока комплексного изменения облика остановок нет.

Единый стиль остановок, какой он?

В начале 2019 года заговорили о появлении в городе 150 «умных» остановок.

«В 2018 году мы завершили разработку брендбука общественного транспорта. Сейчас необходимо проработать модель внедрения современных, комфортных и удобных остановочных пунктов. В концепции развития транспортной инфраструктуры приоритет отдается пешеходам и пассажирам общественного транспорта. Именно для данной категории граждан необходимо создать максимально комфортные условия», — отмечал тогда заместитель главы города Максим Афанасьев.

Для установки новых остановок даже планировали заключить концессионное соглашение. Также вопрос обсуждался со «Сбербанком», в части финансирования проекта.

Остановочные пункты планировалось оснастить павильонами, в которых предусмотрены:

— мониторы для демонстрации информации о работе пассажирского транспорта общего пользования (расписание движения, прогноз прибытия автобусов и др.),

— системы видеонаблюдения,

— терминалы «Гражданин-полиция»,

— USB-разъемы для зарядки мобильных устройств,

— роутеры для доступа к Wi-Fi, светодиодного освещения.

Не смотря на массу «полезностей» в таких остановках, существуют и проблемы с которыми могут столкнуться производители и установщики объектов. К остановкам нужно подводить коммуникации, а это требует согласований и дополнительных средств.

Но не удалось найти концессионера, да и уход Максима Афанасьева на должность главы Тобольска сыграл свою роль. Но проект пока не реализован.

«В настоящее время администрацией города Тюмени реализуются мероприятия, необходимые для заключения концессионного соглашения в отношении остановочных пунктов. Определено более 150 таких объектов», — говорил глава Тюмени 30 декабря 2019 года.

То есть за год ситуация никак не изменилась.

К слову, в Тобольске перед приездом президента, уже во второй половине 2020 года, проект единого стиля остановок начали было реализовывать, но натолкнулись на барьер в виде предпринимателей, которые на остановочных комплексах имели торговые точки.

По сведениям инсайдеров «Нашего города» владельцы киосков не хотят сносить свои торговые точки и лоббируют свои интересы в городской Думе Тобольска. Возможно именно поэтому в Тобольске пока все старые остановки не заменены на новые.

Тем не менее накануне в СМИ сообщили, что департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Тюмени заморозил проект умных остановок в лучшем городе Земли.

Какие нужны остановки Тюмени

Наш город опросил урбанистов о том какие остановки нужны на самом деле в Тюмени. Но их мнения разделились.

«Прежде чем рассуждать об остановках, надо понять, откуда взять на них деньги. В диалоге с одним из сторонников „Городских проектов“ представитель администрации прямо заявил — денег на остановки не много, нужно укладываться в бюджет. В этом месте мы возвращаемся к пресловутым приоритетам: на дорогие развязки и заказные сюжеты, таргетированную рекламу развязок деньги есть, а на общественный транспорт — нет», — считает руководитель «Городских проектов» Кристина Шелемеха.

В ее понимании при достаточном финансировании на остановках в первую очередь должно быть грамотно реализовано расписание общественного транспорта.

«Чего не должно быть — так это издевательского расписания. Например, такие таблички можно увидеть на Солнечном проезде. „По будням 39 автобус ходит раз в 8-24 минуты“. Спасибо, очень помогли», — поясняет Кристина.

Также, по ее мнению, остановки должны быть разного размера в зависимости от трафика пассажиров.

«У нас все остановки одного размера. В результате о том, чтобы поставить вещи или отдохнуть на скамейке на остановке „Сквер“, например, мечтать не приходится. А еще нужно укрываться от дождя и не забывать при этом соблюдать социальную дистанцию каким-то образом. Проблема решается модульными конструкциями. Для маленьких остановок — один блок. Для длинных и больших остановок — несколько», — говорит эксперт.

Внешний вид таких комплексов она описала как конструкция с крышей и тремя стенками. Одна боковая стена отдается под лайтбокс. Используется та стена, которая не закрывает вид на подъезжающий транспорт. С внутренней стороны на лайтбоксе размещается расписание и схема движения. С внешней — реклама. Две другие стенки — стеклянные. Это повышает общественное наблюдение. Остановка должна быть хорошо освещена. В участках, где людей ходит мало, ставят антивандальные остановки: боковых стенок нет, только опоры, задняя стенка металлическая. Расписание не под стекло, а напечатано на табличке.

«Теплые остановки с кофе, туалетом и USB не нужны. Если общественный транспорт хорошо ходит, пассажир не проводит на остановке дольше 10 минут. Если расписание внятное, а до следующего автобуса много времени — у пассажира есть возможность сфотографировать график и пойти пока в магазин или кафе», — считает руководитель «Городских проектов».

Ее коллега Аркадий Каюгин немного с ней не согласен.

«У нас в Горпроектах по этому поводу дискуссия возникла. Лично моё мнение, что комфорт остановочного павильона должен быть обратно пропорционален времени ожидания автобуса. Что касается внешнего вида остановок, то они должны вписываться в окружающую среду. Например, если такие же отделанные деревом остановки, как в районе „Затюменского экопарка“, поставить в центре — то вид будет уже не тот, а на своём месте они смотрятся неплохо. Вообще вопросом внешнего вида остановок, как одного из элементов облика города, должен заниматься главный архитектор, которого, как известно, в Тюмени нет», — прокомментировал он.

Кто может создать современные остановки в городе?

Как уже было выше сказано администрация города видела выход в обновлении сети остановок в Тюмени через концессию. Тюменские предприниматели вполне бы могли справится с этой задачей.

По расчетам экспертов, при заключении на договорной основе администрацией Тюмени контракта на установку и содержание "умных" остановок, окупаться они будут около 10 лет. На этот период город будет обеспечен современными и достойными остановками общественного транспорта.

И варианты, которые предлагают урбанисты, также могут быть реализованы местным бизнесом Тюмени. Это касается согласования стиля и функционала таких остановок в разных частях города.

Как отмечают представители бизнеса работу по замене остановок нужно проводить комплексно в рамках договорного или концессионного соглашения, чтобы это процесс не затянулся. А пока горожане терпят откровенное безобразие с остановками, а интернет-пользователи обсуждают самую дорогую остановку в селе Чикча из профнастила.

"