Posted 24 июля 2013,, 08:15

Published 24 июля 2013,, 08:15

Modified 11 ноября 2022,, 19:06

Updated 11 ноября 2022,, 19:06

Обратная сторона нефтяной иглы России

24 июля 2013, 08:15
Российский экспорт состоит из нефти и газа, и перемен на этом фронте не предвидится, констатируют экономисты Всемирного банка в своем недавнем отчете.

Но беда не только в этом — с каждым годом потенциальных экспортеров технологий и услуг в стране становится все меньше: россияне не хотят быть предпринимателями, российские ученые не создают прорывных технологий.

Россия, возможно, и хочет, но никак не может слезть с нефтяной иглы, утверждают экономисты Всемирного банка.

В последнее десятилетие основными продаваемыми за рубеж товарами были нефть и природный газ. В 2009 году на них приходилось 65% российского экспорта. На такие отрасли промышленности, как машиностроение, электроника, оборудования и химические вещества приходилось всего 10% экспорта.

Россия не может претендовать на больший спрос на свои товары со стороны иностранцев — в стране не практически не появляются новые интересные другим странам продукты. Страна поставляет в другие страны только 97 видов товаров, и среди них доминируют природные ресурсы. 26 позиций из списка — сырьевые товары, 11 позиций — продукты лесопереработки. В таких отраслях как металлургия и производство автомобилей Россия не может похвастаться преимуществами. Такая узкая специализация губительна для такой большой страны, как Россия. Из замкнутого круга экспорта сырья очень сложно выбраться, хотя в мире есть несколько примеров, когда странам это удавалось. Но у России вот уже 15 лет не получается поменять свою экспортную специализацию.

Количество фирм в России в среднем больше, чем в Европе и Центральной Азии. Но слишком небольшой процент из них продает свою продукцию за рубеж. В 2009 году только 7% российских компаний экспортировали свою продукцию. В то же время в Индии 12,5% локальных производителей сбывали продукцию заграницу, в Бразилии — 18%, в Китае — 24,5%. Сравнение с Индией и Бразилией особенно поразительно, поскольку обе страны не так активно вовлечены в международную торговлю.

Экспортоориентированность страны зависит от инвестиционного климата, показывают исследования Всемирного банка. Главные факторы — это распространение инноваций, производительность труда и конкурентность внутреннего рынка.

Это логично: чем больше компаний на рынке, тем больше усилий им приходится прикладывать для привлечения клиентов. Сделать это можно либо предложив совершенно новый товар, либо снизив на него цену путем сокращения издержек.

У России дела обстоят плохо с каждым из этих факторов. Производительность труда российских рабочих крайне низкая. Она составляет половину производительности труда рабочих в Бразилии в 2000 году.

Постоянные затраты на экспорт в России в среднем выше, чем в сопоставимых странах. Например, в России фирмы сталкиваются с большим числом перебоев в подаче электроэнергии в месяц, чем в компании в Европе. В России меньшее число сотрудников работает на компьютере. Большое число компаний расплачивается за товары только после доставки, что свидетельствует о недостатке средств.

  • Уровень участия государства в экономике в России очень высок. Процент компаний, принадлежащих государству, в стране почти в два раза выше, чем в Европе.
  • Это приводит к тому, что власти помогают выходить на зарубежные рынки госкомпаниям, в то время как частным фирмам приходится решать все проблемы самостоятельно. Этим и объясняется высокая зависимость российских компаний от госпрограмм стимулирования экспорта.

Рекомендации от Всемирного банка сводятся к отмене преференций для госкорпораций, введение строгих наказаний для участников картелей, в строительном секторе облегчить процесс получения разрешений, сделать приоритетной поддержку молодых ученых, финансировать перспективные стартапы, поощрять инвестиции бизнеса в исследования и разработки. Впрочем, эксперты уже много лет настойчиво говорят о необходимости диверсификации экспорта, но отечественные чиновники как будто не слышат этих советов.

"