Posted 18 декабря 2012,, 10:00

Published 18 декабря 2012,, 10:00

Modified 11 ноября 2022,, 19:00

Updated 11 ноября 2022,, 19:00

Григорий Мансуров: «Нам не нравятся акции „безбожников“, но суд — не наша стезя»

18 декабря 2012, 10:00
На днях около 50 тюменских общественных организаций подписали письмо в адрес губернатора и прокурора с просьбой защитить верующих от нападок безбожников. Это не первая попытка православных активистов защитить свое спокойствие через обращение в прокуратуру. Впрочем, официальные представители епархии от того, чтоб подписать обращение, воздержались.

На днях около 50 представителей тюменских общественных организаций подписали письмо в адрес губернатора и прокурора. Они просят защитить верующих от нападок безбожников. Это не первая попытка православных активистов привлечь к борьбе с неверующими исполнительную власть. Впрочем, епархия осталась в стороне, и письмо не подписала.

5 декабря руководители общественного движения «Народный собор», фонда «Отчий дом» и Тюменского городского родительского комитета (ТГРК) обратились в областную прокуратуру и управления Следственного комитета и Министерства внутренних дел с заявлениями и просьбой «принять меры по защите жителей Тюмени и Тюменской области любого вероисповедания от экстремизма и разжигания религиозной ненависти и вражды со стороны „Союза воинствующих безбожников“ (СВБ)». Через несколько дней губернатору было направлено письмо с просьбой лично проконтролировать ситуацию.

Предыстория

Отношения между «безбожниками» и православными активистами в Тюмени, конечно, никогда не были теплыми, и это не первая попытка ТГРК уличить СВБ в экстремизме. Так, 14 апреля (накануне пасхи, подчеркивают православные активисты) в Тюмени прошла очередная акция безбожников, посвященная отношениям общества и церкви. Тогда православных оскорбила сценка с участием «попа», бумажным крестом «изгоняющего бесов» из большевиков. Акция унижает верующих и призвана разжечь ненависть и вражду, сочли активисты и в доказательство своих слов указали на комментарий к анонсу акции на одном из тюменских сайтов — там кем-то был процитирован призыв Владимира Ленина расстреливать попов.

Катализатором же конфликта стала история с группой Pussy Riot. Тюменские политические активисты неоднократно выступали на митингах в поддержку девушек, и сторонники патриархальных взглядов не смогли проигнорировать это Они пришли на августовскую акцию, устроив, фактически, параллельный с заявленным пикет «за нравственность» и вступив с защитниками панк-группы и закона в агрессивную полемику. В тот день дальше слов дело не пошло, но уже в ноябре православные активисты, в частности, из ТГРК, вновь появились на митинге против политических репрессий, теперь в компании молодых «русских патриотов». Там, «следуя оскорбленному религиозному чувству и обостренному чувству справедливости», заместитель председателя ТГРК Алексей Медведев («случайно оказавшийся на митинге»), выхватил из рук организатора акции и порвал плакат, на котором была изображена девушка в балаклаве, распятая на кресте. Чуть позже, во время выступления Андрея Кораблева, лидера безбожников, один из патриотически настроенных молодчиков выскочил на сцену и сбил оратора с ног.

На нарушителей спокойствия были составлены протоколы об административном правонарушении, но в долгу они не остались. Итогом того вечера и стало названное заявление в прокуратуру и письмо Владимиру Якушеву.

Среди поводов для того, чтобы судить лидера тюменских воинствующих безбожников Андрея Кораблева «за экстремизм», по мнению православных, — плакат с «распятой» девушкой в маске, картинки с личной страницы Кораблева во «ВКонтакте» (например «Пили кресты — спасай Россию» с изображением участницы украинского движения Femen) и даже самое название организации — Союз воинствующих безбожников.

Кто разжигает ненависть?

Как пояснил Андрей Кораблев, это уже не первый случай, когда его пытаются обвинить в экстремизме:

«Этот донос уже не первый. Но разницей является то, что в данном случае клерикалы сунули свой нос на мою страницу и их что-то там оскорбило. Это уже смахивает на мазохизм. То есть религиозный человек знает, что он заходит на страничку воинствующего безбожника, что там может быть что то, что ему не понравится, но он всё равно лезет туда, чтобы оскорбиться. Отчитываться перед ними я не намерен, а закон я не нарушал.

«Это — очередной пиар-ход, обусловленный, возможно, необходимостью разжигать страсти в обществе. По сути их заявление содержит все признаки разжигания розни между верующими и не верующими. Я еще раз напомню, что СВБ борется против усиления клерикализации, а не против верующих людей», — добавил Андрей.

Он рассказал свою версию этой истории:

Примерно 50 подписавшихся

Говоря об обращении к губернатору, православные активисты подчеркивают число и статус подписавших его: это и председатели национальных землячеств, автономий, объединений (украинского, грузинского, узбекского, немецкого, казахского, белорусского, армянского), члены мусульманских организаций, протестантской церкви…, и даже тюменский руководитель «Молодой гвардии».

Заметим в скобках: чтобы дотянуть количество подписантов до красивого числа, пришлось пойти на уловки. Так, где-то один человек подписывается от лица двух разных организаций, где-то регалии другого разбиты на два пункта.

Письмо и список подписавшихся прокомментировала редактор NashGorod.ru Лариса Некрасова:

«Посмотрев на список, понимаешь, что большинство людей из подписного листка еще 25 лет назад были убежденными атеистами: коммунистами и комсомольцами. В конце 70-х, в начале 80-х годов перед гибелью идей коммунизма в России, комсомольские ячейки бились с интересом молодежи к православной (и любой другой религиозной) культуре. Вспоминаются собрания, на которых „пропесочивали“ комсомольцев за ношение крестов. Из комсомола не выгоняли из жалости, а вот с партийным билетом (члена КПСС) можно было расстаться и за появление на литургии, и за крещение ребенка.

Теперь „маятник“ умонастроений правящего класса в стране качнулся в другую сторону: „православные чекисты“ стоят массово со свечками в храмах в праздники, околоцерковные деятели беспардонно вторгаются в общественную жизнь, требуя закрыть художественные выставки, концерты, спектакли. И это происходит в стране, где, по Конституции, церковь отделена от государства».

Позиция епархии

Примечательно, что в списке «не хватает» одной важной подписи — кого-либо из официальных представителей Тобольско-Тюменской епархии.

Комментарий редакции NashGorod.ru дал пресс-секретарь епархии Григорию Мансурову. Он рассказал, что о происходящем знают, но подписывать письмо воздержались: «Наше отношение к акциям, направленным против Православной церкви, конечно, не может быть положительным и хотелось бы, чтобы этих акций не было. Заявление в прокуратуру подписано тремя частными лицами, и если кто-то хочет дать судебный ход этому делу, вступиться за нас, — это их личное дело и их право. А ходатайствовать самим за себя нам кажется неправильным, и, хотя мы против таких акций, суд — не наша стезя».

P. S.

Напомним, попытки защитить христианскую мораль через обращение в прокуратуру в Тюмени уже предпринимались не раз, и, отчасти — успешно. Так, по требованию активистов организации, в музее изобразительных искусств была закрыта выставка «Тайны инквизиции». Под давлением православных родителей в Тюмени в прошлом году отменили «змби-моб», а этим летом не состоялось выступление Анатолия Кашпировского. Нельзя не вспомнить и недавние, уже не тюменские, скандалы с попытками осудить Мадонну за пропаганду гомосексуализма и заставить Эрмитаж закрыть «экстремистскую» выставку братьев Чемпен.

Фото Дарьи Козачок

Видео со страницы Андрея Кораблева

"