Posted 1 декабря 2020,, 04:34

Published 1 декабря 2020,, 04:34

Modified 21 октября 2022,, 07:45

Updated 21 октября 2022,, 07:45

Елена Коробейников

Елена Коробейникова рассказала о новом формате работы Союза дизайнеров в Тюмени

1 декабря 2020, 04:34
Фото: 1Mi
Елена Коробейников
Об особенностях профессии и как будет проходить в Тюмени XXII Всероссийский конкурс дизайна «Нашему городу» рассказала председатель регионального Союза дизайнеров России Елена Коробейникова.

Расскажи, пожалуйста, что для тебя значит профессия дизайнера?

Мне нравится, как звучит слово «дизайнер» в наши дни. Сегодня много людей без образования, которые участвуют в ремонтах помещений и называют себя дизайнерами. Широкая общественность не совсем понимает разницу между дизайнером с образованием и без. А она колоссальна. Я всегда говорю, не зря нас учат в институтах пять-шесть лет, некоторые учатся всю жизнь. К тому же существует не очень правильное представление о работе дизайнера. Когда ты представляешься этим специалистом, то все полагают, будто ты делаешь интерьеры.

В чём же тогда дизайнеры отличаются?

Дизайн — очень разный: промышленный, коммуникативный, средовой. Среда — это то, что нас окружает, сюда попадают и ландшафтные проекты, и входные группы. В коммуникативном дизайне: реклама, иллюстрации, фирменный стиль (брендбук). Ещё есть арт-дизайн и мультимедиа, дизайн костюма и текстиль. Хочу сказать, что тема, о которой мы говорим разнопланова. Союз Дизайнеров России собирает внутри себя разных специалистов сферы дизайна, а не только экспертов интерьерного вопроса. Он включает не только людей, которые зарабатывают, но и тех, кто бесконечно развивается, налаживает производства, преподает, старается сделать мир вокруг нас визуально качественнее.

Когда был основан Союз дизайнеров?

Тюменское региональное отделение основано в 1991 году, а сам Союз основан немного раньше. Возраст организации — двадцать с небольшим плюсом. Союз дизайнеров России представляет собой Всероссийскую Общественную Организацию, в неё входят региональные отделения. Итого — 40 тысяч дизайнеров по всей России. Важно отметить, что наше тюменское отделение — юридически самостоятельная организация, но мы входим в структуру Союза Дизайнеров России. Региональных отделений мало, потому что это большая ответственность, но и большая честь.

Большая ответственность?

Нельзя так просто прийти и сказать: «Я хочу открыть региональное отделение». Для подобного шага нужны заслуги: участие в выставках, постоянная творческая работа внутри региона. Это прежде всего про культуру, искусство и традиции, которые уходят корнями в 20-е года прошлого века.

Что за боль у каждого дизайнера по восприятию его профессии начиная с 90-х годов? Дизайнеров стали так воспринимать, потому что стало проще с компьютерными программами работать: Photoshop освоил и ты дизайнер?

Доступ к компьютерным программам свободен. Любой человек может поставить пакет Adobe, работать с ним и называть себя дизайнером. Нужно воспитывать заказчиков, потому что они во многом формируют восприятие нашей профессии. Никто не любит платить высокие гонорары. Есть крупные компании, которые понимают требования времени и готовы платить за хороший дизайн. Но чаще работа случается с небольшими заказчиками. Зачем платить больше, когда можно найти дешёвого специалиста? Поэтому, задача Союза Дизайнеров в том числе — это образование заказчика, рассказ о том, что есть «хороший дизайн» и его продукт.

Результаты есть на этом тяжёлом пути просвещения?

Да, за минувшие десять лет заказчик стал более образованным. Появилась возможность ездить по миру и смотреть, как обстоят дела в аналогичных отраслях и сферах в других государствах. Когда заказчик возвращается, то видит своими глазами, где качественный продукт, где нет. К чему вообще нужно стремиться. Сейчас гораздо чаще сталкиваемся с теми, кто готов платить, потому что понимают, качественный продукт дизайна — это серьезные интеллектуальные и временные затраты.

Что за стандарты в мире в любых формах дизайна? Что меняется, что становиться востребованным.

Я бы не стала российский дизайн сравнивать с мировым, потому что у нас разные пути развития. Абстрактно скажу, что в Европе не существует Союза Дизайнеров. У них существует организация, которая примерно звучит как «ассоциация архитекторов». Это очень примерный перевод. Люди, которые в неё входят, получают лицензию. Без неё архитекторы не имеют право на деятельность. Это совершенно другой порядок работы. Их дизайн — больше концептуальный, наш — интуитивный и развивался стихийно. Российский коммуникативный дизайн ближе к картине, чем к концепции. Сейчас появляются объединения молодых ребят, которые занимаются современным искусством. Это совсем новое поколение, которое смотрит в сторону запада. Но в целом, наша генеральная линия своя и она очень отличается.

Тебе бывает обидно, когда ты видишь не дизайн, а нечто ужасное, которое словами-то почти невозможно охарактеризовать? Если такие моменты бывают, то что ты хочешь сделать?

Я хочу, чтобы все получали правильное образование и правильно себя применяли. Я придерживаюсь теории, что каждый человек очень ценен какими-то своими способностями. Просто эти способности не всегда раскрыты и находятся в правильном месте. Художник должен заниматься своей деятельностью, а дизайнер своей. У меня два образования и оба имеют прямое отношение к дизайну. Нам очень хорошо преподавали классическую изобразительную школу, поэтому был внутренний дисбаланс между искусством и дизайном. Потребовалось много усилий, чтобы эти понятия разделить, а потом собрать. Дизайнер — это художник и проектировщик в одном флаконе. Это сложный стык двух противоположностей. Не каждый человек способен в себе это совмещать.

Мы подходим к тяжёлому делу, которым ты занимаешься: организацией XXII Всероссийского фестиваля дизайна, архитектуры, искусств. Расскажи, что это за фестиваль?

Тюменское региональное отделение Союза Дизайнеров России проводит ежегодный фестиваль. В разное время он имел статус от регионального до международного. В этот раз он всероссийский. Впервые мы вышли в формат онлайн и фестиваль будет проходить на онлайн площадке daafest.ru. С 1 по 7 декабря любой человек может зайти, посмотреть все работы и проголосовать за любые понравившиеся. По итогам голосования будет приз «Фаворит общественности». Тюменское региональное отделение — единственное в России, которое проводит мероприятия такого масштаба. Масштаб в том, что мы рассматриваем все направления дизайна. На фестивале представлены: средовой дизайн, коммуникативный, индустриальный, дизайн костюма и архитектура. Мы не представили в этом году направление «Искусство», так как считаем, что искусство стоит смотреть только в живую — глаза и сердце в таком случае воспринимает прекрасное лучше.

Какими подробностями можешь поделится фестиваля этого года?

У нас 48 городов участников, мы обработали около 600 заявок. Сначала происходил первоначальной отбор, потому что это статусное событие, и мы не можем разместить всех желающих. Для фестиваля отобрали чуть меньше 500 работ, они размещены на площадке daafest.ru. Кроме голосования общественного у нас есть жюри из десяти человек. Все члены Союза: преподаватели ВУЗов и общественные деятели. Ещё предусмотрены спец дипломы «Лучшая идея года», «Лучший реализованный проект» и «Лучший студенческий проект».

Мне стало интересно, как вы организуете столь большое событие?

Это командная работа. Я не единолично занимаюсь организацией и хотела бы поблагодарить людей, которые работают вместе. Это правление из семи человек: Антон Аникин, Анжелика Белозёрова, Алёна Емельяненко, Светлана Зуева, Ольга Лукина, Елена Пискайкина и я. У нас команда равных, в которой нет отношений руководитель - подчинённый. Мы — профессионалы из «одной песочницы».

Подозреваю, что этот год был самым сложным из-за коронавируса. Вся эта ситуация вам облегчила работу или усложнила?

Интересный вопрос… Наверное 50\50. Мы вышли в новый формат. До этого мы проводили событие только в оффлайн. Это были «живые» выставки и показы, лекции. В этом году мы не тратили время и силы на организацию «живых» мероприятий, но обкатали совершенно новый формат, который ранее не был опробован. Сложно просчитать все детали. Потому что, когда организуешь мероприятие, всегда появляется много подводных камней и тонкостей.

Как ты пережила период самоизоляции и меры повышенной готовности?

Скажу честно: в моей жизни почти ничего не изменилось. Я как с утра садилась за работу, так вечером работу и заканчивала. Наверное, было сложно. Я люблю петь в караоке и мне не хватало именно этого. Я считаю, что правило и рекомендации для всех одни: занимайтесь своим любимым делом. Когда посвящаешь ему всего себя, то время пролетает незаметно, а чувство выполненного долга даёт хороший позитивный настрой. Я всегда говорю, что не нужно бороться с ветряными мельницами Мира, необходимо начинать с себя и с маленького дела, которым ты занимаешься. Это тоже про дизайн.

"