Posted 9 апреля 2021, 06:34

Published 9 апреля 2021, 06:34

Modified 19 августа, 18:28

Updated 19 августа, 18:28

Стекольный бизнес чудом пережил пандемию, какие у него дальнейшие перспективы?

Стекольный бизнес чудом пережил пандемию, какие у него дальнейшие перспективы?

9 апреля 2021, 06:34
Фото: 1Mi.
Стекло очень востребованный материал на российском рынке, но пандемия и кризис в экономике сильно ударили по стекольному бизнесу. Как выживают стекольщики в Тюмени, как будет развиваться рынок, и почему строительный бизнес это спасение для производителей стекла в материале «Нашего города».

В Тюмени нет больших производств прокатного стекла. Но изготовители стеклянной продукции отмечают, что коронакризис сильно ударил по их бизнесу.

Коммерческий директор фирмы «Стеклоцех» в Тюмени назвал ситуацию тяжелой.

«Мы изготавливаем в основном безопасное стекло — триплекс (автобусы, спецтехника), гнутое стекло для лобовых стекол грузового импортного транспорта и витрины магазинов — индивидуальные заказы», — рассказывает о производстве Сергей Бусаров.

В Тюмени предприятие работает около 20 лет.

Представитель компании отметил, что на расходы предприятия сильно повлиял рост цен на топливо и выросший курс валют.

«Это очень дорогое производство. Это очень непростое производство. Для этого нужно обладать сырьем. Для этого нужно обладать соответствующим оборудованием. Для этого нужно вкладывать достаточно серьёзные деньги, чтобы его наладить», — говорит о бизнесе в целом президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Оборот стекольного рынка России, по оценкам экспертов, составляет около 70 млрд рублей в год. Внутреннее производство закрывает рынок на 90%. В 2020 году в России было выпущено 217 миллионов квадратных метров стекла. Почти половина продукции пришлась на окна. Четверть — на фасадные решения. Чуть меньше — на стёкла для интерьера, в том числе, зеркала. Ещё один крупный сегмент — автомобильные стекла. На него приходится 6% рынка.

Гендиректор компании «ТюменьСтеклоЦентр» Евгений Рагозин отметил, что до пандемии его компания закупала сырье за границей и после введенных ограничений, компания почувствовала нехватку материалов для производства изделий из стекла.

Более того, он отметил, что качество производимого стекла упало.

«С повышение курса зарубежное стекло стало не выгодно покупать. Любой другой человек придёт и выберет более дешевое стекло», — говорит Евгений Рагозин.

Теперь компания полностью перешла на российское стекло.

«Раньше через посредников мы закупали — это город Стерлитамак, Белгород, турецкого производства было стекло, Польша естественно, Бельгийское стекло», — рассказал бизнесмен.

Евгений Рагозин уверен, что с переходом на отечественных производителей, перебоев с поставками не будет, хотя ассортимент пока оставляет желать лучшего.

Сегодня в России печи есть только у девяти компаний-производителей листового стекла. Самый крупный отечественный игрок на рынке — «Салаватстекло». В его активе два завода: в Саратове и Башкирии. В 2020 году их суммарная выручка превысила 14 миллиардов рублей.

В «ТюменьСтеклоЦентре» отметили довольно высокое качество данного производителя, но и у салаватского завода 2020 год выдался не из легких.

«Мы были вынуждены снижать объёмы производства. Какое-то количество времени даже били стекло, чтобы не перенасытить рынок. Ситуация изменилась в июне, когда снимали предупредительные меры. Начал оживать спрос», — говорит директор по производству листового стекла компании «Салаватстекло» Максим Скиртин.

Тюменцы отдают предпочтение именно салаватскому стеклу, как сказал Евгений Рагозин все дело в песке.

Действительно в рецепте стекла пять основных ингредиентов: песок, сода, доломит, полевой шпат и известняк. Их смесь называют шихтой. В печи шихта при температуре в 1600 градусов расплавляется и вытекает с другой стороны в виде бесконечной ленты. Лента стекла после печи проходит через ванну с расплавом олова. Стекло не тонет в нём, а идеально полируется о поверхность металла. Здесь же задают ширину и толщину стекольной ленты. Дальше стекло поэтапно остужают до комнатной температуры. Перед нарезкой на листы, ленту стекла сканируют на дефекты. Их вырезают и отправляют в переплавку. Дальше часть стекла упаковывается и отправляется заказчикам. А часть — попадает на линии нанесения покрытий. Но тут есть свои особенности. Так зеркалом может стать только самое свежее стекло, не старше месяца с даты выплавки.

«Потому что при нанесении зеркального покрытия проявляются все дефекты, которые видны невооружённым глазом. Соответственно очень высокие критерии по качеству к исходному стеклу», — поясняет Максим Скиртин.

В 2020 году из-за коронавируса и экономического кризиса прибыли компаний стали падать. Но причина не только в снижении объёмов заказов из-за пандемии. Большая часть оборудования в отрасли — зарубежное.

Гендиректор «ТюменьСтеклоЦентра» рассказал, что у компании почти нет отечественных станков.

«Обслуживание в любом случае, у любого агрегата есть. То есть независимо, либо это ЧПУ станок, либо это простой станок. Но комплектующие поставляют либо немцы, либо китайцы», — говорит руководитель компании.

Обслуживать станки из-за роста курса валют, стало дороже. Российская Торгово-промышленная палата уже обращает внимание на эту проблему.

«Мы предложения свои формулировали, что нужно разрабатывать программу по развитию именно оборудования для стекольной промышленности — естественно, государство должно поддержать — чтобы интересы отрасли в этой части удовлетворить», — говорит Сергей Катырин.

За счет чего же может развиваться отечественный рынок производства стекла. Предприятия, производящие только листовое стекло точно не выживут, нужно диверсифицировать свое производство.

Например, так свое производство переориентирует дочка американской корпорации «Гардиан Глас».

Спрос в России больше всего растёт именно на сложные продукты. «Гардиан», не увеличивая общий объём производства, намерена снизить долю листового стекла в портфеле в пользу стёкол с покрытием.

«Наш продуктовый портфель мы собираемся наращивать за счёт интерьерных решений: это обратно окрашенное стекло, увеличение производительности экологичного безмедного зеркала. И также на нашем заводе в Ростове мы собираемся запустить новую линейку продукции с двойным серебром», — рассказывает генеральный директор компании «Гардиан стекло сервисис» Елена Рассудимова.

Огромная часть производимого стекла идет на изготовление стеклопакетов и окон. А рост рынка индивидуального строительства и строительной отрасли в целом пошел на пользу стекольному бизнесу.

За последние пять лет коэффициент остекления в российских домах и квартирах вырос до 20%. Игроки рынка ожидают, что в ближайшие годы каждая четвёртая поверхность в нашем жилище будет прозрачной. А основными потребителями стекла становятся — строителей жилья.

«В целом, отрасль работает. Строительство всё-таки поддержали. Спрос есть. Он сегодня удовлетворён. Никто из строителей вам не скажет, что он не может достать стекло. Стройка, конечно, достаточно сильно присела из-за ковидных дел, но в целом, 2020 достаточно успешным получился с точки зрения строительства. Ну и, соответственно, результат по стеклу», — говорит Сергей Катырин.

Это очень важно для Тюмени и Тюменской области, где темпы строительства одни из самых высоких в стране. В регионе реализуются различные архитектурные проекты, которые без качественного стекла потеряли бы инвестиционную привлекательность.

Подпишитесь