Posted 12 февраля 2021, 13:43
Published 12 февраля 2021, 13:43
Modified 19 августа, 19:03
Updated 19 августа, 19:03
Сейчас в Тюмени несколько десятков компаний, продающих текстиль и сформировавших рынок сбыта. Еще 10 лет назад ткани и швейную фурнитуру производили на крупных предприятиях отрасли — Камвольно-суконном комбинате (КСК) — ОАО «Кросно» и фабрике валяной обуви.
Тюменское ОАО «Кросно» было единственным предприятием Уральского федерального округа, включенным в Стратегию развития российской легкой промышленности до 2020 года. Инвестиционный проект фабрики объемом 527 миллионов рублей предполагал полное техническое перевооружение.
Но ни «Кросно», ни фабрика валяной обуви сейчас не существуют, они были закрыты в 2000-х. На месте производств сейчас либо пустыри, либо заброшенные корпуса. В Тюмени текстильных производств нет.
Предприятия развивались в советские времена благодаря плановой поддержке. Было налажено производство костюмных и пальтовых тканей, шерстяных и ситцевых. Только один КСК производил 10 миллионов погонных метров тканей в год.
Для понимания масштабов и всей технологической цепочки можно вспомнить, что у КСК ежегодно засеивались льняными культурами около 230 Га полей для выращивания своего льна, предприятие работало с несколькими десятками владельцев отар овец по всей России напрямую.
К началу 2009 года доходы КСК-Кросно должны были достигнуть 378 миллионов рублей. В последние годы этот показатель колебался в диапазоне 280-310 миллионов рублей в год. Но предприятие привели к банкротству.
По словам последнего руководителя «Кросно» Анатолия Петровского кризис текстильного производства в Тюмени не стал неожиданностью:
«Россию может ожидать и, скорее всего, ожидает кризис как в шерстяной и текстильной промышленности, так и в легкой промышленности в целом. Ни правительство, ни государство не встают на защиту бизнеса. Мы живем сегодня „с зашоренными глазами“ (по-русски говоря): кроме нефти и газа, ничего не видим. Возможно ли разбогатеть на легкой промышленности? Да, но необходимы огромные вложения на перспективу уже сейчас. Вспомним историю: все страны начинали с текстиля. Американская фирма, с которой мы работаем, проводит сегодня миллиардные обороты, причем в долларах, а не в рублях. Вспомним Турцию, где легкая промышленность — одна из важнейших экономических составляющих…», — рассказывал Анатолий Петровский в интервью журналу «Директор-Урал» в 2009 году.
По предварительным оценкам правительства и участников отрасли, производство текстильной продукции в России в 2020 году выросло на 23% — до 260 миллиардов рублей. Четверть этой суммы пришлась на выпуск тканей. Пятая часть — на производство постельного белья. Ещё 15% — за столовым бельём и полотенцами. Остальное — доля прочей текстильной продукции, в том числе нетканых материалов.
В российской лёгкой промышленности сегодня работает свыше 20 тысяч компаний. В основном это мелкие швейные предприятия. Текстильные производства — напротив — крупные.
Обычно они выстраивают всю производственную цепочку: от обработки первичного сырья до продажи готовой продукции. Но таких игроков на рынке мало.
Задача государства сегодня — поддержать производство текстиля:
«Надо сохранить поддержку, которая была. Субсидируется порядка 3 миллиардов рублей на различные виды субсидий. Здесь понятно, чем больше будет субсидий, тем больше будет доля российских производителей на этом рынке».Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Производство шерсти в России за пять лет сократилось на треть — до семи миллионов квадратных метров. А вот выпуск хлопчатобумажных тканей — наоборот — увеличивается. И крупные игроки доминируют в своих сегментах.
С января 2021 года в России введена обязательная маркировка домашнего текстиля. На шарфы и любую одежду, сделанную на заказ, она пока не распространяется. Все остальные участники отрасли вынуждены маркировать свои товары. В Торгово-промышленной палате считают, что эту обязанность игроков рынка следует подкрепить правом на поддержку:
«Необходимо закупать это оборудование, внедрять программные продукт и всё, что с этим связано. Было бы правильным помогать предприятиям, по крайней мере субсидировать ставки по кредитам, которые они берут для того, чтобы это внедрять. Особенно для малых предприятий софинансировать внедрение этого оборудования с последующей отдачей при реализации», — Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Маркировка по замыслу правительства, должна вывести текстильный рынок из тени. По оценкам участников отрасли, доля контрафактной продукции в России может достигать 25% от объёмов продаж. Процесс легализации в том числе позволит отечественным предприятиям нарастить свои доли.
Но для интенсивного развития российские ткачи нуждаются в качественном и недорогом сырье, современном оборудовании и кадрах. Они надеются, что при помощи государства эти три нити удастся связать воедино. В результате получится крепкий бизнес-вектор.