Posted 2 октября 2020,, 14:44

Published 2 октября 2020,, 14:44

Modified 21 октября 2022,, 07:40

Updated 21 октября 2022,, 07:40

Итоги войны в Сирии: оправданно вмешательство или нет

2 октября 2020, 14:44
30 сентября 2015 года авиация России нанесла первые удары по боевикам в Сирии. Официально война давно закончилась. Но военные продолжают оставаться в Сирии. «Новые известия» совместно с экспертами оценивали «сирийскую пятилетку»: какую пользу война принесла для России.
Сюжет
Путин

Операция в Сирии стала возможностью покрасоваться России на международной арене. Впервые наша армия воевала в другом государстве. Потери за пять лет составили 120 человек. Информационная война представила конфликт русским, как американцам показывали «Бурю в пустыне». После объявления об окончании конфликта даже геополитические противники признали Владимира Путина победителем. Только это мнение бытует не во всём мире, как после весны 1945 г…

Предпосылки

С 2011 года в Сирии шла гражданская война. Метастазы начались после арабской весны в странах Ближнего Востока. Жестокое подавление выступлений спровоцировало вооруженную борьбу против президента страны Башара Асада. До 2013 года режим Асада сдерживал натиск разных военных группировок. Но с усилением Исламского государства (запрещено в РФ — ред.) положение правительственных войск сильно ухудшилось. Оно собрало радикальных исламистов всего мира. В 2015 году под контролем Асада было лишь 28% территории государства.

«Главный смысл операции в Сирии заключался не в войне с терроризмом. Главный смысл на момент, когда операция начиналась в 2015 году — было выйти из международной изоляции, связанной с успехами России на Донбассе и в Крыму. Вы не хотите со мной разговаривать, как бы говорил Путин, я заставлю вас со мной говорить», — считает военный эксперт Александр Гольц.

Позиция России отлично известна. Кроме желания сохранить Асада как единственный светский режим на Ближнем Востоке, эксперты указывают на выходцев из России, которые воевали в рядах ИГИЛ. Они могли вернуться и представлять серьезную угрозу: боевики, вкусившие крови, которые знают методы конспирации, партизанской войны и опыт городских боёв.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил когда отчитывался об военной операции:

«Ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тысяч боевиков, в том числе 4,5 тысячи боевиков из Российской Федерации и стран СНГ», — заявил Шойгу в статье газеты Минобороны РФ «Красная Звезда».

Особенности войны

Активная фаза российской военной операции в Сирии продолжалась почти полтора года. Хотя в Сирии воевали спецназ, военная полиция и флот, основную роль играла авиация.

— Сирийская война очень специфическая, — говорит Александр Гольц. — Она характеризуется двумя основными факторами. Первое: отсутствие у противника систем ПВО. Он был совершенно беззащитен перед российскими авиационными ударами. Успехи в воздухе закреплялись на земле проиранскими полувоенными формированиями.

За 5 лет совершено более 44 тысяч боевых вылетов. 90% российских военных летчиков прошли через Сирию.

Кто против кого воевал

Путин, выступая на Генеральной ассамблее ООН в конце сентября 2015 года, куда он приехал после 10-летнего отсутствия, назвал ИГИЛ (запрещена в РФ) главной силой, противостоящей армии Асада. Президент России предложил создать коалицию, основанную на трех задачах: нанесение авиаударов по позициям ИГ (запрещена в РФ), поддержка сил Асада и курдов. Также запуск мирного процесса, при этом Асад сохранит свою власть.

Очень скоро стало понятно, что для российских военных главной задачей стала поддержка сирийской армии и расширение территории, контролируемой Асадом. В результате боевых действий режим в Дамаске на сегодня контролирует 80% территории страны. На севере остается идлибский анклав, который продолжают удерживать группировки, близкие к Аль-Каиде (запрещена в РФ). Нюанс в том, говорят эксперты, что часть тех, кто вытеснен в эту зону, является протурецкими силами. Турция препятствует сирийской армии, которая набрала силу, когда в марте–апреле развернулись боевые действия между Турцией и сирийской армией.

Министр обороны Шойгу к 5-й годовщине отчитался, что ИГИЛ (запрещена в РФ-ред.) на территории Сирии уничтожен. Тем не менее, пятая часть территории контролируется противниками Башара Асада.

Торговля оружием

Ежегодно Россия поставляет оружие на 14-15 миллиардов долларов, сохраняя второе, после США место по продаже вооружений в мире. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, объем долгосрочных заказов на технику и вооружение оценивается в 55 миллиардов долларов. Наибольшим спросом пользуются боевые самолеты и системы ПВО и ПРО.

Военные говорят, что в Сирии было использовано большое количество нового вооружения. Системы проверялись с боевых условиях, дорабатывались и проверялись снова.

«Были специально обкатаны новые системы, важные для российской армии, включая потенциальные средства доставки тактического ядерного оружия — ракеты „Искандер“, „Калибр“, авиационные крылатые ракеты (Россия использовала в Сирии ракеты Х-101), береговые комплексы „Бастион“, которые стреляли по земле, — а также все типы новых боевых самолетов, которые Россия приняла на вооружение», — рассказал ВВС старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.

Эксперты считают, что любое вооружение, опробованное в реальной войне, продается значительно лучше, чем неопробованное.

Если вернутся к практической стороне дела, то главными бенефициарами сирийской войны стали США. В Центре анализа мировой торговли оружием указали на ряд мегасделок, которые заключили американцы со странами Ближнего Востока. Так, другой партнер США по коалиции в Сирии Саудовская Аравия закупила вооружений на рекордные 13,44 миллиарда долларов. Наши эксперты сообщили, что они не знают о продажах российских вооружений в страны Ближнего Востока.

«Операция длится 5 лет. Должен быть бум в продажах российской авиационной техники. Бум не просматривается. Что-то продаем, индийцы что-то собираются закупать, что-то там немножко в Юго-Восточной Азии, и совсем ничего в регионе (на Ближнем Востоке — „НИ“). Эта теория не находит подтверждения», — рассуждает Александр Гольц.

Победа

С точки зрения объявленных задач кампания в Сирии окончилась победой.

Но это мнение отражает официальную российскую позицию. А к ней у наблюдателей есть много вопросов. Алексей Малашенко, политолог, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» спрашивает:

- Ни один серьёзный аналитик не говорит о «победе» Путина в Сирии. Это говорят где-нибудь в Европе и наши пропагандисты. Победы нет. В чём победа? Абсолютно легитимный режим Асада? Прекращение гражданской войны? Достижение решения проблемы Идлиба? Контроль над территориями тоже вызывает вопрос: кто-то говорит, что он, Асад, контролирует восемьдесят процентов территории, кто-то считает, что только тридцать. А потом, что означает этот контроль? Есть оппозиция, есть исламисты, есть курды. Есть местное самоуправление, которое вообще не хочет никому подчиняться. Им надоел и Асад, и исламисты, и курды. Война продолжается.

"