Posted 30 июня 2016,, 17:38

Published 30 июня 2016,, 17:38

Modified 11 ноября 2022,, 19:48

Updated 11 ноября 2022,, 19:48

Шамиль Агаев: Попал на «КиноПоиск», как и мечтал

30 июня 2016, 17:38
Год назад в тюменских группах и пабликах появились картинки, на которых обыгрывался знак «Я люблю Тюмень». Многие их видели, но мало кто знает, кто был автором креатива. Идеи остроумных картинок принадлежат Шамилю Агаеву, тюменскому сценаристу и копирайтеру.

В его багаже также победа в конкурсе сценариев проекта Disney (одна из частей киноальманаха «Счастье — это…» была снята по идее Шамиля), серьезные и шутливые посты, которые набирают тысячи лайков. Страничка тюменца популярна на сайте «Пикабу», его фотографии и шутки репостят в сообществе MDK, растаскивают по сети — чаще всего, без указания авторства.

Шамиль Агаев рассказал NashGorod.ru о том, легко ли рождается креатив, почему он не уезжает из Тюмени и почему у мужчин с Кавказа хорошо подвешен язык.

Для начала расскажи о себе — кто ты, чем занимаешься, твои достижения?

— Мне недавно исполнилось 24 года. Уже в школе я понимал, в какую сторону у меня работает мозг: мне было интересно писать, снимать, придумывать всякие штуки. Но поступил я на экономиста в ТюмГУ. Здесь нет противоречия — я пошел за профессией, которая, если что, меня прокормит.

Это была подушка безопасности на случай, если я окажусь бездарностью. И сейчас как раз тот период жизни, когда идет выяснение, пригодится мне она или нет.

Не хочу никого обидеть, но считаю, что киномастерству и другим творческим направлениям учиться бессмысленно. Если ты рожден режиссером, тебе не нужен университет, чтобы снять дебютный фильм. А большинство молодых людей искренне верят, что когда отучатся, получат диплом, что-то перещелкнет в их голове, и они смогут снимать кино.

Что тебя кормит сейчас?

— Фриланс. Пишу по заказу тексты, но не художественные, а документальные, сценарии мероприятий, рекламных роликов. И есть несколько сторонних проектов, не связанных с кино.

Получается, ты зря учился 5 лет, раз не работаешь по специальности?

— Это была подушка безопасности на случай, если я окажусь бездарностью. И сейчас как раз тот период жизни, когда идет выяснение, пригодится мне она или нет. Я работал какое-то время в офисе — это не мое.

Не хочу никого обидеть, но считаю, что киномастерству и другим творческим направлениям учиться бессмысленно.

Расскажи о своем участии в диснеевском проекте «Счастье» — наверное, самом крупном твоем успехе. Насколько я знаю, ты выиграл в конкурсе сценариев?

— Я писал тексты еще со школы, участвовал в нескольких конкурсах. Диснеевский был третьим. И я безумный счастливчик, что мне удалось победить в нем. Того же Стивена Кинга согласились опубликовать только с 51, если не ошибаюсь, раза. По идее, я должен был еще лет десять рассылать свои тексты повсюду, чтобы меня заметили.

В конкурсе Disney я выиграл в 22 года, и тогда я чувствовал себя крутым. Я мечтал, чтобы информация обо мне как можно раньше появилась на «Кинопоиске». Не то что бы я участвовал в диснеевском конкурсе с этой целью, но мысль о главном российском киносайте всегда маячила у меня. В 22 года эта мечта сбылась.

Самое забавное в этой истории — мое имя появилось в титрах, но сюжет в фильме не имеет ничего общего с тем, что я писал, клянусь (смеется). Ни строчки из моего сценария.

«Счастье это» — это кинолента, которая объединяет 7 новелл на тему «счастье». Я отправил сценарную заявку (сокращенная версия сценария объемом до 1500 знаков), потом всеми правдами и неправдами собирал лайки. Жюри выбирало лучший сценарий из тех 14 участников, кто собрал максимальное количество лайков.

Самое забавное в этой истории — мое имя появилось в титрах, но сюжет в фильме не имеет ничего общего с тем, что я писал, клянусь (смеется). Ни строчки из моего сценария.

В моем сценарии была такая история: парень стоит у окна в автобусе, замечает в другом автобусе девушку, тоже стоящую у окна, привлекает ее внимание, и они пытаются общаться — жестами, символами, он ей что-то рисует. В какой-то момент ее автобус сворачивает.

А вот что в итоге появилось на экранах:

А потом я решил, что в принципе это хорошо — я все равно могу снять так, как задумал сам.

Как изменилась твоя жизнь после победы?

— Я где-то в глубине души надеялся, что у меня появятся фанаты, но этого почему-то не произошло (смеется). Я прилетел с премьеры в Москве в Тюмень, написал пост для «Пикабу» и «ВКонтакте», собрал много лайков, репостов, поздравлений.

Написал знакомому, который работает на одном тюменском сайте, там опубликовали статью. Думал, что после этого все захотят обо мне написать, но ничего не произошло. Были сообщения в личке, меня позвали перекусить в Carl’s junior бесплатно. Это все. Не было предложений о работе и так далее. Я решил, что не заслужил успех, что буду бороться упорнее и сильнее, и бросать это дело не собираюсь.

На данный момент польза от этой победы только для портфолио: гораздо легче получить заказ, когда есть подобный опыт.

Если ты работаешь на фрилансе, то ты по идее не привязан к городу. Почему же ты живешь в Тюмени?

— Как пишут на плакатах «Тюмень — лучший город Земли», и у меня нет серьезных оснований спорить с этим. Я вырос в Уренгое (старом), поступил в Тюмень, потому что это ближе всего к дому. Потом какое-то время я жил в Саратове, бывал в других городах, и понял, что Тюмень действительно отличный город. Здесь низкое предложение и высокий спрос, много неразвитых сфер и обеспеченных людей. А конкуренции при этом практически нет. Пожалуй, она есть только в ресторанном бизнесе.

Думаю, что человек из любой профессии скажет, что в его сфере огромная конкуренция.

— Он ошибается. И я согласен с высказыванием: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в столице». Зачем мне быть «одним из» в Москве, когда я могу быть первым здесь.

Расскажи, как и о чем ты пишешь, это просто или приходиться попотеть? На каких площадках делишься своим творчеством?

— Творческие люди пишут не потому, что хотят, а потому что не могут не писать. Мысль в голове скребется, скребется, пока ее не выразишь. Как только ты изложишь ее на бумаге, отпустишь, становится легче. Когда назревает боль, я обязательно ее озвучиваю.

Приведу пример. Я твердо уверен, что есть естественный отбор, и вопреки сложившемуся мнению он никуда не делся, несмотря на развитие медицины. Теперь сильнейший не выживает, а добивается успеха. В нашем обществе ты можешь компенсировать отсутствие одних качеств наличием других. Неумный — будь спортсменом, выглядишь не очень — будь обаятельным и остроумным. У каждого человека есть набор механизмов выживания: красота, ум, хитрость, находчивость. Большинство использует только 1 механизм, а добивается успеха тот, у кого их больше. Накачанный программист всегда будет успешнее, чем просто программист. Умная и красивая девушка будет успешнее, чем просто красивая или просто умная.

Раньше я выкладывал подобные мысли «ВКонтакте», но понял, что это не совсем подходящая площадка. Там любят картинки, а большие тексты пролистывают. Поэтому я размещаю посты на «Пикабу», потому что туда люди заходят и с целью почитать тоже. Правда, не все мои тексты там «заходят», и я понимаю, что мне еще нужно оттачивать свой почерк, работать над мыслями.

То есть для тебя критерий хорошего текста — отклик аудитории? А если аудитория глуповата?

— К «Пикабу» это очень даже применительно, потому что иногда плюсы набирает такое «дно»… Но все-таки если ты снимаешь кино, и раз за разом оно не собирает кассу, что ты как автор должна теперь что делать?

В нашем обществе ты можешь компенсировать отсутствие одних качеств наличием других. Неумный — будь спортсменом, выглядишь не очень — будь обаятельным и остроумным.

Думать, что либо ты плохой автор, либо люди не понимают.

— И скорее всего окажется, что ты плохой автор. Статистика не на твоей стороне. Я не согласен с тем, что люди — быдло. В основном, люди — среднего ума, средних моральных качеств. В этом и смысл слова средний: большинство соответствует этому уровню.

Расскажи, какие из твоих записей, постов самые популярные?

— Про арт-объект «Я люблю Тюмень», про предупреждающие наклейки.

Неплохо восприняли идею, когда я воспроизводил детские фотографии. Пришлось сильно заморочиться, я готовился полгода: собирал одежду, чтобы она подходила по цвету, ездил в другие города (мы с родственниками живем в трех разных точках страны). У меня была мотивация — день рожденья отца.

Я не могу заранее спрогнозировать, какая из моих идей соберет наибольшее количество лайков, «выстреливает» примерно каждая пятая. Все мои работы можно найти на моей страничке «ВКонтакте» — https://vk.com/shambu.

Много чего «вирусилось» и я уже не беспокоюсь по поводу отсутствия авторства — в интернете его нет.

Помогает тебе или мешает твоя национальность? Как относятся к чеченцам в Тюмени? Есть ли какая-то предвзятость?

— В других городах 50 на 50, в Тюмени в целом хорошо. Причем не нейтрально, а именно хорошо. В духе «О, ты чеченец? У меня много друзей чеченцев».

Мне кажется, ты нетипичный чеченец.

— Возможно. «Биз акцента разгоуариваю, братан» (смеется). Но при этом ношу кеды. А если серьезно, головой я здесь, а душой — там. Наверное, я нетипичный чеченец, потому что мне дали хорошее образование. Меня воспитывали в соответствии с тем местом, где я живу. А, кстати, что для тебя — типичный чеченец?

Моя голова набита стереотипами: грубоватый, плохо говорит по-русски, все время в компании друзей, мало проявляется, как индивидуальность. Наверное, я не знакома с чеченцами, поэтому такое впечатление со стороны.

— Прокомментирую. Все время в компании, потому что у нас большие семьи, все очень дружные. У нас даже нет обстоятельств, когда ты можешь проявить себя как индивидуальность. И еще обращала внимание — у кавказцев всегда более подвешенный язык, они могут плохо говорить по-русски, но при этом красноречивы. У меня есть теория, почему это так. В России ребенка окружают родители, ближайшие родственники, дети в садике или школе — пару десятков человек. У нас огромные семьи, и по малейшему поводу сотни родственников собираются вместе и каждый общается с ребенком, расспрашивает и так далее. В этих обстоятельствах ты физически не сможешь стать интровертом, вырасти замкнутым. У тебя есть возможность брать пример, копировать манеру общения не с трех людей, а с трехсот людей. И ты впитываешь все, как губка.

У тебя на стене «ВКонтакте» пожелание от кого-то: «Стать великим». Расскажи о своих целях и планах. Как ты выполнишь ее пожелание?

— Амбиции у меня есть. Искренне не понимаю людей, которые считают, что великие и успешные люди живут где-то там, как будто в каком-то другом мире. А они здесь, рядом совсем, на той же планете, даже в той же стране».

Наверное, им кажется, что у знаменитостей и гениев были какие-то особые условия для этого.

— Да, людям кажется, что у них не те родители, не те обстоятельства. Нет! Все зависит от тебя. Еще одна проблема — в печатных изданиях и документальных фильмах показывают успехи. Как будто человек просто взял и стал миллиардером. И не очень освещается, через какие трудности ему пришлось пройти. Например, у Цукерберга Facebook был чуть ли не двадцатым сайтом, а первые 19 были неуспешными. Все думают, что успех приходит случайным образом, хотя на самом деле надо пахать и пахать.

Несмотря на то, что я выиграл в конкурсе, мне предстоит сделать еще очень много, чтобы реализовать свои амбиции. Часть из них — снимать кино. Я наметил для себя такой путь: начать снимать для себя что-то серьезное, потом с этим материалом участвовать в конкурсах, выбивать под проекты финансирование и так далее.

Если все сложится хорошо, через какое-то время я представлю свой фильм. Писать — это хорошо, но сценарий сам по себе немного стоит.

У нас огромные семьи, и по малейшему поводу сотни родственников собираются вместе и каждый общается с ребенком, расспрашивает и так далее. В этих обстоятельствах ты физически не сможешь стать интровертом, вырасти замкнутым. У тебя есть возможность брать пример, копировать манеру общения не с трех людей, а с трехсот людей. И ты впитываешь все, как губка.

А какое кино ты будешь снимать?

— Об этом я пока не могу говорить. За всё это время накопилось много сценариев, идей. Какие-то можно снять на голом энтузиазме, а для других нужно финансирование. Пока буду воплощать низкобюджетные проекты с ребятами, которые предложили помощь в плане технического обеспечения.

Ты пишешь тексты. Как это получается — льется из тебя само или рождается в муках творчества?

— Большинству кажется, что творить просто — тебе пришла идея в голову, ты ее выложил. Да, мысль зарождается достаточно легко, но дальше ее надо развивать, дорабатывать. Любой, кто когда-нибудь читал теорию юмора либо принципы написания сценариев, знает, есть практически математические правила, по которым строится текст. Есть технологии, которые помогают разгонять мыслительный процесс.

Приведу пример. Любая шутка состоит из двух частей: установка («Хоронили тещу»), добивка («порвали два баяна»). В этом примере первая часть ассоциируется с грустью, скорбью, но есть «крючок» — теща. Это то самое чеховское ружье, которое должно выстрелить. «Порвали два баяна» вступает в противоречие с первой частью, за счет чего становится смешно. Любая шутка строится по этому типу — это и есть писательская «математика».

Когда есть идея, можно целыми днями ходить и думать, как довести ее до кондиции. Не думайте, что писать легко.

"