Posted 18 ноября 2020,, 08:47

Published 18 ноября 2020,, 08:47

Modified 21 октября 2022,, 07:38

Updated 21 октября 2022,, 07:38

Особенности национальной заправки: эксперты обсудили российский бензин без купюр

18 ноября 2020, 08:47
Во Всемирный день качества, 12 ноября, российские автолюбители задали наиболее волнующие их вопросы по топливной тематике ведущим экспертам отрасли. В этот день состоялась ежегодная федеральная «Прямая линия», посвященная качеству бензина и дизеля.

За три часа работы дискуссионной площадки специалисты прокомментировали пути решения проблемы недолива, объяснили, каким АЗС можно доверять, а также рассказали, как обезопасить себя от откровенного контрафакта.

Начистоту о наболевшем

Ток-шоу, проходившее в прямом эфире в крупных сообществах соцсетей Вконтакте и Одноклассники, а также на официальном канале Росстандарта в YouTube, собрало тысячи зрителей с разных уголков страны. Главная фишка мероприятия — возможность напрямую пообщаться с экспертами в режиме онлайн. На номер «Прямой линии» и в комментариях к трансляции непрерывно поступали вопросы от россиян, самые интересные из которых в итоге озвучили. При этом формат встречи изначально предполагал отказ от рафинированных, «удобных» тем, вынося на обсуждение особенно острые.

Так, открывая прямую линию, модераторы Антон Комолов и Алена Огнева озвучили, что все обращения от водителей можно условно разделить на несколько больших блоков. В ТОП-3 вошли недоливы при заправках, качество топлива, а также права потребителей на АЗС.

До последней капли

Как отметил заместитель главы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов, жалобы по недоливу на автозаправочных станциях поступают в ведомство с завидной регулярностью. За прошедшие месяцы текущего года, например, подобных обращений зарегистрировано более 500. Однако, пока поймать недобросовестных продавцов не так-то просто. В настоящее время перед предстоящей ревизией чиновники обязаны заранее предупредить руководство АЗС о своем визите. Впрочем, уже в следующем году ситуация изменится.

«Принят закон, который вступит в силу с 1 июля 2021 года. Согласно новым правилам органы контроля и надзора смогут осуществлять проверки по качеству и по количеству топлива буквально в полевых условиях в режиме «тайного покупателя», пояснил Кулешов.

По словам Петра Шкуматова, координатора движения «Общество синих ведерок», у общественников уже имеется собственная статистика: чаще всего с недоливом «химичат» в небольших сетях. Нередко грешат также и независимые «ноунейм» АЗС. По мнению Шкуматова, гиганты в этом плане гораздо более надежны, ведь им есть что терять при скандале — свою репутацию. По его признанию, одним из ориентиров могут служить станции сети «Газпромнефть». Здесь контрольные замеры на сотне заправок были наиболее приближены к эталонным 100%.

Вступивший в беседу Виктор Чуяков, занимающий должность руководителя программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть», пояснил, что таких высоких показателей удалось достичь с помощью цифровых инструментов контроля.

«Времена, когда замеры производились с помощью метрштока и рулетки, давно прошли. Ныне все серьезные игроки успешно внедряют новые технологии, позволяющие проводить все измерения нефтепродуктов в автоматическом режиме. Более того, топливо невозможно продать „налево“ — все колонки синхронизированы с кассовыми аппаратами и измерительными приборами. При таком подходе пресловутый человеческий фактор в принципе отсутствует», прокомментировал Виктор Чуяков.

Затронули участники дискуссии также и тему нового ГОСТа, вдвое ужесточившего требования к точности налива. По нему погрешность должна быть снижена с 50 мл на каждые 10 литров до 25 мл. Такое «закручивание гаек» несомненно играет на стороне автолюбителей, однако пока нововведение носит рекомендательный характер. Подразумевается, что до того момента, когда новшество станет обязательным для всех, производители оборудования успеют повысить его точность, а добросовестные АЗС успеют адаптироваться к новым стандартам, поменяв оборудование или проапгрейдив его. Чуяков же добавил, что ключевые фигуры рынка подобную инициативу поддержали, а, к примеру, сеть АЗС «Газпромнефть» и вовсе сработала на опережение, утвердив внутренним регламентом более строгие нормы погрешности еще несколько лет назад. Также на станциях сети запущен дистанционный онлайн-мониторинг оборудования для исключения каких-либо сбоев.

Ответить за качество

Ожидаемо, что одной из актуальных тем стало качество моторного топлива. Водители, присылающие свои обращения в чат, делились «наболевшим»: у кого-то после заправки «поплыли» обороты двигателя, другим посещение незнакомой АЗС влетело в «копеечку», поскольку пришлось загонять авто на ремонт. Ключевой момент, объединяющий все эти неприятные инциденты, был одинаков — заправка сомнительным топливом.

Алексей Кулешов признал, что к сожалению, такая проблема пока действительно существует. Однако комплекс мер, разработанный ведомством, позволил в последние годы значительно улучшить ситуацию.

«Если еще пять лет назад некачественное горючее выявлялось на 20% заправок, то сейчас этот показатель сократился до 8,9%. Причем, опять же ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) и сетевые организации в этом плане намного более надежны, чем небольшие и очень малые сети. Отдельно упомяну про то, что по бензину нарушения встречаются лишь у 3% организаций, тогда как некондиционный дизель реализуют по нашим данным около 10-15% АЗС»,отметил замглавы Росстандарта.

Для того, чтобы максимально обезопасить водителей от заправки суррогатом, Росстандарт решился на проведение интересного эксперимента — ведомство планирует запустить интерактивную карту, куда занесут информацию о всех, кто загремел в «черный список» по качеству топлива. Отдельно отметят и надежные АЗС, которые находятся на хорошем счету. Алексей Кулешов пообещал, что проект запустят уже в следующем году, и его данные без проблем можно будет интегрировать в любые информационные системы, например, в навигаторы.

Этот ход поддержал и Виктор Чуяков, добавив, что предпочтет заправить свой автомобиль брендированным топливом на заправке с «именем», нежели супербензином на АЗС частника или маленькой сети. И дело здесь вовсе не в предубеждении, а в глубинном знании процессов топливного рынка.

«Все крупные игроки сферы соблюдают необходимые стандарты по качеству. Можно быть уверенным в том, что в компаниях-гигантах параметры топлива строго контролируются от этапа его производства на нефтеперерабатывающем заводе вплоть до момента, когда бензин попадает из пистолета в бак», объясняет он.

Чуяков также добавил, что компания в данный момент находится в процессе глобальной трансформации. Ее итогом станет создание единого цифрового пространства, где возможно в любой момент отследить, что происходит на любой АЗС сети, получить необходимые данные с измерительных систем и провести мониторинг оборудования. При таком подходе сама возможность реализации конечному потребителю некачественного топлива стремится к нулю.

Доверять нельзя проверять

Еще одним важным аспектом, который обсудили в студии, стали права автовладельцев на АЗС. Одним из них является возможность изучения паспорта качества топлива при любых возникших сомнениях.

По словам Виктора Чуякова, в документе следует обратить внимание на две вещи:

«Во-первых, прочтите, кто его выпустил. Бывает так, что документ полностью заполнен от нефтеперерабатывающего завода, а, например, печать стоит нефтебазы. Это нарушение. Каждая партия должна быть исследована на всех этапах, чтобы гарантировать сохранность качества. Соответственно, если топливо на АЗС поставляется с нефтебазы, то и паспорт качества должен быть от нее же. В документе должны быть прописаны: производитель топлива; нефтебаза, на которую это топливо было поставлено; результаты исследования топлива, проведенного на все той же нефтебазе. Печать в этом случае тоже должна быть от нефтебазы. Если топливо пришло напрямую с завода — то весь документ и печать будет именно от завода. Во-вторых, поинтересуйтесь датой выпуска. Даже на небольших заправках сроки реализации не займут более недели. Если же они гораздо больше, это должно насторожить», — объяснил он.

Во время проведения «Прямой линии», эксперты сошлись во мнении, что управлять ситуацией в топливной сфере, меняя ее в позитивную сторону, возможно только совместными усилиями. Подход в духе «выиграл-выиграл», когда и чиновники, и АЗС, и автовладельцы заодно решают общие проблемы, действительно работает. И многочисленные примеры — лишь тому подтверждение. Так, Виктор Чуяков отметил, что для компании обратная связь от клиентов стала эффективным инструментом развития сети. Это позволяет оперативно находить возможные слабые стороны и исправлять их с наименьшими потерями.

"