Posted 23 сентября 2021, 11:33

Published 23 сентября 2021, 11:33

Modified 19 августа, 19:02

Updated 19 августа, 19:02

Игорь Самойлик о прошедших выборах: «Никто из партий не дошел до дверей избирателей»

23 сентября 2021, 11:33
Игорь Самойлик — известный в Тюмени маркетолог. С 2005 года участвовал в организации избирательных кампаний в Тюменской области и ХМАО как политтехнолог и политический менеджер. В 2012 году руководил в регионе избирательной кампанией и был доверенным лицом кандидата на пост Президента РФ Михаила Прохорова.

В 2021 году Игорь не работал ни на один из политических штабов и ожидал, что выборы пройдут гораздо активнее, чем раньше:

«Обычно при совпадении выборов разного уровня накал избирательной кампании возрастает. Но не в этот раз. На мой взгляд, это были самые овощные выборы за всю историю современной России. Яркий пример так называемых «выборов со слабым содержанием», — Игорь уверен, что на таких кампаниях в информационном поле не происходит борьбы смыслов, содержаний и инфоповодов.

Наблюдение со стороны показывало, что в этом году партии боролись исключительно портретами кандидатов, брендами и фирменными цветами. Что касается дебатов по ТВ и радио, то они были проведены формально:

«Процедуры противостояния-дебаты были проведены, но и на них каждый участник, как правило, постулировал свое сообщение, не заходя на территорию противника. Ни одна партия не смогла навязать любой другой борьбу на уровне событий, сообщений в СМИ, инфоповодов» — Игорь Самойлик указывает и на то, что событий в кампании не было.

Раньше на выборах было повеселее

По общим наблюдениям, партии не то чтобы замкнулись в себе. Их послания избирателям так и не прошли сквозь завесу информационного шума.

Достаточно вспомнить, что говорила нам каждая партия в ходе этих выборов, и вы поймете, что вспомнить нечего:

«Я честно ждал хотя бы один поквартирный обход агитаторов от двери к двери, как это обычно бывает во время выборов. В этот раз ко мне никто не пришел. Такое впечатление, что политические партии просто атрофировались. Только какие-то люди постоянно клеили плакаты с лицами кандидатов и партийными брендами. Вот и все выборы».

Партии не готовы к политической борьбе

Активность региональных политических штабов в этом году — это полнейший позор. Раньше на выборах было повеселее. Скажем, несколько лет назад произошел курьезный случай, когда тюменский региональный штаб Навального обвинил активиста МГЕР в краже их флагов.

Игорь тогда сказал в комментарии СМИ, что вся эта брендированная продукция — просто расходный материал. На выборах она воруется штабами друг у друга пачками. Проще и быстрее напечатать новую, чем найти виноватого:

«А в этом году кандидат от КПРФ через телеграм-каналы обвинил агитаторов «Единой России», что те заклеили плакат КПРФ на стенде объявлений своим плакатом. Складывается впечатление, что региональные отделения партий стали такими недотрогами, что вовсе потеряли способность к политической борьбе».

Агитация на уровне рекламы

Обычно кандидаты пытаются снять конкурента с выборов с помощью штабных юристов. В этот раз главным врагом тюменских политиков стало приложение «Тинькофф Инвестиции». Ни один кандидат не смог снять противника за нарушения, зато сразу четверых снял избирком за владение акциями иностранных компаний.

«Да, что-то попытались сделать малые партии. Кандидаты «Партии Роста» оделись в белое, сфотографировались, разместили фотки на аватарки в соцсетях. Еще положили буклеты в заведениях сети «Максим» — это целых 8 кофеен и 6 кондитерских, если верить 2ГИС. Всего же, по данным того же справочника, в Тюмени 742 кафе. Это для понимания, насколько был не отработан потенциал избирательной кампании».

На этом заметная часть активности «Партии Роста» закончилась. Партия «Новые Люди» катали по городу внедорожник на огромных колесах и ставили на перекрестки фанерные контуры своих кандидатов. И опять же это все на уровне рекламы, констатирует Игорь Самойлик.

А шанс побороться все-таки был

Хотя, по его мнению, выйти на уровень столкновения смыслами все-таки был. Один из сторонников «Новых людей» прикатил к зданию облдумы ванну с водой, объявив, что водопроводная вода плохо пахнет. Вопрос только, почему именно к облдуме, а не к порогу администрации города? И почему на этом все закончилось?

«Где заказ независимой наукоемкой экспертизы, где дегустация воды вместе с журналистами, где пикеты и сборы подписей, в конце концов? Может, что-то такое и было, но не в публичном пространстве, к сожалению. Остальные малые партии не проявились никак, или вовсе не зарегистрировались на выборах».

Подводя итоги, заметим, что логика любой избирательной кампании проста: у каждой политической партии есть круг сторонников, которые и обеспечивают стартовый рейтинг партии в регионе. Остальные люди — так называемый «подвижный электорат», который в идеальной ситуации равной борьбы распределится в день голосования в соответствии с рейтингами партий с перевесом в сторону явного лидера гонки.

Победила "биология" избирателя

Из этого и складывается реальная задача каждой партии — перетянуть максимум подвижного электората на свою сторону ко дню голосования. Есть много разных методик, чтобы спрогнозировать результаты выборов. Как правило, уже на старте понятно, какой кандидат проходной, а какой нет. Вся интрига выборов как раз в активности непроходных кандидатов.

Кто у нас начал с проигрышной позиции и готов был зубами вырвать победу у конкурента? Никто. Точнее не в этот раз. Как будто все смирились со своей участью задолго до 19 сентября. Если борьба и была, то скорее внутренняя, где-то в головах наших кандидатов.

«Как я уже писал, подвижный, неопределившийся электорат имеет свойство голосовать за лидера. Или за типаж «сильной личности», если таковой кандидат на выборах есть. Это скорее про биологию человека, нежели про теорию заговора. В конце концов, избиратели, которых на голосование за руку привело государство, отдадут свои голоса за партию власти, а не за оппозицию. Это очевидный факт».

Поэтому, главная задача оппозиции на выборах не только расклеивать своё лицо на стендах, а привести на участки своих избирателей больше чем, партия власти. Жаль, что приходится напоминать этот очевидный факт. Беда еще в том, что и «Единая Россия» в этом году не привлекла к голосованию своих избирателей. В итоге все партии сработали одинаково плохо. ЛДПР хуже всех, а избиратели, привлечённые государственной рекламой, как всегда проголосовали по инерции.

«Весной я писал свой прогноз результатов грядущей предвыборной борьбы. Ошибся в одном. В том, что на этих выборах будет борьба», - подытожил Игорь Самойлик.

Подпишитесь