Posted 11 июля 2020,, 14:09

Published 11 июля 2020,, 14:09

Modified 21 октября 2022,, 07:53

Updated 21 октября 2022,, 07:53

Кристине стало плохо от нимф

Тюмень будет развиваться для пешеходов и электротранспорта

11 июля 2020, 14:09
Фото: 1Mi
Кристине стало плохо от нимф
Кристина Шелемеха в интервью редактору сайта «Наш город» рассказала, чем будет заниматься фонд «Городские проекты», об идеях для благоустройства Тюмени и прокомментировала оценку «Сказочного бульвара» урбанистом Ильей Варламовым.

После очередной критики Тюмени от Ильи Варламова руководитель тюменского отделения фонда «Городские проекты» Кристина Шелемеха встретилась на «Сказочном бульваре» с редактором сайта «Наш город» Максимом Карпиковым. Оказывается, Тюмень идёт по пути автомобилизации, поэтому город становится опасным и неприветливым для жителей. Ещё столица региона — единственный крупный город России, который не имеет электротранспорта.

Нам интересно, что происходит в этом городе, потому что мы здесь живём, стоим в пробках, гуляем в скверах и парках. Расскажи, как ты пришла в сферу городских проектов, почему тебе это интересно?

Урбанистикой я начала интересоваться пару лет назад. Началось с просмотра роликов Ильи Варламова. Позже вышла на канал Максима Каца. Поскольку я активный человек, то стремлюсь участвовать в том, что мне интересно. Этой весной узнала, что фонд «Городские проекты», который занимается общественным запросом на комфортные города, создаёт региональное отделение. И ради шутки я подала заявление на должность руководителя. Думала, что если будет выдвигаться человек, который более опытен в вопросах урбанистики, то я снимусь с конкурса в его поддержку и буду работать вместе с ним в команде. Но я стала руководителем, это вдвойне обязывает учиться и развиваться.

С какими сложностями тебе пришлось столкнуться на конкурсе: дебаты, тесты что-то другое?

Это были дебаты. Всего было два претендента на должность руководителя. К дебатам мы должны были подготовить несколько текстов о себе и представить проект. Моя разработка предлагала решение проблем велосипедных дорожек и называлась «Доступный город земли». Проект состоит из разных этапов, которые могли бы заинтересовать любые целевые аудитории. Первый этап связан с велосипедистами и самокатчиками. Мой проект оказался актуальным, и он будет внедряться. В это воскресение мы начнём обследование городской среды, будем выбирать участки в разных районах города. В перспективе мы должны дать возможность тюменцам предложить на голосовании, какую часть города проверить.

Потом мы из этой точки на велосипедах или самокатах попробуем добраться до набережной или просто в центр города на работу. По пути станем фиксировать проблемные участки и недостатки городской среды. На примете уже мост «Стрела». При его проектировании разработчики забыли о пешеходах, поэтому он доставляет неудобства тюменцам. Мы планируем по таким участкам сделать видеообзор и составить обращение в администрацию города.

Расскажи про благоустройство микрорайонов жилых комплексов т. е. в них предусмотрены специальные парковочные места, зона отдыха, детские площадки. Тюменские застройщики постарались всё предусмотреть. Как ты относишься к такому подходу в урбанистке?

Здесь хочется сказать, что мировые тренды постепенно к нам приходят. Например, ЖК «Ново-Патрушево». Здесь подъезды делают на уровне земли — это даёт хорошую доступность для всех граждан. Раньше строители говорили, что при нашем климате так строить нельзя: затопит осенью и весной, а зимой заморозит дом. Ещё здесь нет огромных газонов перед домами, которые отличают Россию от городов Европы. Это важно для малого бизнеса — человек может легко увидеть товар на витрине. Но всегда есть что улучшить. Вообще, если говорить о застройщиках, то хорошо бы, если застройщики возьмут за практику обращаться в наше отделение. Если у нас не хватит компетентности, то мы можем обратиться за помощью в федеральное отделение. Так можно некоторые улучшения вносить ещё на этапе проекта, потому что исправлять гораздо сложнее и дороже. Городская среда постепенно улучшается, но недостатки ещё есть.

Мы специально пришли сюда, чтобы посмотреть почему «Сказочный бульвар» так сильно смутил Варламова. Он возмущался, когда рассматривал скульптуры нимф. Что с ними не так?

Скульптуры ужасные. Они напоминают рыбу, которая выбросилась на берег. Художественное исполнение этих скульптур — отдельный вопрос. Эти скульптуры точно не должны здесь находиться вообще. Ещё здесь есть фонтан, который не подключен к городским коммуникациям. В нем проложена искусственная трава. Получается, что-либо застройщик, либо управляющая компания не планировали вообще его подключать. Теперь мы получаем пустой, отключенный фонтан в жару — грустная картина. Хотя перед интервью я прошлась и рассмотрела скульптуры: из кувшинов, которые они держат, должна литься вода, коммуникации выведены. Если бы проект работал, как следует, то фонтан и статуи интегрировались в природу. Так нимфы смотрятся брошенными и не вяжутся с современными домами.

А название бульвара соответствует тематике объектов, которые здесь есть?

Нет. Очень интересно, почему называется «Сказочный бульвар», если здесь же есть детские площадки, соседствующие с персонажами из мультиков. Кроме этого, здесь нельзя посидеть и просто отдохнуть — лавочки узкие и спинки у них прямые. Ещё здесь нет веранды, чтобы можно было укрыться от палящего солнца, получается на лавочках можно сидеть только после заката. Всё остальное время место пустует.

Хочу полюбопытствовать, зимой можно будет на них сидеть?

Они сделаны из искусственного камня или бетона. Зимой на них сидеть не рекомендую.

Какие рекомендации ты дала бы, чтобы исправить «Сказочный бульвар».

Нужно подумать… сухой фонтан дорогая в проектировании вещь. Сейчас есть элементы детских площадок, которые подключаются к воде и позволяют с ней взаимодействовать. Например, водяные мельницы, ручейки. Если посмотреть, то большая часть «Сказочного бульвара» отдана под детскую зону: две большие детские площадки и скейт-парк. Всё это направлено на молодых тюменцев. Логично было бы тему продолжить. Ещё напрашиваются веранда или терраса. Что-нибудь, что позволит сидеть, а не гореть на солнце.

Вернёмся к «Городским проектам». Есть планы по разведке, мониторингу и исправлению ситуации через органы государственной власти? Как вам видится будущее Тюмени? Насколько для нашего города важна урбанистика?

Более чем актуальна, потому что решения, связанные с современной урбанистикой улучшают качество жизни людей. Во-первых, задача фонда «Городские проекты»: создание общественного запроса на комфортную городскую среду. Много проблем, с которыми встречаются жители, решаются за счёт их активности. Например, моя история. Управляющая компания моего дома не хотела передавать обязанности и полномочия новой УК. Я обратилась в СМИ и после ряда публикаций новая УК уже без проблем приступила к выполнению своих обязанностей. А старую УК ждут разбирательства из-за подделки подписей жильцов. Вот проблема ЖКХ, которая решилась за счёт активности. Мы говорим людям, что активная позиция может улучшить жизнь в конкретных вопросах.

Кроме этого, благодаря грамотным урбанистическим решениям можно устранить проблему с пробками в городе. Сейчас у нас заморозился проект с введением платных парковок в центре. Почему? Его нужно стимулировать, разгружать парковки для тех, кому они действительно нужны и готов платить. Ещё в «Городских проектах» есть идея реализовать проект по возвращению электротранспорта в Тюмень. Столица региона сегодня самый большой город без электротранспорта. Мы пока не знаем, что это будет: трамвай или троллейбус.

Мы планируем использовать опыт федеральных коллег: в Москве по Садовому кольцу хотят запустить трамваи. Мы хотим переложить их опыт на нашу местность.

В Тюмени были троллейбусы, только Якушев их убрал, аргументируя, что они создают пробки.

Троллейбусы были старыми и у них отваливались токоприёмники и водителю приходилось выходить…

Ты говоришь те же аргументы, которые приводил Якушев. Я был одним из организаторов защиты. У нас были новые троллейбусы, которые продали в Курган.

Когда избавлялись от троллейбусов, то надо учитывать что в парке оставалось много старых машин, не было специальной полосы для транспорта… тогда мы решали другие несущие вопросы, например, ямы на дорогах. Теперь вопрос решён. Появились широкие магистрали, которые просто требуют, чтобы там по центру шёл электротранспорт, потому, что город идёт по пути автомобилизации, и он становится опасным и неприветливым для жителей. Ещё есть сомнительные проекты, вроде того, что по улице Мельникайте хотят сделать трассу непрерывного движения. Везде отказываются, а в Тюмени внедряют. Поэтому видится город: доступным для пешеходов, маломобильных граждан и с электротранспортом. Главное чтобы люди понимали, зачем это надо. Даже на примере статуй «Сказочного бульвара». Люди в Интернете написали, что в целом их устраивает. «Городские проекты» будут объяснять людям, почему подобные решения урбанистики — плохо.

"