Posted 25 июня 2021,, 01:43

Published 25 июня 2021,, 01:43

Modified 21 октября 2022,, 08:06

Updated 21 октября 2022,, 08:06

Почему делать карьеру сейчас - самое время?

Почему делать карьеру сейчас - самое время?

25 июня 2021, 01:43
Фото: 1Mi
Пандемия 2020-21 годов и все последующие события изменили многие бизнес-процессы и организацию труда практически во всех сферах деятельности. О том, насколько существенно сменились акценты в кадровой работе, рассказала Светлана Чуйкова, представитель АСИ по направлению Образование и кадры.

Пандемия 2020-21 годов и все последующие события изменили многие бизнес-процессы и организацию труда практически во всех сферах деятельности. Специалисты в сфере человеческих ресурсов корпораций называют этот период HR-революцией. Существенно сместились акценты в кадровой работе: изменились условия и требования, появилась новая парадигма управления персоналом. И это отличная новость для тех, кто мечтает о карьерном взлете.

Возможностей продвинуться по карьерной лестнице сейчас намного больше, чем когда-либо до этого момента.

Почему делать карьеру сейчас - самое время?

Резкое повышение диджитализации и технологизации процессов

На смену привычным каналам коммуникации приходят чат-боты, портальные решения. Сокращается бумажный документооборот и низкоквалифицированные должностные обязанности сотрудников. Топ-менеджмент компаний все чаще принимает решения о сокращении ручного труда и перераспределении трудовых ресурсов на более высокоуровневые задачи. Это приводит к изменениям иерархической структуры, меняется соотношение руководителей и исполнителей.Рядовых исполнителей сокращают, компании нуждаются в думающих лидерах, умеющих принимать решения.

Пандемия и новое время подсветили проблему уязвимости людей предпенсионного и пенсионного возраста

На протяжении последнего периода граждане в возрасте 65 лет и старше длительное время находились на самоизоляции в соответствии с решениями органов власти и рекомендациями Роспотребнадзора. Кроме того, представители этой возрастной группы не всегда владеют современными информационными технологиями и не все полноценно могут выполнять рабочие обязанности дистанционно. В связи с этим интенсивно проходит высвобождение с руководящих должностей людей 65+, не освоивших технологические решения дистанционного управления коллективом.

Компетенции теперь значат больше, чем опыт работы

Еще один важный тренд. Это, с одной стороны, увеличило переход менеджеров из одной отрасли в другую и, с другой, ускорило повышение по иерархической лестнице. Если раньше при поиске топ-менеджеров большинство компаний смотрели внутрь индустрии, то сейчас уходят от этой стратегии даже самые заядлые сторонники этой стратегии. Все больше внимания уделяется навыкам и умению решать конкретные проблемы и задачи, а не их предыдущему стажу работу или формальному образованию. Это значит, что сегодня не обязательно иметь диплом

престижного вуза и внушительное количество лет замещения руководящих должностей в трудовой книжке, чтобы получить желаемую должность. Расскажите из собственного опыта пример решения конкретной задачи, успешный опыт устранения проблемной ситуации или адаптации проекта к изменившейся ситуации, которые актуальны для потенциального работодателя и ваши шансы на получение вакантного места будут как никогда высоки.

Развитие дистанционных форм занятости и повышение информатизации

Зародили еще одну серьезную тенденцию на рынке труда нашего времени: компании все чаще осуществляют поиск талантливых руководителей в разных регионах страны. Это предусматривает как релокацию (переезд на новое место жительство), так и удаленные формы работы. Именно в момент первой волны пандемии в больших объемах проявился рекрутмент столичными работодателями кандидатов из регионов. И этот опыт оказался успешным: не секрет, что уровень зарплат в Москве существенно выше, чем в других регионах страны. И найм специалистов, проживающих в регионах, в московские компании оказался выгодным для обеих сторон: работодатель платит меньше, чем московским кандидатам; а сотрудник зарабатывает больше, чем предлагают местные компании.

Таким образом, сегодня как никогда ранее появляется много шансов для карьерного роста и развития. А теперь давайте посмотрим каких руководителей ищут работодатели и какие ключевые характеристики управленцев стали особенно востребованными в это новое время. Вызовы к организациям привели к существенному изменению требований к руководителям нового времени. Крупные корпорации на основе аналитики и прогнозных расчетов уже сегодня формируют новый профиль компетенций востребованного руководителя. Малый и средний бизнес приходит ко многому из этого интуитивно и по мере поступления проблемных вопросов. Но сейчас уже совершенно точно, что обладатели перечисленных ниже характеристик смогут в ближайшем будущем достигать высоких результатов в работе и существенного личного карьерного роста. Итак, какие они - компетенции нового лидера.

Здоровье

Здоровье - больше не личное дело каждого, а здоровый образ жизни становится одной из характеристик по которым оценивают потенциал кандидата на руководящую должность. Ситуация с пандемией показала, что в мире нет полностью обособленных стран или сообществ, глобализация настолько сильна, что смертельный вирус способен за считанные дни проникнуть во все части света. Сегодня очевидно, что в условиях тесных взаимосвязей состояние здоровья одного человека может влиять на жизнедеятельность сообщества и производительность всего коллектива. Уходят в прошлое времена, когда считалось геройством приходить на работу больным. С другой стороны, уходить на больничный тоже крайне непродуктивно. Остаётся только одно - быть здоровым. Отказ от вредных привычек, полноценный сон, регулярные медицинские осмотры, физические нагрузки, внимание к потребляемой пище - все это не только модно, но и полезно. Мозг работает продуктивнее, а это позволяет быстрее и качественнее принимать решения. Как считывается здоровье кандидата при встрече с потенциальным работодателем? Лидер нового времени выглядит подтянутым, имеет здоровый цвет лица и хорошее настроение. Приятный личный бонус здорового образа жизни - продленная молодость и долголетие.

Навык организации дистанционных и гибридных форм работы

“Удаленка” - это не временное явление, а новая реальность. Данный факт окончательно закреплен законом о дистанционной работе, который вступает в силу в 2021 году.

Технологии, и так развивающиеся быстрыми темпами в течение последних лет, получили дополнительный стимул. Популярная шутка it-специалистов, что спонсором диджитализации стала пандемия 2020 года. Марина Алексеева, директор по персоналу в Kaspersky, высказывает мысль, что новый период на рынке труда будет отличаться эволюцией моделей работы и их индивидуальной адаптацией под сотрудников: «Все компании должны скорректировать свою политику, включив в нее возможность гибкого графика работы. Только это позволит им оставаться конкурентоспособными. Благодаря развитию технологий мы сможем формировать новые уникальные гибридные модели работы. И предприятиям(даже не из сферы IT) необходимо повышать уровень цифровой грамотности среди сотрудников. Коммуникационные платформы множатся, данных формируется и передается очень много. Важно иметь представление о кибербезопасности, и растет спрос на соискателей с соответствующими навыками».

Соответственно, руководители, которые могут организовать эффективную работу коллектива дистанционно с использованием простых и понятных инструментов крайне востребованы сегодня.

Умение вовлекать в процесс коллег и подчиненных

Локдаун 2020 года с внезапным переходом на удаленную работу и все последующие события показали неэффективность традиционных форм контроля деятельности сотрудников. Эффективными остаются самостоятельные и вовлеченные команды, а не тщательно контролируемые. Осознавшие это компании идут по пути децентрализации принятия управленческих решений и делегирования ответственности. От руководителя на каждом уровне теперь требуется навык вдохновлять своих подчиненных. Именно в этом будет заключаться конкурентное преимущество лучших управленцев среди всех остальных.

Каким образом можно вдохновлять свою команду на трудовые подвиги?

Здесь важными составляющими должны стать: поддержание корпоративной культуры и формирование практики заботы о сотрудниках. Сейчас важно развивать культуру, которая наделяет распределенные команды повышенными полномочиями и ответственностью за то, что они делают и поощрять при этом открытое и продуктивное общение внутри команды. Все более широкое распространение получают well-being программы - практики заботы о сотрудниках, встроенные непосредственно в рабочий процесс. Границы между работой и личной жизнью стали еще более размытыми, роль руководителя сегодня рассматривается в новом прочтении.

Светлана Скользкова, HR-директор «СКБ Контур» отмечает: «Происходит смещение роли руководителя в сторону использования технологий коучинга и фасилитаторства. Современному менеджеру важно не только контролировать выполнение задач, достижение планов и настраивать бизнес-процессы, но и следить за развитием своих сотрудников, выстраивать индивидуальные траектории обучения и роста».

Адаптивность и стрессоустойчивость

Эти качества давно декларируются как необходимые для управленцев, но сейчас они становятся жизненно-необходимы. В разгар пандемии в деловом мире стал популярен термин антихрупкость, введенный десятилетие назад Нассимом Николасом Талебом. И он тоже об адаптивности, стрессоустойчивости и умении извлекать выгоду в хаосе и неопределенности.

Посмотрите как отреагировали на резкое изменение ситуации (локдаун и последующие события) разные руководители. Одни узнав о недельном локдауне решили спокойно “пересидеть”: отправили сотрудников отдыхать в оплачиваемые нерабочие дни, заморозили деятельность и ждали изменения ситуации, возвращения к исходным условиям. Но возврата так и не случилось: продление локдауна, постепенные разрешения на работу в разных сферах. В некоторых сферах сотрудники больше года вынужденно находились на удаленной работе. Руководители первого типа постепенно осознавали, что ждать бесполезно и включались в процессы изменения стандартных форм работы, но время было упущено. Но были и другие управленцы, которые сразу начали перестраиваться под изменяющиеся условия: обеспечивали удаленный доступ сотрудникам, передоговаривались с партнерами, меняли ассортимент - спокойно, расчетливо, в условиях неопределенности просто делали шаги для удержания и даже развития своего бизнеса.

Этот опыт сформировал запрос на новый тип руководителей: растет спрос нена харизматичных и ярких личностей (как было совсем недавно), а на спокойных, скромных управленцев, которые думают про людей и команду ив любой ситуации сохраняют “холодную голову и трезвый ум”. Сегодня нужны лидеры, способные даже в условиях неопределенности и высокого напряжения проанализировать ситуацию, найти альтернативы развития, взвесить все “за” и “против” и принять решения, позволяющие компании развиваться в реально-действующих условиях.

Широкий кругозор и системное мышление

Почему эти две характеристики включены в один пункт? Присмотримся внимательнее.

Широкий кругозор - это знания из разных сфер деятельности. С одной стороны, руководитель может брать за основу готовые кейсы, примеры решения подобных задачи, а не изобретать велосипед. С другой стороны, даже научные открытия делаются на стыке разных областей знаний. Так и руководители чаще всего находят новые нестандартные решения на пересечении знаний из разных отраслей.

А под системным мышлением понимаем способность человека мыслить целостно, находить связи и выявлять закономерности между предметами и явлениями, упрощать и выделять структуру.

Наличие этих характеристик помогает объемнее видеть ситуацию, анализировать задачу с разных сторон, оценивать свои возможности и находить больше вариантов для выбора решений.

Почему это важно для лидера будущего? Мир так быстро меняется, что нужно уметь не только оперативно адаптироваться под эти изменения, но и предупреждать их. Современному руководителю необходимо прогнозировать будущее, чтобы реализовать успешную стратегию, предупредить наступление рисков и нежелательных последствий даже в условиях неопределенности.

Итак, самые необходимые характеристики для построения карьеры в ближайшем будущем у вас есть. Но знать их мало, нужно начинать с этим работать. Люди на 70% не используют полученную полезную информацию только потому, что не применяют полученные знания на практике сразу. Для достижения цели нужен план. Выделите на реализацию плана конкретное время и обязательно внесите его в свой ежедневник. Хотите сделать карьеру? Не откладывайте. Займитесь своей карьерой прямо сейчас!

"