Posted 28 мая 2021, 11:28
Published 28 мая 2021, 11:28
Modified 19 августа, 18:27
Updated 19 августа, 18:27
Как повлияли природные пожары на животный мир, почву и растительность, что происходит сейчас на пепелищах и вокруг них?
Александр Лящев, доктор биологических наук, заведующий кафедрой общей биологии ГАУСЗ:
— Пожары — это высокая температура, которая оказывает большое влияние как на крупных животных, так и на мелкую фауну и даже на почвенных беспозвоночных. Огонь выгоняет большое количество крупных животных с мест, охваченных огнем.
Доказательств тому очень много: в разговорах с охотоведами Голышмановского района и Армизона было отмечено, что в охотничьих хозяйствах идет повышение численности животных. Произошел резкий рост численности волков. Они убегают от пожаров к благоприятным условиям, при этом нанося большой урон как лесным, так и сельскохозяйственным животным.
Они довольно агрессивно настроены. Как сказал один охотовед, в ближайшее время они ждут не только волков, но и рысей с медведями. Последние очень часто выходят в населённые пункты, потому что пищи им не хватает. И если говорить о мелких животных, то им очень большой урон наносится именно потому, что они не не успевают уйти. Меньшее влияние пожары оказывают на тех, кто живет в норах. Однако кормовая база этих животных резко уменьшается после пожара, так как те же 50 градусов (хотя при пожаре нагрев почвы иногда происходит до 300 и даже до 600 градусов) могут в течение суток убить корневую систему растений и вызвать некрозы.
Так же при нагреве почвы погибает большое количество беспозвоночных (моллюски, клещи, черви и так далее). Почва остается без животных, которые оказывают биологическое влияние. Пожар отрицательно влияет на фауну и флору.
— Если огонь нагрел почву до условных 50 градусов, то последствия для флоры и фауны будут необратимыми?
— Да, особенно пострадает подстилка. При такой температуре она начинает гореть, а под ней начинается прогрев. Температура поверхностного слоя в таких случаях достигает 200-300 градусов. В более глубоких слоях почвы температура не такая высокая, но, животные, обитающие под землей, довольно-таки медлительные, и не успевают оперативно покинуть опасную территорию. Гибель поверхностного слоя происходит быстро — где-то в течение 3 часов. Восстановление происходит очень вяло и занимает много времени. Иногда на это уходит 15, 20 и даже 40 лет.
— С чего начинается восстановление на пораженной огнем территории? Что происходит, например, с грибницей?
— Она восстанавливается намного быстрее, чем животный мир. В последнем процесс будет происходить постепенно, потому что какая-то часть живых существ все-равно попадает более глубокие слои почвы.
Суть в том, что количество некоторых веществ после пожаров будет повышенным, это будет вредить. В почве начнется оподзоливание, так как органика сгорает и большое количество азота и углерода улетучивается. Пока количество веществ не придет в норму, их будут активно использовать первые растения. Иногда на гари появляются заросли, того же, иван-чая и вейника. Благодаря им происходит происходит постепенное восстановление.
— Есть такой миф, которые мы постоянно видим в комментариях и слышим в разговорах людей, что почва после пожара удобряется золой и все быстро восстановится. Что можете сказать по поводу таких мыслей?
— В повседневной жизни хозяйки на огородах и дачах разве сплошняком золу засыпают? Ее распыляют в небольших количествах. Это полезно, но до определенного уровня.
— Сколько нам ждать восстановление территорий, пострадавших от огня?
— Примерно 15-20 лет. Если мы будем восстанавливать сами, то это один срок, а если процесс будет происходить естественным путем, то потребуется больше времени. На восстановление может уйти и 40 лет.
Что произошло с обитателями леса и какой ущерб нанесен животному миру?
Тюлькин Юрий Анатольевич, научный сотрудник группы экологии живых организмов Отдела экологических исследований Тобольской комплексной научной станции УрО РАН.
— Пожары, которые охватили регион, произошли из-за действий человека. Я бы, все-таки, отделил, так называемые, ландшафтные пожары, которые происходят на открытых местах обитания, и являются последствиями весенних палов. Это я считаю совершенно дикой традицией. Последствия для птиц, которые гнездятся на открытых ландшафтах, не столь негативны в долгосрочной перспективе, хоть для позвоночных и беспозвоночных животных, обитающих в лугах, они имеют отрицательный эффект. Могут гибнуть амфибии, рептилии, мелкие млекопитающие, мышевидные и насекомоядные. Птицы, как наиболее мобильные представители таких мест обитания, могут спастись сами.
Однако в пожаре погибают их гнезда. Это отразится на текущем прибавлении численности птиц, но на следующий год восстановление, как правило, происходит быстро. Если мы говорим о лесных пожарах, то здесь последствия чрезвычайно негативны в долгосрочной перспективе, хоть и на короткой дистанции так же есть проблемы. Опять же погибнут гнезда, которые птицы могут располагать и на земной поверхности, а так же на кустарниках.
Не всегда причиной тому огонь. Бывает, птицы оставят гнездо в труднодоступном для пожара месте — кронах деревьев. Здесь проблема заключается в том, что птицы просто не возвращаются, поэтому эмбрионы в яйцах зачастую обречены на гибель. Те, кто живут на кронах кедра или сосны, как правило, являются редкими и охраняемыми видами. С этой точки зрения ущерб будет достаточно значительным.
Если мы говорим о сукцессионном развитии и становлении лесной растительности, на восстановление леса может уйти несколько десятков лет, но «возродится» лесопокрытая площадь, а не лесное сообщество. На возвращение прежней экосистемы потребуется значительно больше времени.
Работы Николая Фёдоровича Реймерса показали, что на восстановление западносибирских кедрово-пихтовых лесов тайги может потребоваться до 200-250 лет. Если мы говорим о птицах, то для каких-то видов отдельные стадии сукцессий могут быть благоприятными. Например, для видов, обитающих на открытом ландшафте — их численность будет расти на первых стадиях. Многовидовое сообщество будет меняться качественно и количественно. На данной конкретной территории может не оказаться того запаса времени для достижения финальной стадии сукцессии. Нет никакой гарантии, что пожар не произойдет снова. А это, в свою очередь, приведет к изменениям в составе сообщества. Восстановление может быть отброшено на несколько шагов назад. Это мы и наблюдаем в реальности на территории западной Сибири. Существа различных видов биоценозов находятся на разных стадиях восстановления.
— Распространение каких видов редких птиц характерно для нашей Ишимской низменности и территорий юга Тюменской области? Сильные пожары происходили в этом году на территории Юргинского, Вагайского, Ярковского и Тюменского районов, какие ценные охраняемые виды животных пострадали?
— На территории названных вами районов существуют южно-таежные и осиново-березовые леса, а так же северная лесостепь. Там живут сообщества совершенно разных видов животных. Помимо того, задействованы разные виды биотопов. В открытых местообитаниях могут пострадать такие редкие охраняемые виды птиц как степной лунь. В последние десятилетия их ареал расширился и их можно встретить даже иногда в зонах южных тундр. Возможно, этот вид отыскивает среди лесных местообитаний открытые участки, благоприятные с точки зрения кормовой и гнездовых биотопов. Кроме того, значительно может пострадать редчайший черный аист, орлан-белохвост и скопа.
— Сейчас для птиц как раз период гнездования, насколько я понимаю. Они наиболее уязвимы в это время. Как птицы могут восстановиться, если их спугнули пожары в период размножения?
— В годичном цикле птиц всегда есть возможность сделать повторные кладки. Это обычное явления после, допустим, разорения хищными млекопитающими. В том случае, если местообитание не нарушено, то это нормальный процесс. Птицы могут сделать новое гнездо в кратчайшие сроки, на это может уйти около недели, особенно, если старое находится неподалеку. Как правило, повторные кладки не начинаются после летнего солнцестояния, то есть 22 июня. Они, конечно, могут встречаться, но они не столь вероятны, как в начале июня или середине мая. Им необходимо время, чтобы вылупившиеся из этих яиц птенцы выросли до летного состояния и были в состоянии преодолеть миграционный путь на места зимовок. Если же местообитание было нарушено, то, казалось бы, можно перелететь в соседний лес, но это нарушит пространственную структуру популяций. Птицам будет сложно занять новую территорию, поэтому маловероятно, что гнездование произойдет в этом же сезоне.
— Существуют ли методики подсчета экономического ущерба от пожаров для животного мира?
— Есть. Сотрудниками Института систематики и экологии животных СО РАН, который располагается в Новосибирске, в свое время была проведена большая работа по определению плотности населения птиц в разных типах местообитаний различных ландшафтно-климатических зон Западной Сибири. Для каждого из них получены данные по среднему количеству обитающих на одном квадратном километре особей и видовому составу сообществ.
Есть нормативные стоимостные оценки разных групп птиц в результате каких-либо нарушений, в том числе, и антропогенного воздействия. Посчитать экономический ущерб вполне возможно, если известны средние гнездовые плотности и стоимостные оценки. Для краснокнижных видов он будет крайне высоким.
За одну особь цена может достигать 1,1 млн рублей. Ущерб может быть посчитан и в отношении беспозвоночных животных, земноводных, млекопитающих и других птиц. Ущерб может быть измерен в миллионах и миллиардах рублей. Однако оценить вред видовому разнообразию очень сложно. Неизвестно, будет ли это восстановлено в полном объеме.