Posted 12 октября 2020, 02:00
Published 12 октября 2020, 02:00
Modified 19 августа, 18:09
Updated 19 августа, 18:09
Случай в Боровском
Год назад в октябре в Боровской школе произошел инцидент, который возможно прошел бы не замеченным, если видео снятое учениками не попало в соцсети.
Молодой учитель ОБЖ Виктор Садлинский в порыве ярости кричал на детей и раздавал «лещей» некоторым из них.
«Интернет» сразу же разделился на сторонников и противников такого поведения.
На эту ситуацию отреагировал даже губернатор Александр Моор.
«В этой ситуации мы не обсуждаем педагогический талант человека, мы определяем границы допустимого в наших школах. Есть правило, которое никто не имеет право нарушать, — нельзя применять насилие к ребенку! Педагог должен решать свои профессиональные задачи убеждением и влиянием», — сказал в соцсетях губернатор.
Педагогу в суде удалось договориться с работодателем и ему оставили право преподавать, но Боровскую школу он покинул.
Позже СМИ сообщали, что Виктор Садлинский устроился военным инструктором на госслужбу. Что это за военное учреждение на территории Тюменской области не уточнялось.
К слову, мы выяснили, что директор школы после того инцидента ушла на пенсию, а новый директор школы старается эту тему не поднимать в коллективе.
Инцидент или закономерность в образовании?
Если считать подобное событие из ряда вон выходящее, то это будет ошибочное суждение.
Буквально на днях в СМИ сообщили о инциденте в гимназии Уфы.
О жестоком обращении педагога с детьми сообщила газета «КП-Уфа». «Однокласснице моего сына она заклеила рот скотчем, а еще одного мальчика ударила головой об парту. Об этом рассказал мой сын Аскар. Он также записал на мобильный телефон, как учительница оскорбляет учеников во время урока», — рассказала изданию одна из родительниц.
Теперь прокуратура проверяет информацию о случившемся.
«В ходе проверки будет дана правовая оценка действиям ответственных должностных лиц образовательного учреждения, проверено соблюдение законодательства об образовании и об охране здоровья обучающихся, в том числе на безопасное пребывание в школе», — сообщили в ведомстве.
И таких случаев очень много, если поискать в новостной ленте. А сколько случаев, которые никем не фиксируются. Я как педагог, проработавший в школе 5 лет уверенно могу сказать, что принцип «не выносить сор из избы», применяется часто. И только если появляется видео в соцсетях и СМИ раздувают тему, может дойти до серьезного разбирательства.
В чем проблема срывов учителей
Но в чем же причина, система образования изменилась, или наоборот требует изменений? Возможно у педагогов наступил синдром профессионального выгорания, так Виктор Садлинский проработал в школе менее полугода.
Эти вопросы мы задали председателю Тюменской межрегиональной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентине Худяковой.
«Первое самое главное — неподготовленные изначально к таким ситуациям особенно молодые специалисты. Я считаю, что здесь ориентация на педагогическую профессию должна начинаться извне, то есть заранее человек сам должен почувствовать, что он может держать себя в таком напряжении, и должен иметь соответствующий для этой профессии характер», — говорит Валентина Худякова.
По ее мнению, для входа в эту профессию должен проходить тщательный отбор, проводиться психологические тесты. Что, как она считает, в российских вузах не делается.
Большее внимание в подготовке педагогов отводится предметным знаниям, а не знаниям психологии, педагогики и других навыков, важных для успешного преподавания. Не говоря уже о недостаточном уровне практики.
«А приходят, когда они конечно сталкиваются с огромной нагрузкой — психологической, физической. Молодые считают, а возьмут они 30 часов, думают справятся. А они не могут выдержать эту нагрузку», — рассказывает эксперт.
Действительно десятилетний опыт закрепил стандарт 18 часов в неделю — это стандартная ставка для комфортной работы педагога. Но вы не найдете ни одного педагога который бы работал на одну ставку.
И здесь кроется системный недостаток. Есть поручение президента довести зарплаты учителей выше среднего по экономике региона. Но делается это не за счет увеличения оплаты за ставку, а увеличением нагрузки, и так называемых стимулирующих выплат.
То есть глава государства указал цель, но не указал какими средствами ее достичь, и каждый руководитель на месте решает эту задачу по-разному.
К слову педагогам у которых есть классное руководство с недавних пор увеличили выплаты.
Вопрос взаимоотношения в обществе
Как отмечает Валентина Худякова, если педагог справился с предметной нагрузкой, возникает следующая проблема. Взаимоотношение с родителями, детьми и даже с коллегами.
По данным Валентины Худяковой, 30-40% молодых специалистов уходят из школы в первый год работы.
«Не справляются именно с психологической нагрузкой», — поясняет она, добавляя, что те, кто проработал три и более года справляются с адаптацией.
Для борьбы с выгоранием, по словам эксперта достаточно методов и главное, чтобы в этом участвовало руководство школы, «многое зависит опять же от руководителя».
«За 20-30 лет имидж педагога изменился, я уж не говорю, как к нам относились 50 лет назад и раньше. После того как педагоги оказывать услуги, а не выполнять миссию поменялось отношение к педагогу со стороны родителей, особенно родителей, рожденных в 90-е», — считает Валентина Тимофеевна.
И это председатель профсоюза, считает одной из причин почему учителя уходят из профессии.
Современные технологии позволяют родителям связываться с учителем 24 часа в сутки, что конечно не приемлемо, но не для всех это понятно.
«Дети видят, как родители относятся к педагогу, и вот того почитания и уважения безмерного которое было раньше уже нет», — говорит она.
Но при этом, как кажется возникает конфликт в том, как себя позиционируют учителя, даже молодые, и как их видит родитель и дети.
«Возможно [говоря об опыте ветеранов педагогики, которые дают наставления молодым педагогам], у них другой взгляд на работу с родителями, но отрицать их опыт ни в коем случае нельзя, во многом от самого молодого педагога зависит, что взять себе на вооружение, а что нет», — подытожила она.
Действительно, применяя силу многие педагоги забывают, чему их учили в университете: «Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя».
И примеры, когда учителя с опытом применяют силу, психологическое давление на глазах молодых учителей становятся заразительными, тоже имеют место.
Мнение педагога
Мы пообщались одним из тюменских активистов Никитой Кышко, который также успел поработать учителем и составил мнение о проблемах, с которыми сталкивается современный преподаватель.
Во многом он согласен с председателем профсоюза Валентиной Худяковой, особенно в части потери статуса педагога. Свои впечатления он основывает на впечатлениях о работе учителей в период его детства.
«У учителя, нет сейчас такого уважительного статуса как раньше, сейчас часто с учителями обращаются как к обслуживающему персоналу. Коллеги рассказывали, что родители приходили и тыкали им в лицо: «Ты следишь за моим ребенком, ты за это деньги получаешь — че вообще рот открываешь, делай как надо, а не как тебе хочется», — рассказывает Никита.
К счастью, у него таких примеров не было. Но отношение к работе учителя у родителей и педагогов разное — это факт.
И чтобы система соответствовала всем ожиданиям заказчика, то есть родителя, государство всячески старается контролировать процесс, но вместо этого получаются только лишние бюрократические препоны, из различных учреждений, которые проверяют и проверяют учителей на всевозможные риски, которые возникают в современных условиях жизни.
Но, наверное, к системе образования нужно относится не как системе надзора, иначе это будет тюрьма, с которой последнее время дети сравнивают школу (вспомните экзамены ЕГЭ с металлоискателями на входе и походом в туалет под надзором).
Школа должна создавать творческую среду для самореализации человека, но как этого достичь светлые умы министерства образования — точнее теперь просвещения (еще одно бюрократическое решение) пока не знают, как. Почему-то все равно получается тюрьма.
К слову после инцидента с Виктором Садлинским губернатор Моор потребовал от органов образования разработать специальный прикладной курс «Как педагогу работать с агрессией в школе». «Наш город» направил запрос в департамент о результатах этого курса.
«Учитель не должен оставаться один в трудной ситуации. Как минимум, он имеет право на оперативную консультацию конфликтолога, а в сложных случаях, и на прямое участие медиаторов — посредников, помогающих примирению», — сказал губернатор.
Но не хочется заканчивать на плохой ноте. Среди педагогов есть много людей которые пришли не зря в эту профессию, осталось научиться их находить и платить достойную зарплату.
Вот последний пример современного подхода к образованию — тюменский учитель на уроках физкультуры использует соцсеть ТикТок.
Евгений Черемисов успешно использует соцсеть для преподавания.
Ну а ежегодные успешные выступления тюменских педагогов в конкурсе "Учитель года" подтверждают высокий профессиональный статус тюменских педагогов. Главное, чтобы все конфликты в школе решались на таком же высоком профессиональном уровне.