Posted 22 сентября 2016,, 06:06

Published 22 сентября 2016,, 06:06

Modified 11 ноября 2022,, 19:51

Updated 11 ноября 2022,, 19:51

УФАС обещает штрафовать сетевиков за несоблюдение новых правил торговли

22 сентября 2016, 06:06
Две тюменские торговые сети и двое поставщиков продовольственных товаров попали под надзор УФАС по Тюменской области за несоблюдение новых требований Закона о торговле. Против организаций были возбуждены административные дела, рассказал руководитель УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников.

Дело в том, что в июле текущего года были внесены поправки в закон о торговле и КоАП, направленные на поддержку отечественного производителя. Новеллы, которые были внесены в части своей делают прозрачными деятельность торговых сетей и поставщиков.

Главный результат поправок: был снижен максимальный размер вознаграждений (так называемый, ретро-бонус), которые поставщик платит ритейлерам за присутствие на их прилавках. Ранее он составлял 10%, то теперь составляет пять процентов.

Кроме всего прочего поставщик ранее был обязан оплачивать дополнительные услуги: маркетинг, логистика, реклама и так далее. В совокупности по оценке ФАС выплаты поставщиков могли достигать 30–50% за поставку товара. Все это, конечно, накладывало определенную нагрузку на поставщиков, что в итоге отражалось на конечной цене продукта, который оплачивал потребитель. Нынешние пять процентов включают в себя не только бонусы за товарооборот и прочие услуги.

Кроме того, ритейлер ранее оплачивал товар по факту реализации: через месяц, два, а то и через полгода. В настоящее время сроком оплаты поставленной продукции регламентирован срок ее годности: до десяти дней, от десяти до тридцати дней и так далее. В случае нарушений для ритейлеров предусмотрены штрафы до пяти миллионов рублей. Помимо этого сетевикам запрещается брать деньги за право поставки товара и изменение ассортимента, а также заключать договоры с поставщиками через посредников.

«Мы полагаем, что это позволит сократить возможные издержки, может быть повысить доходность поставщиков и производителей продовольственных товаров, в том числе их продукции по программе импортозамещения. Как минимум, это должно привести к диалогу торговых сетей и поставщика, чтобы сформировалась справедливая и прозрачная цена на товар», — прокомментировал заместитель руководителя УФАС по Тюменской области Дмитрий Полухин.

Кроме того, отныне ритейлеры обязаны публиковать всю информацию о заключенных договорах на своих сайтах, а также полные сведения об условиях доступа на свои прилавки и правила поставки товаров. Ранее подобная информация могла быть размещена на сторонних сайтах, либо в неполном доступе. Торговая сеть при этом имела право сформулировать собственные условия, по которым поставщик мог поставлять свой товар.

Пока на рынке сетевых магазинов переходный период, который законодатель установил до января 2017 года. За это время и поставщики, и ритейлеры обязаны привести все свои договоры в соответствие с законом и разместить исчерпывающую информацию на своих сайтах.

Как отметил Игорь Веретенников, торговые сети при перезаключении договоров могут начать навязывать поставщикам невыгодные условия, либо создавать дискриминационные условия.

В то же время создание искусственных препятствий со стороны сетевиков напрямую запрещено статьей 13 закона «О торговле». Дискриминационные условия в свою очередь определены Федеральным законом «О конкуренции».

«В этом случае мы призываем всех поставщиков, кто столкнется с такими нарушениями, обращаться в антимонопольный орган. По сути иных органов, которые бы могли помочь в данной ситуации, нет. И мы в любом случае всячески готовы способствовать тому, чтобы не создавались перекосы в части доступа в торговые сети», — прокомментировал он.

Отметим, что новые правила распространяются только на торговые сети (в законе О торговле впервые четко прописано понятие «торговая сеть») — «магазины у дома» и мелкие торговые точки будут работать по старым правилам.

Также согласно новым требованиям с двух месяцев до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, а при длящемся правонарушении — в течение одного года с момента обнаружения нарушения.

Пока не известно, приведет ли это к снижению конечной цены на продукты для потребителя: антимонопольная служба имеет полномочия контролировать лишь цены на продукты, входящие в перечень жизненно важных, либо, если продавец является монополистом на каком-либо локальном рынке. Во всяком случае руководитель УФАС выразил уверенность, что у региональных поставщиков будет больше возможностей пробиться на полки крупных торговых сетей, а у них в свою очередь не будет причин завышать цены из-за конкуренции с другими ритейлерами.

Что касается четырех возбужденных административных производств, то пока они находятся в процессе рассмотрения. В одном случае, отметил Веретенников, на сайте ритейлеров вообще отсутствовала информация об условиях поставок и не было сведений о договорах. В ряде других — перечислены определенные условия отбора, но не были опубликованы типовые формы договора. Все это уже является основанием для мер реагирования со стороны антимонопольной службы.

"