Posted 5 апреля 2013,, 09:35

Published 5 апреля 2013,, 09:35

Modified 11 ноября 2022,, 20:20

Updated 11 ноября 2022,, 20:20

Прогулка на АЗС: из журналистов в заправщики

5 апреля 2013, 09:35
В нашем суетном мире редко остается место обычной улыбке. Мы вечно спешим по делам, думаем о чем-то своем, многие действия выполняя практически на автомате. Выпить чашку кофе, прогреть автомобиль, заскочить в банк, снять денег, ответить на телефонный звонок, заехать на заправку… «Здравствуйте, каким видом топлива будете заправляться?» — вырывает вас из повседневности мужской голос.

Но еще удивительнее тюменским автомобилистам было услышать в тот день голос женский. А все началось с того, что компания «Газпром нефть» предложила журналистам на несколько часов сменить блокноты и ручки на заправочные пистолеты и кассовые аппараты. Портал NashGorod.ru не смог отказаться от такого эксперимента и принял участие в практикуме для представителей СМИ под названием «Идем на Гембу!»

Для начала нам рассказали, что же такое Гемба и научили правильному, принятому в компании обслуживанию. Гемба — это японский термин, который подразумевает под собой рабочее место, точку, где появляется какой-либо исходный продукт. В производстве — это цех завода, в бизнесе — место или мероприятия, которые приносят компании доход, а клиенту — удовлетворение. Для сотрудников АЗС Гембой является территория заправки.

Далее мы составили план индивидуальной работы, распределили должности: оператор 2 разряда (заправщик), оператор 3 разряда (кассир), управляющий АЗС, заместитель управляющего. В какой-то из должностей пришлось поработать не по разу.

Переодеваемся и выдвигаемся. Местом нашей работы на пару часов стала АЗС № 3, расположенная по адресу улица Республики, 255.

Для начала — вводный инструктаж, где нам напомнили о правилах противопожарной безопасности и рассказали об общих правилах поведения на заправке. Никаких распущенных волос у девушек, никакой фото- и видеосъемки вблизи самых опасных объектов. И мы приступили к работе.

Итак, операторы 2 разряда или, как их многие привыкли называть, просто заправщики — лицо любой АЗС. Люди в синей форме встречают клиента, и именно от них зависит в каком настроении он поедет отсюда дальше.

Напомним, что не так давно на нескольких точках сети АЗС «Газпромнефть» появилась система постоплаты. Водитель приезжает, называет заправщику вид топлива и сумму или количество литров и проходит к кассе. Оператор открывает бак, набирает на колонке нужные цифры, вставляет пистолет и ждет возвращения водителя. Пока тот еще только подходит к кассе, бензин уже льется в бак. По приходу клиент садится в заправленный автомобиль.

Работа сложная, но одна из самых интересных. При этом все твои действия должны быть аккуратными и неспешными, а то еще обольешь чужую машину.

К слову, рабочий график заправщика два через два с 8 утра до 8 вечера, на ногах.

«Добрый день! Каким видом топлива будете заправляться?.. Ваша колонка № 5, 20 литров 92-го… До свидания, приезжайте к нам еще!», — обязательные слова каждого оператора.

В теплое время года, когда не замерзают вода и тряпка, ты обязан предложить водителю протереть стекла, фары и номера. И не забывай всегда и везде улыбаться.

На кассе тоже свои речевые правила. Приветствие, предложение приобрести бонусную карту и непременное проговаривание номера колонки, вида топлива, количества литров, суммы оплаты, поданных денег и каждого рубля сдачи. Это необходимо для того, чтобы в спорных ситуациях не возникало вопросов — камера в зале записывает и изображение, и звук, и после произнесенных «Ваши пятьсот» уже бесполезно доказывать, что ты якобы подал тысячу.

В задачи управляющего и зама входят составление графиков работы всех сотрудников АЗС, проверка наличия и соответствия своему месту товаров на полках, соблюдения требований к внешнему виду персонала и обслуживаю клиентов.

Журналистам пришлось и заправлять автомобили, и помогать кассирам, и поддерживать чистоту на территории кафе и АЗС, и печь булочки, и даже принимать бензовоз. Последнее, кстати, занятие — самое ответственное. Тщательно проверяются документы и соответствие марки и сертификации топлива, проверяется остаток бензина в цистерне, проверяется качество имеющегося топлива и топлива в бензовозе, соблюдаются все противопожарные требования и только потом начинается слив бензина в резервуар.

Отдельным пунктом у нас было тестирование в специальном мобильном пункте, которое проходит каждый сотрудник компании. Нам нужно было ответить на 10 вопросов (по упрощенной программе — в настоящем тесте их около 70-ти) по одной из предложенных тем: производственная безопасность, общие знания о топливе и автозаправочных станциях, маркетинговые тонкости. Ваша покорная слуга выбрала бензин и АЗС и сдала тест с результатом 60% правильных ответов. Мне сказали, что это — неплохо, потому что те вопросы, в которых я допустила ошибки — слишком уж глубоко профессиональные. Зато теперь я знаю, что самое высокое октановое число не у 98-го бензина, а у газа — в «голубом золоте» оно зашкаливает за сотню.

Окончив свой трудовой день, мы вернулись в учебный центр. Уставшие и довольные поделились впечатлениями, единогласно пришли к мнению, что самая интересная работа на АЗС все-таки у операторов 2 разряда, которые больше других общаются с самыми разными людьми. Все журналисты получили приятные призы и грамоты, подтверждающие прохождение практикума «Идем на Гембу!» С таким не стыдно и в заправщики пойти, если писать новости когда-нибудь надоест. А в заключении мне почему-то просто хочется сказать: «До свидания! Приезжайте к нам еще!»

Ольга Боровикова

"