Posted 6 декабря 2012,, 04:40

Published 6 декабря 2012,, 04:40

Modified 11 ноября 2022,, 19:00

Updated 11 ноября 2022,, 19:00

Марина Жабровец: Такой утечки мозгов в столицу, как у нас, нет нигде

6 декабря 2012, 04:40
В Тюмени завершился III Всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица». Благодаря инициативным студентам заведующей кафедры режиссуры ТГАКИиСТ Марины Жабровец у молодежи разгорается интерес к театру. Тюменцы тепло принимают каждый новый спектакль молодых режиссеров. Корреспондент NashGorod.ru узнал, какой видит культуру Тюменской области главный театральный педагог.

В Тюмени завершился III Всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица». Благодаря инициативным студентам заведующей кафедры режиссуры ТГАКИиСТ Марины Жабровец у молодежи разгорается интерес к театру.

Тюменцы тепло принимают каждый новый спектакль молодых режиссеров. Корреспондент NashGorod.ru узнал, какой видит культуру Тюменской области главный театральный педагог.

Форточка должна быть открыта

«Я не понимаю, что значит единая культура в нашем космополитичном мире, когда все пронизывает интернет. Многоликость и многообразие, вот что характерно для культуры. Я понимаю фольклор, нужно его хранить, создавать этнокультурные центры. Нужно относиться с уважением и к истории, и к новым веяниям. Форточка должна быть открыта. Нужен свежий воздух, а не затхлый, когда мы сидим на русской печке с балалайкой. Любая крайность опасна. Кто-то из великих сказал, что нет ничего опасней идеи, если она одна».

Министром культуры нужно назначить режиссера

«Не устаю говорить о том, что в Тюмени мало театров. Всего три профессиональных театра! Ситуацию чуть-чуть подправляют любительские театральные студии наших выпускников, такие как „Мимикрия“, „Буриме“, „Экспериментальный шекспировский театр“ и др. Но студийным театрам в наше время выжить практически невозможно: нет помещений и финансовых средств.

В настоящее время ситуация улучшилась. При департаменте культуры создали комиссию по присуждению грантов правительства Тюменской области в сфере театра. Нашей задачей было дать совет, кому выдать грант. В совет входят Леонид Окунев (художественный руководитель театра „Ангажемент“), Сергей Грязнов (главный режиссер театра кукол), Анна Николаева (доцент кафедры режиссуры ТГАКИиСТ), Елена Головинская (завкафедрой театрализованных представлений и праздников) и др. Наша работа заключалась в том, чтобы отсмотреть огромный пакет документов: театры присылали заявки и видеозаписи спектаклей. Гранты присуждались за прошлые достижения, а также деньги выделялись на будущие проекты.

Меня смутило, что информация об этом не дошла до любительских театров. Узнали об этом только профессионалы, а мы бы могли и от своего учебного театра заявку подать! Гранты — это способ продвинуть направление не только профессионального, но и любительского творчества. Пообещали, что на следующий год студийным театрам дадут зеленый свет. Я лично постараюсь, чтоб как можно больше театральных студий подали заявки на этот грант!

В шутку, конечно, но нужно лет на пять назначить министром культуры режиссера, который бы знал и любил театр. Финансировать культуру по остаточному принципу, конечно, нельзя. Если не будет культуры, не будет ничего! Я считаю, нужно в первую очередь обращать внимание на здоровье, образование и культуру, тогда меньше нужно будет тратиться на войну и мусороуборочные машины. Нужно нашему президенту советовать чаще ходить на премьеры! Плоды созревают не сразу, но культура — надежное вложение. Пока политики у нас демонстрируют только любовь к спорту, а все в нашей России равняются на верха».

На 10% — режиссер, на 90% — педагог

«В последнее время я мало занимаюсь наукой. Научная деятельность ограничивается изданием сборников, например, мы проводили на базе театрального фестиваля конференцию по теме „Молодежь и театр“, к этому мероприятию создавали научные статьи. Обсуждались современные тенденции и проблемы развития молодежного театра и молодежного зрителя. Конечно, мне приходится писать отзывы на авторефераты, выступать оппонентом на защите кандидатских и дипломных работ по педагогике и искусствоведению. Признаюсь, я не очень это люблю. У творческих людей и людей науки работают разные полушария. В науке свой строгий язык и системный подход, а у меня другой язык — образный и чувственный.

По-настоящему я занималась наукой, когда писала диссертацию у академика РАН Владимира Ильича Загвязинского. Сдать кандидатский экзамен, историю и теорию педагогики для меня было ужасом! Но это действительно приучило меня системно и логично мыслить, пользоваться профессиональной терминологией. До сих пор благодарна своему научному руководителю. Только на 10 процентов я считаю себя режиссером, а на 90% — педагогом. На базе своего исследования я начала читать новый курс „театральная педагогика“, на кафедре как раз нужен был человек, который работает на стыке актерского мастерства, режиссуры и педагогики. Я и заняла эту нишу».

Студентов много, а настоящих учеников мало

«Мы готовим режиссеров любительского театра, но искусство, по большому счету, не знает разницы между профессионалами и любителями. У Станиславского, по секрету, вообще не было театрального образования. Важно, какой учитель у тебя будет, и большая удача найти себе хорошего. Студентов много, а настоящих учеников мало. Так и студенты, наверное, говорят, преподавателей много, а вот учителей с большой буквы мало. Раневская считала, что лучшим режиссером и педагогом был Пушкин, он все сказал — правдоподобие чувств и истина страстей. В этом суть театрального искусства.

Многие наши выпускники работают не только в сфере любительского театра, на ТВ, радио, в шоу-бизнесе, но и в театре драмы, и в „Ангажементе“, и в кукольном театре, многие создают свои театры. Есть „золотомасочные“ выпускники: Наташа Шурганова в соавторстве с режиссером Ильиным в Барнаульском драматическом театре и Настя Сычева, которая получила „Золотую маску“ за лучшую роль второго плана в спектакле „Ромео и Джульетта“ в театре „SounDrama“. Конечно, ужасно жаль, что наши выпускники покидают свой регион. Нигде за границей нет такой „утечки мозгов“ в столицу! В Страдфорде на Эйвоне, Авиньоне, в Милане есть великолепные театры, не обязательно всем ехать в Лондон, в Париж, в Рим. Как бы в Тюмени пригодились такие люди как Шурганова и Сычева!»

Снять подвальчик и создать свою студию почти невозможно

«Больше всего перспектив в студенческих студиях при университетах и академиях. Как правило, этим путем и идут. Например, в Тюменской академии мировой экономики и права (ТГЭМЭУП) есть замечательный проректор Евгений Серочудинов. Он пришел ко мне на кафедру и позвал к себе трех студентов-режиссеров, пообещал хорошую зарплату и премии. У них расцветают эти традиции: ярмарки на лучшую студию, капустники по окончанию учебного года. Другая дорога — это ДИ „Пионер“ под руководством Веры Шереговой.

Нужно находить „очаг культуры“, где не торгуют шубами, где не проходят выставки животных, многие дворцы у нас на этом специализируются. А вот создать свою студию, снять подвальчик и переоборудовать его в театр это почти невозможно. У театра должен быть дом и свой зритель».

Психофизика актера

«Мы отбираем особо чувствительных учеников с лабильной нервной системой. „Раскачиваем“ нервную систему. Например, есть специальные упражнения: мелом чертится круг плача и круг смеха. Заходишь в круг плача — должен немедленно заплакать, вышел — немедленно перестать. Зашел в круг смеха — должен заразительно засмеяться, и так студент двигается то туда, то сюда. Нужно индивидуально подходить к каждому студенту, чтобы не навредить. В истории театрального искусства много случаев, когда профессиональные актеры страдали психическими заболеваниями. Все зависит от интуиции педагога».

Цель многих режиссеров — создать свою «семью»

«Многие великие люди говорят, что не могут не заниматься своим любимым делом. Наше дело невыгодное, денег не заработаешь. Мне кажется, у многих режиссеров цель такая — создать свою „семью“: собрать единомышленников и друзей. Хочется освоить ту нишу, где тебе хорошо и ты занимаешься творчеством. За окном — хоть ядерная зима, а здесь любят и доверяют. Так растет дело: нам интересно ставить спектакли, обсуждать их, проводить капустники, поздравлять друг друга с днем рождения. Поддерживать друг друга в горе и в радости. Любой человек в жизни одинок, он как бы окружен стеной, и только любовь разрушает эту стену. Есть зритель, который меня слышит и понимает, я могу с ним поделиться тем, что меня волнует. Большинство людей любят дарить подарки, а не получать. Люди искусства — это те, кто любят дарить подарки».

Беседовала Варвара Сополева

Фото с сайта: tsiac.ru

"