Posted 6 сентября 2012,, 11:41

Published 6 сентября 2012,, 11:41

Modified 11 ноября 2022,, 20:19

Updated 11 ноября 2022,, 20:19

ГЛОНАСС: Удобство победит предрассудки?

6 сентября 2012, 11:41
Как известно, Министерство юстиций России утвердило приказ о порядке оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС. Приказ вступает в силу 1 января 2013 года для автобусов и грузовиков, осуществляющих перевозку опасных грузов, а с 1 января 2014 года и для таксистов.

Предполагается, что внедрение ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS позволит увеличить безопасность перевозок за счет контроля соблюдения скоростного режима, быстрого реагирования при ДТП и в иных нештатных ситуациях. Муниципалитетам же это позволит управлять транспортной ситуацией в городах. Сами перевозчики считают, что поголовный переход на ГЛОНАСС ощутимо увеличит затраты компаний отрасли.

Плюсы и минусы, а также перспективы системы обсудили сегодня на круглом столе «ГЛОНАСС. Тонкости реализации законопроекта» представители транспортных компаний, дилеры навигационного оборудования и представители городской власти.

Управление

Руководитель управы Центрального административного округа Валерий Борисов отметил, что на его подведомственной территории ежедневно обслуживает улицы 120 единиц техники. Из них 106 оснащены системой навигации, с помощью которой диспетчеры наблюдают за перемещением мусоровозов, подметальных машин и грузовиков. Это удобно, потому что позволяет отслеживать выполнение плановых работ.

Руководитель IT-отдела ОАО «ТюменьАвтоТранс» Сергей Бондаренко, контролирующий работу ПАТП 1 и ПАТП 2, сообщил, что изначально на автобусных предприятиях GPS и ГЛОНАСС внедрялись для контроля соблюдения графиков. На сегодняшний день из дополнительных параметров системы ПАТП использует только голосовую связь. Датчиков уровня топлива они пока не установили, зато на двух машинах в качестве эксперимента имеются фиксаторы пассажиропотока.

Спикеры считают это направление весьма перспективным. Администрации города будет удобно отслеживать плотность перевозок и востребованность маршрутов. Такие отчеты могут помочь в работе над совершенствованием системы пассажироперевозок. Вот только открытым останется вопрос: а кто за это будет платить? Тот, кому это выгодно?

Сергей Бондаренко отметил, что в Тюмени все единицы муниципального транспорта сегодня оснащены навигаторами, а это — порядка 180 автобусов. На обслуживание одного прибора в месяц компания тратит 70 рублей.

Экономия

Валерий Борисов уточнил, что установка навигатора на одну машину обходится управе в 12 тысяч рублей, а на обслуживание системы в целом уходит 8 тысяч рублей. «Я считаю, что это не накладно, а выгодно», — подчеркнул он.

От системы навигации одни плюсы, утверждают участники круглого стола. На примере «скорой помощи» директор ООО «76 Ойл Тюмень» Андрей Дергоусов объяснил экономичность ГЛОНАССа. Так, 54 автомобиля обслуживают около 700 тысяч человек из Тюмени и близлежащих поселков. Затраты на топливо за год составляют 26 миллионов рублей. В Кургане на вызовы ежедневно отправляются 35 карет «скорой помощи». Расходы на бензин — 39 миллионов. И это при населении в 350 тысяч человек.

В среднем, система ГЛОНАСС/GPS окупается за 3 месяца, а после начинается экономия, утверждают представители фирм-перевозчиков.

Исполнительный директор ОАО «ТПАТП 2» Николай Куприн добавил, что навигационная система еще не совсем отлажена и имеет несколько недостатков: провалы связи, неточность карт и так далее. Главной проблемой остается саботаж водителей.

Те из персонала, кто раньше получал дополнительные деньги за счет подработок, начали возмущаться, требовать повышения зарплат и даже увольняться. Самые хитрые портят оборудование или используют так называемые «глушилки». При визуальном осмотре поломки выявляются и исправляются.

В итоге, участники мероприятия единогласно сошлись во мнении, что внедрение системы ГЛОНАСС оправдывает свои затраты. Транспортники выигрывают за счет того, что водители перестают сливать топливо и халтурить, «убивая» машины.

Безопасность

ГЛОНАСС помогает не только ПАТП. Как рассказал начальник отдела организации регулярных перевозок МКУ «Тюменьгортранс» Дмитрий Новоселев, к ним обращаются и из правоохранительных органов. Например, есть информация о том, что пропавшего в Тюмени человека видели на остановочном пункте. В этом случае «Тюменьгортранс» собирает информацию о проезжавших здесь в указанное время автобусах и передает данные следователям для дальнейшей работы.

Выигрывают при помощи ГЛОНАССа и пассажиры. Представитель такси «Бизнес Класс» Тимур Курманов отметил, что после установки навигаторов передача права выбора автомобиля для отправки по заявке отошла диспетчеру. В результате скорость подачи машины выросла на 30%.

Для тех, кто ждет автобуса на остановке, уже открыта такая услуга, как получение информации о ближайшем автобусе по телефону. Для этого нужно позвонить на бесплатную горячую линию «Тюменьгортранса» 8-800-300-1924 и уточнить у оператора расписание и фактическое местонахождение автобуса нужного маршрута.

В будущем на систему могут возложить и такие функции как интеграция интерактивной карты в сети Интернет для удобства пассажиров.

А что дальше?

С 1 января 2013 года наличие навигатора в машинах, перевозящих людей и опасные грузы, станет обязательным. Сервисные центры ожидают наплыва в последние дни года и утверждают, что всех обслужить они не успеют.

«В городе установкой оборудования занимается около десятка компаний, каждая из которых в месяц оборудует навигаторами 30–40 единиц транспорта. Если будет ажиотаж, то успеют не все», — отметил Андрей Дергоусов.

По мнению гендиректора ООО ПФ «СибНПО» Сергея Мишагина, далеко не каждый транспортник спешит подчиниться закону, ожидая, что государство компенсирует ему затраты. «Многие обожглись на ремнях безопасности, поэтому просто ждут реальных наказаний», — пояснил он. Дмитрий Новоселов добавил, что вопрос ужесточения мер откладывался не единожды, и перевозчики думают, что сроки снова перенесут.

Оптимисты же верят в то, что эпоха ГЛОНАСС все-таки наступит, и каждая легковая машина станет элементом одной большой системы, которая позволит обходиться в ДТП без вмешательства ГИБДД, отслеживать транспортные потоки на дорогах города и так далее.

«Мы живем в открытом мире, где никто ни от кого уже не прячется. Все открыто говорят о себе в социальных сетях. Раньше над этим смеялись, теперь же это в порядке вещей. Я верю в то, что удобство победит предрассудки», — подытожил Андрей Дергоусов.

"