Posted 23 сентября 2011,, 08:54

Published 23 сентября 2011,, 08:54

Modified 11 ноября 2022,, 18:47

Updated 11 ноября 2022,, 18:47

Наталья Соколова: Мы — дерзкие идиоты

23 сентября 2011, 08:54
В последние годы киноклубы в Тюмени множатся, как грибы после дождя, и это неудивительно — то, что попадает в массовый прокат наших кинотеатров не всегда удовлетворяет требовательную интеллектуальную публику. Пожалуй, самый известный в нашем городе киноклуб базируется в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий (ТГАКИиСТ).

Корреспондент NashGorod.ru встретился с его руководителем Натальей Соколовой, чтобы узнать, почему же студенты предпочитают смотреть «неправильное» кино в компании своих братьев по партам и чем удивит тюменцев киноклуб ТГАКИиСТ в новом сезоне.

«Первые фильмы киноклуба ТГАКИСТ смотрели на видеодвойке»

Наш киноклуб возник на базе научной библиотеки Тюменского государственного института культуры и искусств и кафедры культурологи в 2002-2003 учебном году, в одной из аудиторий главного корпуса. Там была видеодвойка, фильмы мы смотрели с кассет. Потом нам предоставили самую большую аудиторию этого учебного корпуса. Первые три года были самыми массовыми, ведь еще не было торрентов. Людям не хватало 100-150 учебных мест этой аудитории.

Каждую пятницу, в 17:30 киноклуб ТГАКИСТ собирает несколько десятков любителей нестандартного кино. Такое время выбрано потому, что клуб всегда ориентировался на студенческую молодежь. Сейчас киноклуб ТГАКИСТ посещает несколько десятков человек, хотя в первые годы к нам приходило значительно больше людей. Так, когда мы показывали «Груз 200», пришло около 250 человек. У нас есть люди, которые посещают киноклуб ТГАКИСТ на протяжении всех 9 лет его существования. Это помогает выпускникам академии сохранять связи с ней.

Есть несколько причин предпочесть посещение киноклуба ТГАКИСТ домашнему просмотру кино. Если ты не живешь кино, у тебя нет систематический знаний в области киноискусства, то ты никогда не сможешь поставить тот или иной фильм в контекст творчества режиссера, создавшего ленту. У нас же образовательный проект, поэтому перед фильмом обязательно идет вступительное слово: мы не просто рассказываем о режиссере, а показываем фрагменты его фильмов, можем познакомить с мнением авторитетного кинокритика, и таким образом встраиваем ленту в контекст. Благодаря подготовке восприятие фильма видоизменяется, появляется множество дополнительных смыслов. После просмотра проходит дискуссия, в свободной манере«.

«Большое дело по пропаганде российского кино»

«В отличие от других киноклубов, где, на мой взгляд, афиша и репертуар формируются спонтанно, исходя из личных пристрастий руководителя, наш — является концептуальным. То есть заранее продумывается программа и под нее подбираются фильмы. В сезоне примерно треть новых программ, остальные — традиционные. К числу последних относится „Кино, за которое не стыдно“ — самая популярная наша программа. В кинотеатрах ведь отечественные фильмы практически не показывают — 90% репертуара составляет американское кино, порядка 7% — европейское, 3% — русское. Конечно, мощная поддержка нашему кино — телевизор, но кто из молодежи сегодня его смотрит? Поэтому я считаю, что делаю большое дело по пропаганде российского кино».

«Наши режиссеры сидят в «башне из слоновой кости»

«Почему американские фильмы пользуются такой большой популярностью? Во-первых, им обеспечивают мощный промоушн. Во-вторых, они зрелищные. В-третьих, это „правильное кино“ — хорошо выстроенная история, в которой определено, на какой минуте нужно смеяться, на какой — плакать. Это ведь огромная работа, и за свой колоссальный труд американская киноиндустрия получает большие деньги. России ближе опыт европейских стран. Во Франции, например, все кинотеатры дотационные, прокат французских фильмов им оплачивает государство, поэтому отечественных фильмов показывают больше всего. Патриотизм — это часть государственной политики, а не просто „бла-бла-бла“, как у нас в России. В лучшем случае, патриотическое воспитание у нас носит милитаристскую направленность.

Очень неправильная позиция наших режиссеров — сидеть в „башне из слоновой кости“, снисходительно глядеть на массу, которая якобы не понимает высоких замыслов и посланий. Если бы американцы развивались по такому пути, они бы находились в той же яме, в которой сидит российское кино сегодня. Не каждый может стать Тарковским, поэтому нужно ориентироваться на массовую аудиторию. Сделай такой фильм, который будет интересен и высоколобым интеллектуалам, и простой домохозяйке, и всем станет понятно, ты — гений. Так, фильм Тарковского „Андрей Рублев“ готовы воспринять все, особенно ту часть, которая посвящена истории с колоколом. Он задевает сердце, эмоции — а именно в этом и предназначение искусства. А нашим режиссерам подавай высокообразованную аудиторию... Американцев надо не ругать, а учиться у них».

«Зрителя нужно воспитывать»

«Судьба артхаусного кино зависит от того, насколько его оценят на фестивалях. Есть награды — значит, оно будет в прокате. Я считаю, что для артхаусного кино должны быть отдельные залы и нужно воспитывать зрителя. В России заведено так: не надо учиться, как воспитывать собственных детей, как смотреть кино и как тренировать национальную сборную по футболу.

Так как кинотеатры не знакомят зрителя с артхаусным кино, этим занимаются киноклубы. К тому же, формат киноклуба предполагает не столько просмотр, сколько обсуждение».

«Мы — дерзкие идиоты»

«Чем порадует тюменцев киноклуб ТГАКИСТ в этом сезоне? Сейчас заканчивается ретроспектива фильмов «Югры». С конца сентября до конца октября мы вспомним самые успешные программы киноклуба ТГАКИСТ — «Рождение кино из духа музыки», «Кушать подано», «Шедевры анимационного кино». Затем у нас будет фестиваль любительского кино.

Кинофестивальным движением мы занимаемся последние 4 года — проводим фестивали документального кино и любительских фильмов. Их посещает очень много людей, хотя ленты мы показываем достаточно сложные. Вообще прокат документального кино в России не организован, ну а мы — дерзкие идиоты, которые решили показать документальное кино — провели уже два фестиваля.

В этом году у нас будет уже второй всероссийский фестиваль любительского кино «КиноКонструктор». Увидеть на большом экране свой фильм — очень престижно для начинающего автора. Как правило, они представляют игровые короткометражки, документальное и анимационное кино. Последнего больше всего.

После «КиноКонструктора» до конца года мы будем смотреть лучшее европейское артхаусное кино последних трех лет. В конце 2011 года посетителей клуба ждет традиционная программа «Рождественский подарок» — лучшее кино, по мнению актива киноклуба ТГАКИСТ. В новом году у нас запланирована программа «Неизвестное кино», которая будет работать третий год — это фильмы, которые российский зритель не знает. К их числу можно отнести кино, произведенное в Латинской Америке, Азии и Африке — это мое любимое турецкое кино, израильское, иранское, мексиканское, аргентинское и так далее. Потом пойдет программа «Кино, за которое не стыдно» и закончится сезон ретроспективой современного польского кино — это результат нашей дружбы с обществом польской культуры «Latarnik».

«Проект образовательный — значит, авторское право не нарушается»

«У нас проект образовательный, а для учебных целей кино не запрещает показывать никто. Потом — у нас все бесплатно. 90% фильмов идет с лицензионных DVD, которые я покупаю на свои деньги — это, конечно, очень затратно.

Пока в нашем законодательстве не появилось статьи, в которой запрещается показывать фильмы в образовательных целях, я считаю, что не нарушаю авторское право. Хотя прецеденты, когда предъявляли претензии, были: мне 2 раза звонили из Москвы. Первый раз по поводу „Кукол“ Такеши Китано, второй раз — „Дома дураков“ Кончаловского. В обоих случаях я объясняла, что у нас некоммерческий, образовательный проект, и претензии больше не предъявлялись».

«Молодежь — наиболее интеллектуальная часть общества»

«Тюмень — разнообразный город, я не согласна с мнением о том, что он мещанский, хотя бы потому что в нем столько вузов. Ведь молодежь, особенно студенческая — это наиболее интеллектуальная, образованная, свободная и мобильная часть любого общества, тем более что она не обременена семьей и другими заботами социального плана».

"