Posted 5 июля 2020, 11:05
Published 5 июля 2020, 11:05
Modified 19 августа, 18:20
Updated 19 августа, 18:20
Объявленная несколько лет назад судебная реформа предполагала усложнить взыскание долгов с физических лиц различным компаниям. Задумывалось все из благих побуждений. Нередки случаи, когда тюменцы получали от судебных приставов письма счастья по ошибке из-за полных тезок, которые накопили долги.
Предполагалось, что компания для обращения в суд должна предоставить один из идентификаторов должника: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта или другого удостоверяющего личность документа.
Но при принятии закона УК, ТСЖ, ЖСК и другие столкнулись с проблемой что не могут предоставить в суды идентификаторы своих клиентов, так как зачастую просто не имеют этих данных. Таким образом их разворачивали в суде при попытке подать заявление на должника.
«У меня нежилые помещения на физлиц были, и они конечно не зарегистрированы. Нет ни адреса не даты рождения ничего нет, как подавать на него в суд? По крайней мере до 8 июня мы этого не могли сделать. В Росреестр звонила, там мне не давали этих данных. А к арендатору придешь он же не предоставит этих сведений», - сообщила «Нашему городу» одна из тюменских председателей ТСН.
Поэтому законодатели пошли на уступку ресурсникам и компаниям занятым в сфере ЖКХ, и отсрочка действовала до 1 апреля 2020 года. После чего коммунальщики столкнулись с этой же проблемой. И вот 8 июня 2020 года президент подписал изменение в законе, благодаря которому компаниям дали отсрочку до начала 2021 года.
Предполагается, что за это время компании или соберут необходимые данные своих клиентов, или получат право запрашивать их в компетентных органах.
Кстати, такой законопроект существует, но пока он завис в первом чтении госдумы, который проходил в декабре 2019 года.
Конечно коммунальщики оказались в ловушке, созданной несовершенством законодательства. Ведь большинство договоров на выполнение коммунальных услуг заключаются в одностороннем порядке.
Так, пожалуй, одним из ярких примеров является плата за капремонт, обязанность перед региональным оператором по уплате взносов в фонд капремонта установлены законом, а вот договор с указанием идентификационных данных собственников жилых помещений составлять не нужно.
«Обязанность оплачивать взносы на капремонт закреплена в Жилищном кодексе, поэтому региональный оператор не имеет договорных отношений с собственниками и не обладает их персональными данными. Временное приостановление действия новых положений ГПК позволит региональному оператору продолжить работу по взысканию задолженности - до того момента, как законодательно будет продуман механизм получения сведений о собственниках на законных основаниях для последующего взыскания по новым правилам», - цитирует РГ Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов.
Случаи, когда фонд направлял платежки с неверными данными о собственниках, были очень распространены.
И все это происходит на фоне коронакризиса, когда многие тюменцы остались без работы и существуют на минимальные пособия.
По некоторым данным оплата за ЖКУ в тюменской области в период самоизоляции упала на 20%.
Но и компании в этой ситуации тоже оказались не в простых условиях. Государство ввело мораторий на начисление пеней для должников, при этом нельзя отключать потребителей от воды, газа, электричества.
«Человек воспользовался услугами, ничего не заплатил, а процент за пользование нашими деньгами, которые он не заплатил, — это пеня. Штрафные санкции тоже нельзя, только в суд! То есть мы ничего им не можем сделать. Зря правительство так расслабило людей. Мораторий на ограничение, мораторий на пени. У нас руки связаны. А народ почувствовал волю и просто перестал платить», - говорит представитель одной из тюменских управляющих компаний.
Но основные претензии со стороны потребителей к управляющим компаниям и ресурсо-снабжающим организациям в период кризиса как раз касаются роста тарифов и некорректный учет и начисление платы за услуги.
Жители сразу двух новых жилых комплексов в центре Тюмени пытаются сменить свои управляющие компании из-за необоснованных начислений за тепло и воду.
"У нас в домах установлены счетчики тепла в каждой квартире и есть общедомовой счетчик. Но показания их не принимает ресурсо-снабжающая организация потому, что наша управляшка не передала туда документы на счетчик. В результате нам приходят космические счета. Мы платим по нормативу, в три раза больше. У многих жильцов уже долги образовались, а перерасчета не будет, так ответили в прокуратуре", -рассказывает председатель совета дома Федор К.
В соседнем жилом комплексе такая же история с начислениями за текущий ремонт и услуги управляющей компании. Жильцы многоквартирного дома не могут добиться отчета от УК за прежние годы работы и столкнулись с выборочной подачей исков за накопившиеся долги за ЖКУ со стороны управляющей компании. Списки должников ежеквартально появляются в подъезде на доске объявлений, но среди них нет ни одного из должников, которые работают дворниками и уборщицами этой управляющей компании. Так УК делит жильцов на своих должников и чужих, с которых нужно взыскивать долги.
Теперь взыскать долги достаточно просто и УК ежеквартально направляют документы в суд для выдачи судебных приказов о взыскании долгов. Дальше судебные приставы налагают арест на счета и карточки должников, пока с долгами не рассчитаются. А законодатели стремятся изменять правовые акты для упрощения такой процедуры.
Пока законодатели латают дыры, защищая интересы компаний ЖКХ от должников, ситуация в стране становится все удручающей.
Тюменская область бьет рекорды по суточному выявлению COVID-19, в то время, когда открыты торговые центры и многие магазины. Если ситуация ухудшится, то правительство региона опять закроет предприятия и люди останутся без доходов. Тогда за коммуналку многим платить будет нечем. А взыскание долгов будет приносить прибыль только управляющим компаниям и судебной системе.