Нефть? Распутин? Менделеев? В Тюменской области вновь взялись за разработку бренда

Нефть? Распутин? Менделеев? В Тюменской области вновь взялись за разработку бренда

21 июля 2017, 11:34
Общество
таня
Вновь заговорили о привлекательности Тюменской области для туристов. Есть ли у региона свое лицо? Какой он для местных жителей? А для гостей? Прямо сейчас кипит работа по брендингу Тюменской области — готовую концепцию обещают представить в сентябре.

Тема с разработкой бренда Тюменской области не нова. Еще в 2013 году проводилась масштабная кампания с той же целью — набирались идеи, проводились круглые столы, привлекались зарубежные специалисты. В их числе — профи в геобрендировании, директор международных программ Европейского института по связям с общественностью Татьяна Лебедева.

«Системная модель геобренда включает разные компоненты. Это и genius loci — гений места. К примеру, то, что Сергей Собянин, мэр Москвы, ранее занимал должность губернатора Тюменской области, очень важно для имиджа города как своего рода кузницы современного топ-менеджмента. Или взять историю Тюмени и Тобольска: их „днк“ несут самые острые и порой болезненные моменты из прошлого нашей родины — это декабристы, история Дома Романовых, Распутин. Здесь уникальное деревянное зодчество. Уже многое из этого известно в Европе, но не всегда в связи с Тюменью. Помните, как когда-то, будучи губернатором Тюменской области, Сергей Собянин предложил слоган „Тюмень — лучший город Земли“. И хотя не все его приняли, это было замечательным шагом… За таким слоганом видится желание создать у населения чувство гордости за свою малую родину, так как именно жители — главная целевая аудитория геобрендинга», — это слова Татьяны Лебедевой из интервью в одном из журналов.

В 2013 году во время круглых столов и заседаний говорили о Тюмени — городе студентов, о Тюмени — городе хороших дорог, о Тюмени — нефтяной столице. Вспоминали известных уроженцев, уникальное деревянное зодчество, самую длинную набережную… Получилось ли тогда упаковать Тюменскую область в нарядный бренд? Как видим, нет.

С тех пор о туристической привлекательности Тюмени и области говорили не раз, однако до серьезных результатов не доходило. В прошлом году был проведен конкурс на разработку символики региона. Идеи двух выбранных победителей в жизнь так и не воплотились. Один из потенциальных логотипов не понравился Павлу Белявскому (тогда еще депутату облдумы). Мол, рисунок ассоциируется с техосмотром, а слоган навевает мысли о «Макдональдсе». «Тюменская область — это не гамбургер», — заявил тогда Белявский, отметив, что творческих конкурсов нужно проводить больше, и тогда, возможно, получится выбрать достойную работу.

Очередная попытка брендирования — детище директоров департаментов правительства Тюменской области. Перед руководителем регионального департамента потребительского рынка и туризма Андреем Пантелеевым поставили задачу повысить туристическую привлекательность области. Он позвал на помощь молодых и активных ребят из проекта «Моя территория», а вместе с ними в работу включился и Павел Белявский, который теперь возглавляет департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области.

Проекты под патронажем Павла Белявского отличает системный подход. Вот и брендировать Тюменскую область будут не с бухты-барахты, а после проведения серии фокус-групп. Специалисты из «Моей территории» собирали краеведов, маркетологов, бизнесменов, журналистов и т.п., чтобы понять, как разные группы тюменцев видят свой регион.

«Было принято решение — идти от туристического бренда. Он позволит собрать общую картинку, понять, как мы воспринимаем себя и как мы хотели бы, чтобы нас воспринимали гости», — сообщили представители «Моей территории» во время работы одной из фокус-групп.

Что знают ваши знакомые о Тюмени и Тюменской области? С чем ассоциируется наш регион? Где проводите время и куда ведете своих гостей? Чего не хватает Тюменской области, чтобы стать более привлекательной для туристов? На эти вопросы отвечали в фокус-группах. Журналисты, в частности, категорично заявили, что у Тюмени нет своего туристического лица: не хватает уникальных «фишек», общеизвестных легенд, мест туристического притяжения, оригинальных гастрономических точек.

Сотрудники СМИ были слишком ограничены во времени, чтобы пускаться в длительные абстрактные размышления о своих ассоциациях с Тюменью, зато предложили немало конкретных идей. Открыть магазин в центре города с вкусными сувенирами — от лимонада из сосновых шишек до северной рыбы. Сделать двухэтажный автобус доступным не только для групп, но и для всех желающих тюменцев и гостей города — например, снабдить его аудиогидом и пустить по маршруту по принципу hop on-hop off, чтобы можно было выходить в любой точке, а потом вернуться и продолжить экскурсию. Пойти на поводу у стереотипов и запустить, в конце концов, стилизованный нефтяной фонтан. Организаторы встречи заверили, что все интересные идеи фиксируются и будут переданы для рассмотрения и возможной реализации.

На основании информации, собранной во время работы фокус-групп, и результатов предстоящего в ближайшее время интернет-опроса будет разработан креативный бриф. Он будет доступен как на русском, так и на английском языке, чтобы дизайнеры со всего мира могли представить свое видение Тюменской области. Предполагается, что в августе пройдет очная защита работ. Лучший вариант (или варианты) отправятся на доработку в Великобританию, где у Тюмени есть свой человек — Сергей Парфенов, сейчас сотрудничающий с группой бренд-компаний. Окончательную концепцию бренда тюменцам обещают представить в сентябре.

Получится ли на этот раз разработать бренд, который действительно приживется? Что станет «крючком», на который мы будем цеплять туристов? Деревянное зодчество? Нефть? Горячие источники? Или «гении места» — Распутин, Менделеев, Собянин? Узнаем в сентябре.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter