Posted 4 октября 2020,, 10:48

Published 4 октября 2020,, 10:48

Modified 21 октября 2022,, 07:40

Updated 21 октября 2022,, 07:40

Пёсик нуждается в любящей семье

Проблему бездомных животных в Тюмени поможет решить порядок в голове горожан и налоги

4 октября 2020, 10:48
Фото: 1Mi
Пёсик нуждается в любящей семье
Венерические болезни у собак, налог на домашних питомцев и бездействие полиции. Как нужно решать вопрос с беспризорными животными: своими идеями поделились представители власти, зоозащитники и общественные деятели.

Недавно «Наш город» писал, что зоозащитники обратились к тюменцам через СМИ и просили горожан не бросать домашних питомцев зимовать на дачах. На дворе заканчивается 2020 год и такое отношение к животным кажется диким. Как сегодня обстоят дела с этой проблемой? Какие сегодня актуальны вопросы с четвероногими друзьями? Нужны ли суровые законы, чтобы улучшить жизнь питомцев? Наказывают или нет извергов за жестокое обращение с братьями нашими меньшими? Разбирался «Наш город».

МКУ «ЛесПаркХоз»: откуда берутся бродячие собаки и кошки

Первым понять ситуацию помог заместитель начальника МКУ «ЛесПаркХоз» Дмитрий Дубровин. Действительно, часть тюменцев оставляют животных на дачах. Они весной берут в дом собак или кошек, а осенью бросают их. Вообще бродячие домашние животные появляются в городах по ряду причин:

- Хозяева целенаправленно выкидывают питомца на улицу;

- Собака сбегает от хозяев во время прогулки, а люди её не ищут – думают, что она погибла, а питомец бродяжничает в соседнем квартале;

- Дачники весной взяли четвероного, чтобы поиграться, а осенью уезжают домой, бросая животное. Они думают, что собака или кошка сама найдёт себе пищу и всё будет в порядке;

- У одинокого человека была кошка или собака, он умер, и никто не хочет четвероного брать к себе на опеку.

Вот четыре фактора, когда животное оказывается на улице.

По предварительным подсчётам в Тюмени около 6 тысяч безнадзорных животных. Стоит отметить, что часть четвероногих – это собаки, которые находятся днём на самовыгуле. Это когда хозяин просто выпускает питомца на улицу, а забирает вечером.

Как муниципалитет решает эту задачу

«ЛесПаркХоз» проводит разъяснительную беседу с населением: со школьниками и жителями. Периодически в течение года они совместно с департаментом городского хозяйства распространяют информацию о том, что безнадзорных животных нежелательно кормить во дворах. Если таких четвероногих заметили жильцы, то им нужно сообщать в специализированную организацию.

«У нас нет такого понятия как «борьба с безнадзорными животными», мы отлавливаем животных по заявкам жителей как требует этого закон. Все действия направлены на их сокращение. Стерилизация и выпуск на прежнее место обитания – он уже ведёт к сокращению поголовья», – рассказывает Дмитрий Дубровин.

Зоозащитники и эксперты разработали методику, которая заключается в том, что стерилизованное животное, выпущенное на прежнее место обитания, выполняет две функции: оно не размножается и не допускает туда других животных. Например, если такие собаки живут во дворе, то других животных они на эту территорию не пустят. Задача «ЛесПаркХоза» не допустить резкого всплеска безнадзорных животных. Одна собака может родить от трёх до десяти щенков, которые через полгода станут взрослыми и сами дадут такое же потомство.

Взаимодействие с людьми заключается в том, чтобы они своевременно сообщали в «ЛесПаркХоз», что появляются такие собаки. В кратчайшие сроки четвероногих можно отловить, стерилизовать, проверить на агрессию. Дальше они либо передаются новому хозяину, выпускаются в среду обитания, либо остаются жить в приюте. Самому агрессивному псу искали хозяина пять лет. Его забрали в частный дом охранять семью.

«Примечательно, что сегодня в нашем приюте больше всего бездомных кошек. Это говорит о том, что их естественных хищников – собак – становится меньше», – уточняет Дмитрий Дубровин.

Улучшилась ли за минувшее время ситуация?

Статистика обращений граждан на отлов почти не меняется, но статистика укушенных людей бродячими четвероногими сокращается. Основная задача «ЛесПаркХоза»: снизить негативное влияние таких животных на человека. Например: укусы людей, санитарное загрязнение территории и распространение болезней и паразитов. Эти факторы влияют на работу с безнадзорными животными. В 2019 году отловили 2040 животных из них 1159 нашли своего хозяина. В этом году статистику ещё не подсчитывали.

«Сказать, что беспризорных животных в городе не будет – невозможно. Это утопическая мечта. В Германии этот вопрос решён за чёт жителей, которые действительно хотят иметь домашнего питомца. Они лояльно к ним относятся, например, не выкидывают на улицу, а если заметили маленького бродягу, то стараются найти ему дом», – говорит Дмитрий Дубровин.

Убивать бездомных четвероногих – преступление

В Интернет-сообществах социальных сетей после новости о том, что собака живёт на детской площадке или лает на прохожих, постоянно появляются те, кто предлагает застрелить или отравить бездомное животное. В «ЛесПаркХозе» считают, что это абсолютно деструктивный подход, даже радикальный. Такие люди либо не осведомлены какая работа производится, либо не понимают, что нет смысла убивать собак. Питомцам можно найти хозяев. Раньше животных убивали, это ни к чему не привело. Но есть опыт Европы, где феномен беспризорных собак и кошек победили стерилизацией и ответственным отношением к братьям нашим меньшим. Проблема безнадзорных животных может решиться, так же, как и курение в самолётах – идеологической работой с людьми и изменением правовой оценки. Раньше в самолётах курили, сегодня это является правонарушением.

«Люди, которые говорят «давайте их всех убьём» – это люди радикалы. Сегодня они призывают к массовому убийству животных, а к чему будут призывать завтра неизвестно. Такое мнение нужно пресекать на корню. Если гражданин боится собаки, то он обязан сообщить в компетентные органы пусть они их решают, что делать», – считает Дмитрий Дубровин

Любой вопрос решается комплексным подходом

К счастью, «ЛесПаркХоз» решат свою главную задачу не в одиночку. Он работает совместно с волонтёрами – людьми, которые хотят улучшить жизнь четвероногим. Сотрудничество заключается в обмене информацией. Если организация знает, что где-то есть травмированное животное, то подключаются волонтёры из движения «Живи». Другие зоозащитники помогают найти дом для щенков.

У зоозащитников информационный охват общества значительно больше, благодаря им у «ЛесПаркХоза» забирают животных даже люди из Заводоуковска, Омутинского и Голышмановского районов. Ещё волонтёры помогают транспортировать животных к новым хозяевам. И, наверное, самое важное: они контролируют как относятся к питомцам, чтобы не было жестокого обращения с питомцами.

Взгляд на ситуацию глазами волонтёров

Проблема с появлением бездомных животных стара как мир, считает Ирина Бутакова, волонтёр из группы помощи бездомным животным «ЖиВи».

Ирина Владимировна рассказала, что, действительно, люди бросают питомцев на дачах. И это проблема, к сожалению, всегда актуальна. Например, кто-то взял собаку на лето, но потом выясняется, что по разным причинам четвероного в квартиру взять не могут. «Добрые» люди просто оставляют питомца на даче, в надежде, что другие добрые люди как-то им помогут. Как правило, животные не стерилизованные. На следующий год уже образуется стая. Четвероногие уже одичали и не подпускают к себе людей.

Важным фактором остаётся то, что на дачах кормовой базы для брошенных животных значительно меньше, чем в городе. Подгоняемые голодом собаки не всегда терпят, когда какая-нибудь сердобольная женщина их кормит. Одни собаки ждут, когда откроют пакет, другие нетерпеливые и сами выхватывают пакеты из рук. Собаками никто не занимается и в следующий раз, когда они увидят другую женщину с пакетами, то думают, что в них еда и вырывают пакеты из рук. Так для граждан появляются дикие, злобные животные, которые нападают на людей. Потом в социальных сетях появляются требования отстрела бездомных собак.

«Сегодня очень много животных, которых подбирают на дачах с огнестрельными ранениями. Мы делаем рентген и на фотографии всё усеяно пулями. Т.е. наши «охотники» с удовольствием тренируются на животных», – говорит Ирина Владимировна.

Когда требуется помощь волонтёра

По словам Ирины Владимировны, чаще всего к волонтёрам обращаются, когда случилась беда: животное попало под машину, отравлено, подстрелено. Тогда волонтёры за собственный счёт лечат их. Основная масса городских групп нацелена на животных, которые уже в беде.

С животными работает МКУ «ЛесПаркХоз», но у них заведение тоже не резиновое, поэтому после всех процедур животное выпускают на прежнее место обитания. Возвращают в среду холода и голода.

«Проблема не с животными, а с людьми, которые не понимают, что сами являются источниками бездомных собак и кошек. Люди, которые помогают животным – это истинно добрые сердца, но их травят в социальных сетях. Говорят, что у них с головой не все в порядке», – сетует Ирина Владимировна.

Волонтёры признают, что «ЛесПаркХоз» достойная организация, но она не может поймать всех четвероногих, которые живут на улице. У организации даже на исполнение заявки отводится 15 дней. Ещё «ЛесПаркХоз» не может заниматься травмированными или больными животными. В таких случаях они снова обращаются к волонтёрам.

«Мы везём на рентгены, на операции, которые стоят порядка 20-30 тысяч. «ЛесПаркХоз» делает очень много, но они сами отловить, содержать и лечить не могут», – рассказывает Ирина Владимировна.

Замалчивается ещё одна проблема, в Тюмени у животных распространяется венерическая саркома. Если её не лечить, то со временем она прогрессирует в онкологию. Животным не обязательно нужно соитие, чтобы один из питомцев заразился. Им может заразиться собака, если понюхает другую особь. В этом случае вирусом поражается носоглотка. Для человека заболевание не опасно. Очень часто заболевание распространяется и среди домашних питомцев.

Стрелять нельзя, помиловать

Волонтёры и «ЛесПаркХоз» согласны в том, что отстреливать или травить бродячих животных совершенно деструктивный подход.

«Сколько их не стрелять – всё равно будут появляться новые собаки и кошки. На освобождённую территорию придут другие. Это экстремистские требования, которые не приведут к улучшению ситуации. Также отраву готовят в приманках, которые разбрасывают на детских площадках или во дворах. Может ребёнок взять эту отраву. Она настолько токсичная, что даже собака, понюхав, умирает в конвульсиях за полчаса», – говорит Ирина Владимировна.

Отдельно стоит вопрос с «охотниками» – теми, кто отстреливает бездомных четвероногих. Стрельба в населённых пунктах запрещена. Соответственно даже в дачных посёлках стрелять нельзя, но как уточнила Ирина Владимировна, полиция не обращает никакого внимания на их заявления, что была стрельба, если стреляли в дачных участках.

«Неизвестно какое оружие там находится, зарегистрировано оно или нет. Почему люди вообще применяют оружие? Борьба с безнадзорными животными это в первую очередь наведение порядка с хозяйскими животными. Часто собак отпускают на самовыгул и хозяин не может контролировать питомца, а четвероногий может вести себя неподобающе. По статистике большинство нападений на людей совершают именно животные, у которых есть хозяин», – говорит Ирина Владимировна.

Почему издеваются над животными

К сожалению, одна из повесток сегодняшнего общества заключается в издевательствах над животными. Автор текста ещё в 2017 году писал материал как в посёлке Винзили граждане решили съесть собаку, чтобы вылечиться от туберкулёза, но решили убить её, забивая гвозди. Уже в этом году в СМИ сообщалось, что в Тюмени нашли кота, с которого заживо сняли шкуру. Это только самые яркие случаи, которые запоминаются из-за своей жестокости. В общем числе издевательств над животными большое количество. Некоторые даже выкладывают видео в социальные сети, хвастаясь своими «подвигами».

Кот, о котором говорилось выше, после происшествия попал в группу «ЖиВи». Волонтёры наблюдали за ним, когда врачи пытались ему помочь. Волонтёры говорят о данном происшествии, что здесь какие-то аномалии в обществе. Т.е. не вполне здоровые люди так могут измываться над живым созданием.

«В этой ситуации стражи закона просто умыли руки, они ничего не сделали, чтобы раскрыть это преступление. Скорей всего, уголовное дело приостановлено в связи с невозможностью установить лицо, которое можно привлечь к уголовной ответственности», – комментирует ситуацию с котом Ирина Владимировна.

Нужен ли нам закон об издевательствах над животными?

Есть мнение что издевательствам над братьями нашими меньшими прекратит закон, который приравняет жизнь животных к жизни человека. Но Ирина Бутакова считает, что сначала необходимо справиться с законом, который уже есть: Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она говорит, что по нему невозможно добиться привлечения к уголовной или административной ответственности лиц, которые совершают правонарушения. Причина в том, что пока не перестроилась правоохранительная система.

«Попробуйте подать заявление о жестоком обращении с животным. Я всегда так делаю. Начинается так: «Что Вы, женщина, сюда пришли. Мы тут убийства раскрываем, а вы с какими-то собачками». Вот такое отношение в головах у людей. Закон работает не когда он жесток, а когда он применяется», – закончила Ирина Бутакова.

С Ириной согласна коллега из другой волонтёрской группы – Евгения Здорнова. Она трудится в благотворительном фонде помощи животным «Горячая линия «Потеряшки». Евгения считает, что федеральный закон об ответственном обращении с животными надо «откатать» и отработать. Пока все сыро и непонятно».

Только с зооволантёрами не согласен Антон Каморников, заместитель начальника отдела информации и общественных связей УМВД по Тюменской области:

«Законность решения об отказе в возбуждении уголовного дела проверяется надзорным ведомством. В случае, проверка была проведена не в полном объеме, что не позволило принять объективное решение, надзорное ведомство возвращает материал на дополнительную проверку. Если гражданин считает, что в действиях сотрудника полиции есть нарушение закона, то он может обратиться в установленном законом порядке в соответствующее ведомство».

В полиции города уточнили, что уголовное дело по коту, с которого сняли шкуру, всё ещё расследуется. Полицейские проводят следственно-оперативные мероприятия по установлению причастных к преступлению.

Мнение независимой стороны

Для того, чтобы узнать ситуацию с бездомными животными в Тюмени «Наш город» пообщался как с представителем муниципальной власти, так и с волонтёрами, которые защищают животных. Но для полной объективности необходимо мнение третей стороны. О ситуации с бездомными животными рассказал глава регионального исполкома ОНФ в Тюменской области Роман Чуйко.

Роман Сергеевич считает, что проблема с бездомными животными актуальна, об этом говорят неоднократные публикации в СМИ и жалобы жителей. Ситуация не меняется, а от района к району даже ухудшается. Часть обращений от жителей, которые не понимают как должна работать система, прописанная государством. Часть людей вообще не приемлет животных, которые находится на улице. Это всё следствие системных ошибок и недоработок со стороны органов местного самоуправления, которые отвечают за эту проблему.

Но положительные изменения есть. Были времена, когда бродячих животных просто убивали. Такая история была распространена ещё 7-8 лет назад. Сейчас этот вопрос регулируется законодательством и подобный подход исчез. Методы решения стали гуманными и цивилизованными, но, к сожалению, низко эффективны. Улучшения есть, в том числе, благодаря контролю общественности за структурами, которые осуществляют деятельность по регулированию численности бездомных четвероногих со стороны администрации города.

Сколько тратится на устранение вопроса с беспризорными животными

Несколько лет назад «ЛесПаркХоз» получал в год на отлов и содержание животных 17 млн рублей. На эти деньги отлавливалось и содержалось не более тысячи собак в год.

«Это большие деньги даже по меркам страны, потому что за такие средства можно гораздо эффективнее наладить эту систему. Эти деньги выделяются каждый год, а результата, который должен быть – нет. Хотя программа возвратного метода (когда животное чипируется и выпускается на прежнее место обитание – прим. редакции) рассчитана на опыт европейских государств. Программа предусматривает, что реальные изменения – исчезновение бездомных животных – должны начаться в период 3-5 лет. Через 5 лет должен начаться безвозвратный отлов: последняя стадия. Это когда животное уходит в приют и там уже ждёт новых хозяев или доживает своё время, потому что для этого есть место, а других животных нет», – говорит Роман Сергеевич.

Ещё Роман Чуйко рассказал, что, кроме этого, пару лет назад депутатский корпус городской думы выделял около 1-2 миллионов рублей на бесплатную стерилизацию частного сектора – одного из источников бесконтрольного размножения. По статистике 1000 собак за год увеличивает свою популяцию в 5 раз. Даже с учётом того, что 70 процентов щенков погибают.

«Эти средства вернули обратно в бюджет, потому что городская администрация не смогла найти механизмы их реализации. Хотя волонтёры и клиники были готов к сотрудничеству, но из-за нерасторопности чиновников деньги вернулись в бюджет. Финансирование выделяется исчерпывающее, вопрос в подходе к этому вопросу», – говорит Роман Сергеевич.

Роман Чуйко предложил своё решение проблемы. Необходимо ввести федеральный закон об обязательной чипизации всех домашних животных, потому что безнадзорные четвероногие – это выброшенные домашние питомцы. В случае отлова «потерянного» питомца по чипу можно будет найти владельца и оштрафовать его. В дальнейшем можно говорить о налогах на домашних питомцев, как в Европе. Например, семья завела в квартире огромного дога, потом по каким-то причинам они поняли, что собака им не нужна и питомец оказывается на улице. Это говорит, что человек не подумал о последствиях своего решения, если будет налог, то человек как минимум задумается перед тем, как брать на попечение лохматого друга. Второй момент, избавить гражданина от налога, если он берёт питомца из приюта.

В заключение хочется заметить, что чиновники, зоозащитники и общественники во многом согласны между собой. Может быть вопрос с бродячими животными решится, когда они придут к общему мнению. Только когда это произойдёт?

"