Posted 19 декабря 2020, 09:06
Published 19 декабря 2020, 09:06
Modified 19 августа, 18:27
Updated 19 августа, 18:27
В столице региона так же случаются громкие случаи жестокого обращения с детьми. О насилии над детьми «Нашему городу» рассказала Ирина Русяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ.
«Часто объектами насилия становятся именно дети, потому что они не могут себя защитить. Обидчик чувствует свою безнаказанность», — говорит Ирина Русяева, практикующий психолог.
Насилие бывает физическим: сексуальные домогательства, побои, разные способы телесных наказаний. Ещё есть эмоциональное насилие — сюда относится враждебное отношение к ребёнку или безразличие. Это чревато обесцениванием эмоций у ребёнка и занижением его самооценки. На дитя влияют угрозы, оскорбление и унижение достоинства.
Словно в подтверждение слов Ирины Русяевой подобная история недавно случилась в Тюмени. В столице региона заключили под стражу 37-летнего мужчину, который обвиняется в истязании малолетней падчерицы.
Тюменец два года подряд регулярно истязал 12-летнюю девочку. Неизвестно, откуда мужчина набрался навыков истязания, но насилие он совершал с особой изобретательностью: за малейшую провинность и плохое поведение бил девочку проводами, мылом, завернутым в полотенце. Он не гнушался избивать ребёнка и лопаткой для обуви, а ещё закручивать за спину руки. Такие методы истязания используют в тюрьме или армии, чтобы не оставлять синяков.
Девочка не выдержала издевательств и в ноябре 2020 года убежала из дома. Когда ребёнка нашли, то она рассказала полицейским о кошмаре, из-за которого сбежала из родного дома. Отчим являлся главой семьи и девочке некому было рассказать о своей беде. Что касается мамы, то следственные органы должны были дать юридическую оценку ее бездействию, но до сих пор этого не сделали.
Ирина Русяева продолжает, что к насилию стоит учесть пренебрежение родительскими обязанностями. Например, оставление ребёнка без присмотра — действия или бездействия, которые подвергнет жизнь и здоровье ребёнка угрозе. Ребёнок может выпасть из окна или утонуть в реке.
Слова эксперта подтверждает ситуация, которая произошла этим летом в Ярково. Трое детей 11 августа уехали на велосипедах из дома на окраине Ярково на речку, домой вернулся самый младший. Мальчишки отпросились у родителей «покататься у дома».
По словам мамы и бабушки, мальчики никогда раньше не ездили на Тобол. В основном они катались и играли рядом с домом или на детской площадке. Позже стало известно, что дети гуляли в воде вдоль берега, пока младший из мальчиков не зашел глубже и начал тонуть. Старший брат попытался его спасти, но в итоге оба скрылись под водой. Младший вернулся домой и сказал, что его братья утонули.
«Детям вообще нечем заняться в селе. Они на велосипедах объездили его вдоль и поперёк, поэтому и решили в тот день отправиться так далеко», — рассказали в Ярково взрослые корреспонденту «Нашего города».
В результате семья потеряла двух детей. Спасатели искали мальчиков несколько дней, но обнаружили тело только одного ребёнка, второго так и не нашли. Стоит отметить, что последние несколько лет следственный комитет часто сообщает о гибели детей в водоёмах.
Ирина Русяева объясняет, что причины насилия кроются в психологическом здоровье самих родителей: в эмоциональной устойчивости и насколько родители готовы к своим обязанностям. Например, оставления ребёнка без внимания — это невыполнение родительских функций. Здесь комплексно работает отсутствие социальной помощи, которая помогла бы родителю разобраться в ситуации.
Вторая причина: социальная модель, которая появилась у взрослого после насилия, которое он пережил в детстве или подростковом возрасте. Взрослые не смогли преодолеть эту травму и продолжают вымещать злость и обиду на своих детях.
Третья причина: наличие у родителей каких-то пограничных расстройств в психике. Недуг может выражаться во взрывном характере, психопатии. Во время подобных обострений ребёнок оказывается рядом.
Четвёртая причина: «традиционные ценности», когда родитель считает, что применять физические наказания — нормально.
«Одно дело дать ребёнку критику, совсем другое: прикрепить к ней унижающие слова, крик, побои. Ребёнок видится как объект, который приносит расстройство», — говорит Ирина Русяева, практикующий психолог.
Ирина Русяева назвала случай со Светланой Лопушанской, когда последняя вела трансляцию в интернете и «воспитывала» своего 12-летнего сына криками и оскорблениями, явным примером эмоционального насилия.
Осенью 32-летняя тюменка Светлана Лопушанская получила федеральную известность после видеозаписи, на которой женщина в грубой форме выясняет у ребенка, курил он или нет. При общении с ребенком женщина активно использует ненормативную лексику, оскорбляя его. Главный реактор «Нашего города» Максим Карпиков вёл трансляцию, когда полицейские вместе с органами опеки попытались войти в дом к женщине.
Позже женщина заявила, что скандальная видеозапись была сделана в новогодние праздники — её записал бывший муж и потом выложил в социальные сети.
Следователи СУ СКР по Тюменской области возбудили уголовное дело в отношении женщины по статье «Истязание, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего лица».
«Я считаю, что проблема насилия над детьми актуальна для сегодняшнего мира вообще. Приятно, что к ней не относятся, как к норме и хотя бы поднимают эту тему», — закончила Ирина Русяева.
В Тюмени работает региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья». Центр оказывает помощь детям, которые пострадали от насилия в семье или среди сверстников.
Кроме этого, психологи Центра сотрудничают со следственным комитетом в случаях нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних. Идёт реабилитационная работа детей и их родителей после подобной трагедии. К сожалению, Центр отказался от комментария. Как потом выяснилось, о сексуальном насилии над несовершеннолетними вообще не принято говорить, словно и проблемы нет никакой. Только скромное замалчивание. А происшествия редко придаются огласке в СМИ.
А между тем, тюменцы ещё понят происшествие двухлетней давности, когда в столице региона в районе Лесобазы мужчина, угрожая ножом, изнасиловал двух несовершеннолетних девочек. Одной было 17 лет, а другой — 16. Злоумышленник надругался над школьницами в одной из квартир района.
Ирина Русяева считает, что должно быть обучение эффективной модели воспитания. Необходимо психологическое просвещение, чтобы человек был готов к роли родителя. Необходимо учиться преодолевать семейные трудности и не стесняться просить о помощи. Ещё важно заниматься просвещением, что бы люди знали о наказании в случаи истязаний над детьми.
Об актуальности проблемы насилия над детьми говорит наличие отдела по делам несовершеннолетних в полиции, центра «Семья» и группы экстренного реагирования, куда входят инспектор ПДН, психолог и органы опеки. Только по официальном отчетам за 2019 год выявлено и поставлено на учет полиции 546 родителей, в том числе 14 – совершивших противоправные деяния в отношении своих детей. К административной ответственности привлечено более пяти с половиной тысяч законных представителей, большая часть из них – не исполняющих свои обязанности по отношению к детям. В органы внутренних дел было доставлено 42 подростка, требующих помощи со стороны государства, 9 из них – помещены в государственные учреждения.
А по словам уполномоченного по правам ребенка Андрея Степанова в Тюменской области наблюдается рост числа детей, нуждающихся в психологической помощи, по сравнению с 2018 годом на 14% — с 36 243 до 42 275. Остаётся надеется, что в этом году количество детей, подвергшихся насилию со стороны взрослых будет сокращаться, а озвученные нами проблемы не будут замалчиваться.