Posted 4 августа 2020,, 10:59

Published 4 августа 2020,, 10:59

Modified 21 октября 2022,, 07:37

Updated 21 октября 2022,, 07:37

Тюменцы с недоверием относятся к каркасному домостроению

Тюменцы с недоверием относятся к каркасному домостроению

4 августа 2020, 10:59
Фото: 1Mi
В период пандемии многие обратили внимание на частное домовладение. Режим самоизоляции легче было перенести обладателям собственного дома. Спрос на такое жилье в последнее время вырос. Одной из дешевых и быстрых технологий строительства является каркасная. Как этот сегмент строительства развит в Тюмени разбирался «Наш

Из-за коронавируса в России началась волна движения людей в частный сектор.

Совладелец компании «Астекхоум» Антон Пискулин, считает, что люди боятся находиться в городе. Они переезжают за город, чтобы меньше контактировать с людьми. Кто-то покупает то, что продают, кто-то строит, чтобы переехать как можно быстрее.

Технология каркасного строительства действительно позволяет стрить дома быстрей.

«Если из обычного бруса дом строится под ключ около 9 месяцев, то каркасный можно без изысков построить за два месяца», — говорит генеральный директор тюменской строительной компания «Амега».

У каркасного домостроения есть перспективы вытеснить с рынка классическое строительство, по крайней мере так считает глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

«До 60-70% от всего жилищного строительства занять вот этот сегмент рынка. К 2030 году это можно достичь. Если проблемы, которые существуют, мы научимся решать», — считает он.

По данным Ассоциации деревянного домостроения России рынок строительства деревянных домов приблизительно оценивается в 420 млрд рублей. В 2019 году он сократился на 6%. Спрос на рынке смещается из дорогих сегментов в дешёвый. Доля каркасных домов в натуральном выражении за три года выросла с 40 до 60%. Прежний лидер — клееный брус — серьёзно отстал. А на бревенчатые дома приходится уже менее десяти процентов нового деревянного строительства.

Но как рассказывает член отраслевой ассоциации в Тюмени Андрей Слепков, который закрыл цех по производству каркасного домостроения в Тюмени несколько лет назад, в Сибири не у многих в почете такие дома, хотя, по его мнению, достоинства каркасного домостроения на лицо.

«Это гораздо более технологичное строительство, рассчитывается исходя из нагрузок и берется дерева столько сколько надо, потом используется современные утеплители, на выходе получаем продукт, который гораздо дешевле, комфортнее и так скажем по своим эксплуатационным характеристикам он лучше», — рассказывает Андрей Слепков.

И все же, по его мнению, в Тюменской области среди большинства населения укрепились стериотипы о надежности классического домостроения. И его слова отчасти подтверждает гендиректор компании «Амега», который отметил, что каркасное домостроение в приоритете у молодежи, ведь оно позволяет экспериментировать с формами дома и элементов декора.

По мнению Андрея Слепкова на рынке Тюмени сильна конкуренция и давление со стороны застройщиков, предлагающих традиционные технологии в суровых условиях Сибири. Поэтому их предложение выигрывает перед каркасным домостроением.

Андрей Слепков начинал бизнес с производства СИП панелей и строительства из них домов в 2013-14 годах. Тогда он столкнулся со шквалом негатива. Но сейчас спустя несколько лет от своих бывших клиентов получает только позитивные отзывы.

«Много домов построено уже живут и очень положительные отзывы, самый положительный отзыв по теплопотерям. Дома до 100 кв. метров не заморачиваются что бы подводить газ и ставить котлы. Отапливаются электричеством и абсолютно умеренный чек за отопление», — сообщает он.

Эксперты отмечают, что строительство каркасных домов по технологии СИП — сегодня один из самых развивающихся сегментов рынка. Ежегодный прирост в районе 10%. Годовой оборот этой части отрасли в прошлом году превысил 40 миллиардов рублей.

Технология СИП-панелей проще чем у готовых домокомплектов: между двух древесно-стружечных плит помещают утеплитель — пенополистирол — и склеивают под давлением. Как раз из-за состава клея и утеплителя часть потенциальных заказчиков испытывает к СИП-панелям недоверие. Производители заявляют об экологичности материалов. Но для голосующих рублём, определяющим нередко становится совсем другой фактор — цена.

Число игроков рынка каркасного жилья определить не просто. Минпромторг считает всех производителей деревянных домокомплектов, не разделяя на технологии. Отраслевые ассоциации добавляют к ним профессиональных застройщиков и говорят о менее чем 400 участников отрасли вообще.

По данным гендиректора тюменской компании строительной компания «Амега» в Тюменской области нет крупных предприятий, которые могут производить готовые домокомплекты. Он признался, что ему пришлось искать такого поставщика за 300 км от Тюмени, но не стал раскрывать поставщика.

Подобным производством домокомплектов, которые собираются как конструктор занимаются в Тамбове.

Каркасно-панельный дом практически полностью производится на заводе: пол, стены, потолок. Каждая панель — это деревянный каркас с базальтовым утеплителем внутри. Внешний и внутренний слой обшивают цементно-стружечными плитами. В готовой конструкции формируют проёмы и вставляют в них окна и двери. На стройплощадке панель становится отдельной стеной. Собрать дом заводского производства одна бригада с автокраном может за пять дней.

Домостроительный комбинат в Тамбове — один из последних в своём роде. Детище Перестройки. Создавался для производства готовых каркасно-панельных домокомплектов для строительства на селе. В 1999 году предприятие приобрели австрийские инвесторы. Иностранцы вложили в завод два миллиарда рублей.

«Здесь было немецкое оборудование, которое частично мы используем до сих пор. И поэтому мы смогли очень серьёзно снизить инвестиции. Построить такую компанию на сегодня стоит минимум три млрд рублей», — рассказывает генеральный директор АО «Тамак» Доминик Романн.

Самостоятельно австрийцы каркасные дома в России не строят. Несколько лет назад компания перестала работать с госзаказом, потому что это не выгодно.

Поэтому конечно здесь государству нужно пересматривать правила игры.

«Помощь государства может быть в адрес, например, многодетных семей, у кого много детей, кто хотел бы иметь такой дом. У нас достаточно много семей, которые имеют много детей. И в этой части плечо государства было бы, конечно, к месту», — говорит Сергей Катырин.

К слову, губернатор Тюменской области Александр Моор, подписал постановление разрешающее многодетным получать денежные средства на покупку жилья, вместо земельного участка. Альтернативой могут стать каркасные дома, уже от застройщика. Нежели самостоятельное строительство на необжитом земельном участке.

В Тюменской области Андрей Слепков пока не видит смысла воскрешать свой бизнес по причине низкого достатка людей. Как вариант он предлагает переводить производство в столицы или на юг, где они сейчас более востребованы.

Коронавирус подстегнул отложенный спрос на свой дом среди россиян. Но участники рынка опасаются, что за ним последует дальнейший спад. Поддержать деревянное домостроение в России могло бы ипотечное кредитование. Но для его полноценного развития нужно менять устаревшие нормативы. Деревянные дома имеют высокий класс пожароопасности, их нельзя строить в сейсмоопасных районах и выше трёх этажей.

«Нормативная база здесь серьёзно подсела. Она практически вся с советских времён. Мы в ближайшие года два-три могли бы достаточно серьёзно доработать нормативную базу, чтобы расширить возможности в этом плане», — считает Сергей Катырин.

По данным опросов, в России переехать в свой дом хотят три миллиона семей. При нынешних темпах частного строительства на решение задачи уйдёт 19 лет! Производители деревянных домокомплектов готовы помочь сократить эти сроки. У отрасли есть технологии и сырьё. Рынку не хватает чётких правил игры и инструментов поддержки спроса.

"