Posted 15 февраля 2017, 13:11
Published 15 февраля 2017, 13:11
Modified 19 августа, 15:35
Updated 19 августа, 15:35
«Тюменская область и еще несколько регионов России могут служить определенным образцом в вопросах противодействия коррупции», — сказала эксперт Совета Европы Дина Крылова на встрече участников проекта в Тюмени. На мероприятие прибыли 33 уполномоченных по защите прав предпринимателей из разных регионов страны. Они делились опытом минимизации коррупционных проявлений, с которыми сталкиваются предприниматели.
В ходе диалога прозвучало, что повышение коррупции на 1% влечёт снижение инвестиций на 3%. Эксперты понимают, что победить коррупцию вряд ли возможно, но снизить ее негативное влияние на экономику — реально.
«В мире, пожалуй, нет государства, которое могло бы похвастать тем, что смогло избавиться от проявлений коррупции, и которое могло бы служить идеальным образцом, поэтому в каждой стране ищут свой путь», — сказала тюменский бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло.
Наиболее коррупционно-емкими эксперты назвали сферу государственных закупок, получение разрешений и лицензий, а также контроль и надзор.
В статистике практически всех региональных омбудсменов именно жалобы на действия проверяющих удерживают постоянную пальму первенства. Издержки бизнеса на взаимодействие с контрольно-надзорными органами оценивается в 1,5 процента от ВВП. Один из тюменских рецептов — свести до минимума личное общение предпринимателей и чиновников.
На этой встрече заместитель губернатора Тюменской области Татьяна Костарева отметила, что создание в регионе специализированного МФЦ для бизнеса станет еще одним барьером между чиновниками и предпринимателями. «Это будет своеобразный операционный офис, где предприниматели без личного контакта с чиновниками смогу получать сдавать и получать документы, в том числе на получение государственной поддержки», — сказала она.
Эту идею продвигали в эти дни и тюменские власти в Совете Федерации. Заместитель губернатора Вадим Шумков заручился поддержкой сенаторов в этом вопросе. Ведь в России существует около 200 видов надзора, которые осуществляют федеральные, региональные, муниципальные органы власти. При этом оценка эффективности контроля и надзора ориентирована на формальные показатели. Эксперты считают, что важно сделать критерием эффективности не количество проверок и выписанных протоколов, а количество предотвращенного ущерба, например, снижение уровня загрязнения, количества пожаров и т.д.
Стороны пришли к заключению, что для облегчения надзорного бремени и ликвидации коррупционных рисков в этой сфере в первую очередь нужно подвергнуть тщательной ревизии все требования, которые должны выполнять предприниматели. Необходимо также ввести возможность дифференциации административных штрафов в зависимости от размера бизнеса и усилить просветительскую функцию в работе органов контроля и надзора. Итогом проекта стал документ, в котором перечислены наиболее частые коррупционные риски, а также рекомендации по их минимизации.