Posted 25 сентября 2015,, 04:25

Published 25 сентября 2015,, 04:25

Modified 11 ноября 2022,, 19:38

Updated 11 ноября 2022,, 19:38

Сергей Мехнин: Мы не турникмены и не «крутим солнышко»

25 сентября 2015, 04:25
С масштабной реконструкцией дворов в Тюмени начали активно появляться и спортивные площадки для силовой гимнастики на турниках, уличного спорта или «воркаута» — кому как больше нравится. Относительно недавно строить правильные площадки для воркаута и популяризировать занятия этим интересным видом спорта помогает организация «Street-workout Тюменской области».

Основатель и лидер движения Сергей Мехнин рассказал Nashgorod.ru, как отличить правильную спортплощадку от неправильной, и почему воркаут пока еще не стал спортивной дисциплиной в России, а капитан команды Street Workout Тюменской области, призер международного фестиваля в Турции, Александр Золотаренко рассказал, почему стрит-воркаут круче спортивной гимнастики.

— Для начала расскажите немного об истории воркаут-движения в Тюмени. Когда вы появились и как правильно называется ваша организация?

Сергей Мехнин: Если говорить об официальной части, то воркаут появился 25 сентября 2013 года, то есть два года назад. В этот день мы официально через министерство юстиции зарегистрировали нашу общественную организацию. А началось все четыре года назад, в 2011-м, с микрорайона по улице Эрвье. Там была спортивная площадка от застройщика, уже сломанная к тому времени. Мы ее починили своими силами, ну и поняли, что можем развиваться. Начали скидываться деньгами, построили все необходимое. Там по сей день занимается много ребят. В общем мы ее восстановили и узнали, что в другой части города парни тоже начинают продвигать эту тему. Познакомились, объединились, провели мастер-классы друг для друга. Ну и потихоньку с проведения тренировок дошли до участия в массовых мероприятиях: на 9 мая, День здоровья, День города и так далее. Мы сами выходили на городские власти, просились поучаствовать, потому что хотели не просто тренироваться, а показывать себя и приобщать народ к нашему движению.

— Расскажите, как складывались контакты с городской администрацией.

Сергей Мехнин: Сами приходили в департамент по спорту, Дворец спорта «Пионер», приходили к директорам школ, к общественным активистам, которые отвечают за развитие детских домов. Первые свои поездки мы начинали именно оттуда, с детдомов. Тогда таких красиво отрепетированных показательных выступлений у нас не было, но тем не менее мы уже понимали, как необходимо тренироваться и показывать свои навыки. Ну а потом пошло-поехало. Сейчас самое главное, чтобы хобби не превращалось в работу. Пока вроде бы получается. В общем масштабы растут, постепенно выходим на всероссийский уровень. Недавно в парке им. Гагарина провели соревнования среди городов Урала.

— Какова роль представителей движения в строительстве спортивных площадок?

Сергей Мехнин: До нас производители, конечно, строили площадки, но опыт показал, что большинство не подходит по международному стандарту для уличного спорта и фестивалей. Теперь мы контролируем производство и качество исполнения, даем свои рекомендации. Основное требование можно сформулировать так: «нет свободных турников». Свободные турники ставятся только для гимнастических упражнений и разных акробатических этюдов, как обычно пытаются делать подростки. Стрит-воркаут — не про это. Он развивает силу, статику, выносливость. Еще есть силовое троеборье — то есть упражнения с отягощением, на увеличение мышечной массы. То есть сами уличные тренажеры должны быть сконструированы так, чтобы тренировать все группы мышц и в различных сочетаниях.

Александр Золотаренко: Просто брусьев и турников для воркаута недостаточно. Это зрелищная силовая дисциплина. Чтобы в ней развиваться, нужно соответствующее оборудование.

— Обычно тех, кто занимается во дворах, называют турникменами. Вы из их числа?

Сергей Мехнин: Турникмены — неправильное слово и к стрит-воркауту не относится. Турникмены — как раз те самые подростки, которые пытаются показывать какие-то трюки на турниках. Таких любителей «покрутить солнышко» мы сразу отправляем в гимнастические залы под присмотр тренеров, потому что в уличных условиях это слишком травмоопасно. Конечно, в стрит-воркауте тоже есть элементы спортивной гимнастики, но они, повторюсь, больше на развитие силовой выносливости.

— Что конкретно входит в этот набор и вообще как нужно тренироваться, чтобы начать показывать какие-то элементы?

Александр Золотаренко: Ну начинать в любом случае придется с элементарных вещей: отжимания на брусьях, подтягивание. Не умеешь много подтягиваться и отжиматься — в лучшем случае очень долго будешь разучивать упражнение, в худшем просто получишь травму. Ну а дальше, когда уже можешь подтягиваться 15–20 раз, нужно отталкиваться от своих целей. Допустим, приходят ко мне на тренировку парни и говорят: хотим разучить элемент «флажок». В этом случае мы делаем упор на развитие спины, начинаем с подводящих упражений и постепенно переходим к выполнению самого элемента. Ну а в дальнейшем можно добавлять к нему различные варианты. Основных элементов у нас всего три: планш, передний вис и флажок. От них уже идут все прочие вариации и усложнения.

— То есть по сути почти все, как в спортивной гимнастике?

Александр Золотаренко: У нас гораздо круче. Там баллы ставят за чистоту упражнения, а в воркауте примерно как в брейкдансе. Можно и стандартную программу выполнить, а можно подойти с творческой стороны. Вот есть такая дисциплина «фристайл». Тебе дают две минуты, и за это время ты должен показать все, на что способен. Отжимаешься в стойке с хлопком — дополнительные баллы, придумал подтягиваться, не знаю… на мизинцах — опять дополнительные баллы. Тут только твоей фантазией все ограничено. Воркаут не просто состязания, а силовое шоу.

Сергей Мехнин: Короче говоря, новая, хорошо забытая старая дисциплина, в нее просто добавили модного, стильного и молодежного. Мне вот часто задают вопрос, мол, зачем это иностранное слово «стрит-воркаут»? А не знаю. Как будто «футбол» слово не иностранное? Даже дословно на русский переводится коряво — «нога-мяч». А у нас просто «уличные тренировки», хоть на слух и не так привычно как «футбол».

— По уровню развития воркаута Тюмень на каком месте по сравнению с другими городами?

Сергей Мехнин: Без ложной скромности, если сравнивать с остальными, то Тюмень — номер один. Воркаут есть везде, но настолько масштабно, как у нас и на таком колоссальном уровне, нет нигде. Это видят лидеры других городов, это отмечал и основатель международного движения стрит-воркаут Денис Минин. Сейчас в городе нашим видом спорта систематически занимается порядка тысячи человек. А если говорить уже конкретно о спортсменах, которые показывают результаты и участвуют в выступлениях, то в команде сейчас около десяти человек. На среднего масштаба соревнования, которые мы организуем, собирается не меньше 300 зрителей и участников. Очень много задают нам вопросов: а где вы тренируетесь, а как? А как мне начать что-то делать? Как вместе с вами начать участвовать в фестивалях, ездить на показательные выступления? Стараемся всем отвечать, но желающих много, так что даже иногда не успеваем.

— Вы постоянно употребляете слово «фестивали». Получается, что у вас больше показательные шоу, а не соревнования?

Сергей Мехнин: В реестре видов спорта нас пока не существует. Но мы к этому стремимся и рано или поздно придем. Стрит-воркаут — дисциплина специфичная, так что четкие правила пока даже не утверждены и не прописаны. Это в принципе не такая большая проблема: сесть все на бумаге расписать от «А» до «Я», утвердить систему оценок и так далее. Но с другой стороны, если это все будет, мы сразу попадаем в календарный план. Вот наши обязанности, вот график тренировок и вот к концу года обязательно такие-то соревнования на базе спорткомплекса в таком-то городе. Оно нам надо?

— Иными словами, в статусе общественной организации вам комфортнее для развития массовых занятий?

Сергей Мехнин: Именно так. Этим гораздо интереснее заниматься. Самое-то главное, людям доносить, что не надо сидеть на диване, надо заботиться о своем здоровье. Вовлекать людей в занятия физкультурой, объяснять и показывать на собственном примере, почему это важно и так далее. Вот за тем наша организация и существует. А стремиться в какой-то вид спорта ради того, чтобы нам просто выделяли деньги… Ну и смысл от этого? У нас футболисты вон до сих пор играть не научились, хотя каждый их удар по мячику оценивается в круглую сумму. Хотя, повторюсь, рано или поздно стрит-воркаут станет спортивной дисциплиной. В Казахстане, например, он уже зарегистрирован. Совсем недавно там проходил чемпионат мира, было очень красочное выступление, участвовало 74 страны. Сейчас мы в общем и самостоятельно можем развиваться, но когда в этом еще заинтересованы спонсоры, городские власти — все вместе дает просто колоссальный результат. Вот администрация сейчас очень сильно помогает с продвижением и открытием площадок, за что ей огромное спасибо. Благодаря ее поддержке мы открыли недавно турниковый комплекс в Гагаринском парке. Нам очень помогли и заместитель главы администрации Максим Афанасьев, и Роман Воллерт, глава Управы Ленинского округа. С помощью администрации до конца года планируем поставить еще пять комплексов. Где конкретно они будут стоять, наверное, узнаем в течение этой недели.

— Упомянули про обустройство спортплощадок застройщиками. В чем их главная проблема?

Сергей Мехнин: Ну, мягко говоря, не все понимают, как правильный турниковый комплекс должен выглядеть. Мы в этом уже не раз убедились на практике. Они обычно как рассуждают: вот у нас есть некоторая сумма на благоустройство двора, вот мы поставили такие-то тренажеры и турники, вернуться что-то переделать уже не сможем. А что там и как построено, уже не волнует. По плану благоустройства нужны турники, брусья, какие-то там тренажеры — ну окей, они их и строят. Короче говоря, далеки они от этого всего. Я порой удивляюсь, заходя во дворы и глядя на это оборудование: столбы деревянные, все какое-то хлипкое, ненадежное. На вид вообще не понятно, на кого рассчитано: то ли на детей, то ли на взрослых. Если пятеро здоровых мужиков по 80 кило каждый повиснут, как обычно у нас на тренировках бывает, то убьют за один раз просто.

— Если перечислить, какие элементы должны быть на правильном турниковом комплексе?

Сергей Мехнин: Обязательно скамья для стойки и отжиманий на руках, шведская стенка для флажков и упражнений на пресс, змейка, чтобы учиться делать выходы силой, стойку, менять хваты для подтягиваний. Еще обязательно нужны разноуровневые турники для всех возрастов, брусья для стрит-лифтинга и рукоход. Но его тоже ставят не для того, чтобы ползать туда-сюда без ума, а отрабатывать подтягивание разными хватами, передний вис и стойки на руках. Конструкция должна быть жесткой и функциональной, при этом для детей и для взрослых. Еще очень важна расстановка снарядов: должен быть центр, где выполняются основные трюки и периметр для подводящих упражнений.

Александр Золотаренко: Еще на таких площадках нужно предусмотреть разделение болельщиков и спортсменов: у зрителей своя зона, у атлетов своя, чтобы не мешали друг другу. Во время выступлений бывает, что все в куче и из-за этого не можешь нормально исполнить трюк.

Сергей Мехнин: Площадки по нашим проектам сейчас строятся именно таким образом. Сначала делаем запрос по земле, потом выезжаем на место, смотрим и планируем так, чтобы она, во-первых, была удобной для соревнований и, во-вторых, не пустовала. Чтобы туда было удобно в любое время доехать и позаниматься. В парке Гагарина, например, с этой точки зрения отличное место.

— Сейчас где по вашим оценкам не хватает нормальных спортплощадок?

Сергей Мехнин: Старые дворы в основном. В район КПД, например, где еще с советских времен турники стояли, или их вообще не было никогда. Люди в таких дворах как-то благодарнее, душевнее что ли относятся. Кстати говоря, следующую спортплощадку скоро откроем в центре города, недалеко от магазина «Патрон» напротив Горсада.

— Вообще по-вашему мнению, сколько должно быть в Тюмени таких турниковых комплексов, чтобы максимально охватить население?

Сергей Мехнин: Нужно в любом случае ставить в каждый двор. Если у нас сейчас аптеки, пивнухи и прочее «Красное-Белое» на каждом шагу, то и со спортплощадками должно быть так же. Вот, например, мы сидим здесь (разговор был в кафе «Ассорти» на улице Пермякова), а где тут поблизости турники в районе? Я лично не знаю. В том же ДубльГИСе без проблем можно найти бары и алкомаркеты, а спортплощадки не обозначены. Мы этим тоже займемся в перспективе. Когда поставим много, сделаем геокарту и обозначим адреса, где они находятся, какие там организованы тренировки, в какие часы и кто их проводит.

— То есть своими силами будете тренировать?

Сергей Мехнин: Ну мы уже тренируем, просто не так массово, как хотелось бы. Мы же прекрасно понимаем, что мало турники поставить, нужны люди, которые покажут хотя бы минимум упражнений, расскажут, с чего начать, дадут какие-то советы по тренировкам и так далее. Чтобы любой желающий, куда бы ни плюнул, везде нашел площадку и информацию. Мы потому и ратуем за турники в каждый двор, чтобы реализовать полноценно свой проект «Битва дворов». Потом будет «Битва городов», «Битва районов», «Битва областей».

— А сейчас где проходят тренировки?

Сергей Мехнин: Те, кто серьезно уже занимается, в фитнес-клубе Athletic Gym на пятом этаже. Там проходят только платные тренировки, сейчас ищем подходящее помещение на зимнее время, чтобы набрать в группу много людей. Очень много желающих, нужен какой-то пустой и просторный зал. Если мы когда-нибудь дорастем до какого-то центра воркаута в Тюмени, это будет совсем классно.

— То есть уличных комплексов недостаточно?

Сергей Мехнин: Ну все знают, какая у нас бывает зима. Если, допустим, я занимаюсь самостоятельно во дворе, то в любое время, когда вспотел или устал, могу подняться домой. Ну или сесть в машину уехать. Когда набрали народ в группу, тем более подростков, их здоровьем уже не стоит рисковать. Мы же все-таки ради него тренируем людей.

Фото: https://vk.com/workouttyumen72

"