Posted 24 января 2021, 15:08
Published 24 января 2021, 15:08
Modified 19 августа 2024, 18:52
Updated 19 августа 2024, 18:52
В Тюменской области резко сократилось число мигрантов
На ушедшей неделе МВД РФ опубликовало «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2020 года».
Мы сравнили эти показатели с данными за 2019 год и отметили сильные изменения по количеству мигрантов в области.
Количество приглашений для мигрантов снизилось с 3 тыс. до 600. Количество постановку на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства РФ сократилось в более чем в два раза со 197 тыс. до 94 тыс. человек.
На учет по месту пребывания в 2020 году встали 87 тыс. человек, тогда как в 2019 году их число было более чем в два раза больше — 190 тыс. человек.
Более того, количество первичных регистраций по месту пребывания также снизилось с 79 тыс. до 21 тыс. человек.
И самое главное, из этих людей по цели пребывания — работа было зарегистрировано только 21,5 тыс. человек, а в 2019 году их было в 4 раза больше.
Среди мигрантов без гражданства РФ также регистрируют студентов и туристов. Их поток в Тюменскую область в 2020 году снизился в несколько раз. Студентов — с 4,5 тыс. до 750 человек, туристов — с 3,5 тыс. до 653 человек.
Многие из них специально не регистрируются в органах МВД и находятся на нелегальном положении, но статистика впечатляющая.
Причина в столь сильном оттоке мигрантов очевидна.
«В целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации с 18 марта 2020 года установлены временно ограничения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства», — говорилось в официальном сообщении правительства Тюменской области.
В августе 2020 года блокада частично была снята. Правда только для жителей Абхазии, Великобритании, Турции и Танзании. Но из-за нового штамма вируса с 22 декабря по 1 февраля 2021 года авиасообщение с Великобританией прекратили.
Зато позже было разрешено въезжать:
с 15 августа 2020 года для граждан Швейцарии;
со 2 сентября 2020 года для граждан Египта, ОАЭ, Республики Мальдивы;
с 15 сентября 2020 года для граждан Южной Осетии;
с 21 сентября 2020 года для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии;
с 27 сентября 2020 года для граждан Южной Кореи;
с 1 ноября 2020 года для граждан Сербии, Кубы, Японии;
с 27 января 2021 года для граждан Индии (деловая виза), Вьетнама, Финляндии (деловая виза) и Катара.
Есть исключение — для работы в России могут въезжать граждане, только являющиеся высококвалифицированными специалистами. Даже в этом случае работнику требуется собрать множество бумаг, от договора на трудоустройство до визы если требуется, и быть включенным в специальный список, согласованный с ФСБ и МВД.
Хотя вероятность попасть таким путем на работу в Россию также вероятно существует.
Как же в Тюменской области справлялись без рук мигрантов в 2020 году?
После того как летом 2020 года в Тюменской области начались послабления ограничительных мер мигрантам разрешили работать, но повезло только тем, кто оставался в Тюменской области с начала пандемии.
«В Тюменской области возобновился процесс оформления трудовой миграции. С 16 июня иностранные граждане вновь могут получать разрешения на работу в регионе. Ранее выдача патентов на работу была приостановлена из-за условий повышенной готовности», — сообщил начальник управления по вопросам миграции УМВД России по Тюменской области Дмитрий Мамонтов.
Въезд же другим мигрантам до сих пор закрыт.
К концу 2020 года, как сообщили в Главном управлении строительства Тюменской области, на стройках Тюмени ощущался дефицит кадров — около 10 тыс. работников.
Более того запланированная квота для четырех строительных компаний в Тюменской области на 1384 иностранных рабочих в 2020 году была исполнена только на 3,2%, а в 2019 году на 36,8%.
«Трудовая миграция приезжала в Тюменскую область всегда, для них это выгодно. Приезжали чаще всего сезонно. Весной всегда был пик приезда иностранных граждан, раз мы работаем с переводами кадровых документов, то мы отслеживали это по разным регионам России. Осенью они уезжали к себе на родину собирать там урожай. То есть была сезонность. Трудовая миграция была разной — рабочие тяжелого труда и те, которые получали здесь подтверждение своим квалификациям. Они ехали сами, либо их привозили иностранные компании, у которых были контракты и подряды, например, строительные. Условия у них тяжелые, люди работают по 12 часов в день, у них бывает 2 выходных в месяц, и работодатели много раз комментировали, что россияне не готовы так работать. Они закрывали потребности в грязных профессиях клининга, уборки и т. п.», — поясняет ситуацию генеральный директор компании «Авантаж, соруководитель комитета «Деловой России» Светлана Чуйкова.
Она также считает, что сейчас идет сильная борьба за кадры в этих отрослях.
Но в тоже время она отметила, что коронавирус только обострил проблему не хватки кадров, а проблема имеет длинные корни.
«Вообще на рынке труда ситуация с рабочими кадрами и до закрытия границ была очень серьезной. Молодежь не идет в рабочие. Синие воротнички никто не хочет на себя надевать, все хотят работать в офисе менеджерами. Рабочие кадры очень сильно востребованы», — поясняет Светлана.
Значит вероятно, проблема только будет усугубляться.
«Наши граждане в трудовом плане крайне немобильны и очень ценят свой статус. Многие будут жить впроголодь, на деньги родственников и займы в микрофинансовых организациях (к концу года кредитный портфель МФО может вырасти на 10%-15% и достигнуть 243,8 млрд рублей), но ни за что не пойдут на непрестижную работу. Тем более, что на месте мигранта работать придётся много: в среднем по 10 часов в сутки 6 дней в неделю, получая за это в среднем 43 тыс. рублей. Час работы мигранта стоит в 1,5 раза меньше часа работы местного жителя», — подсчитали «Новые известия».
В таком случае трудовая миграция остается единственным выходом для экономики не только Тюменской области, но и в целом для России.