Posted 15 января 2021, 15:51
Published 15 января 2021, 15:51
Modified 19 августа, 18:46
Updated 19 августа, 18:46
Раньше мигранты были настоящей болью для бизнеса и властей. Сегодняшняя проблема - их отсутствие.
В 50 регионах РФ заявили о дефиците рабочих на стройках. Не хватает около 200 000 человек. В России из 9 осталось 6,3 млн человек мигрантов. Сергей Собянин переживает, что улицы подметать будет некому, вице-премьер Марат Хуснуллин опасается срыва нацпроекта по жилищному строительству.
По оценке hh.ru, лишь 3% соискателей готовы пойти заниматься тяжёлым физическим трудом на стройки и в сельское хозяйство. Минстрой даже внес в правительство законопроект об упрощённом въезде мигрантов.
Между тем местные жители не стремятся приходить даже на увеличенную зарплату. Условия далеки от комфортных.
«Вообще на рынке труда ситуация с рабочими кадрами и до закрытия границ была очень серьезной. Молодежь не идет в рабочие. Синие воротнички никто не хочет на себя надевать, все хотят работать в офисе менеджерами. Рабочие кадры очень сильно востребованы. Государство и региональная власть что только не делают для популяризации рабочих профессий. Делают чемпионаты и конкурсы, «Молодые профессионалы «World skills» и программы поддержки», - отмечает генеральный директор компании «Авантаж, соруководитель комитета «Деловой России» Светлана Чуйкова.
На месте мигранта работать придётся много: в среднем по 10 часов в сутки 6 дней в неделю.
«Крайне сложно найти сантехников, электриков, плиточников, гипсокартонщиков. Рабочие этих профессий уже имеют своё место и держатся за него. Готовых специалистов мало, а на переобучение нужно какое-то время, это затраты», - отмечают представители компании, производящей сантехмодули.
Можно сколько угодно бояться конкуренции, но мигранты как рабочая сила необходимы коммерсантам.
«Ни в одной стране мира экономического роста невозможно достичь без расширения рынка рабочей силы. Всегда территории ускоренного экономического роста являлись местами, которые притягивали к себе мигрантов», - сообщил Дмитрий Орешкин.
Например, скоро в Ростове заработает завод по переработке ТКО. Ему нужны рабочие руки, но люди не идут, несмотря предлагаемые им от 1500 до 2000 рублей за смену.
«Трудовая миграция приезжала в Тюменскую область всегда, для них это выгодно. Приезжали чаще всего сезонно. Весной всегда был пик приезда иностранных граждан, раз мы работаем с переводами кадровых документов, то мы отслеживали это по разным регионам России. Осенью они уезжали к себе на родину собирать там урожай. То есть была сезонность. Трудовая миграция была разной – рабочие тяжелого труда и те, которые получали здесь подтверждение своим квалификациям. Они ехали сами, либо их привозили иностранные компании, у которых были контракты и подряды, например строительные. Условия у них тяжелые, люди работают по 12 часов в день, у них бывает 2 выходных в месяц и работодатели много раз комментировали, что россияне не готовы так работать. Они закрывали потребности в грязных профессиях клининга, уборки и т.п.
Ситуация с закрытием границ обострила этот вопрос в разы, работодатели буквально стонут о нехватке рабочих кадров. Такие кадры стали на вес золота, работодатели переманивают их друг у друга, хантят и действительно ситуация серьезная», - отметила Светлана Чуйкова.
Между тем, в РФ постепенно снижается численность населения. На 1 августа в России было 146,5 млн человек – это на 251,1 тыс. меньше, чем было год назад. Без мигрантов потери составили бы уже 316,3 тыс. человек (почти население Кургана).
Эксперт НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич полагает, что депопуляция в стране будет продолжаться до 2030 года. Независимый эксперт-демограф Алексей Ракша отмечает, что для исправления ситуации одних мигрантов недостаточно.
Гости из ближнего зарубежья часто живут обособленно общинами. По оценке института Гайдара и РАНХиГС 64% трудовых мигрантов остаются в теневом секторе.
Левада-центр (иностранный агент) замечает в последние пару лет рост ксенофобских настроений: в прошлом году уже 23% россиян беспокоились из-за проблемы наплыва приезжих.
На повестке дня стоит и языковой вопрос: чем лучше мигрант говорит по-русски, тем больше он похож на нас. Вадим Коженов полагает, что экзамены по русскому языку – это бессмысленная формальность если рабочий приехал в РФ «месить цемент». Экзамены принимаются не глядя.
О существующих проблемах и противоречиях в сфере нынешней миграционной политики согласился рассказать бывший замдиректора ФМС России Вячеслав Поставнин:
«В главном управлении МВД по вопросам миграции есть руководители, есть специалисты, которые преданы своему делу, которые неплохо в нём разбираются. Но есть территориальные отделы, где большая текучка. Там совсем другое отношение», - заявил Поставшин.
На данный момент конкуренция за мигрантов довольно высока во всём мире.
«Сегодня условия жизни и труда лучше, например, в Румынии, чем в России, и это факт», - заявил Алексей Ракша.
Россия сейчас на 4 месте в мире по числу заражённых коронавирусов. Этот момент тоже играет свою роль, серьёзные специалисты могут себе позволить не появляться в городах с большим колличеством заболевших.
«И до пандемии был тренд – постоянный спрос на рабочие профессии, на квалифицированные рабочие профессии. Сварщики с НАКС, монтажники, операторы станков – у этих рабочих зарплаты превышают зарплаты инженеров», - отметила Светлана Чуйкова.