Posted 6 февраля 2021,, 10:30

Published 6 февраля 2021,, 10:30

Modified 21 октября 2022,, 08:19

Updated 21 октября 2022,, 08:19

Борьба за озеленение Тюмени пока бесполезна, потому что город спроектирован для машин

Борьба за озеленение Тюмени пока бесполезна, потому что город спроектирован для машин

6 февраля 2021, 10:30
Фото: 1Mi
В Тюмени снова вырубают деревья ради строительства. Как сообщают источники редакции, будет восстановлена лишь десятая часть. Это событие послужило поводом, чтобы встретиться с экспертами и узнать, почему некогда зелёный и цветущий город превращается в бетонные джунгли.

У тюменцев снова возник спор об озеленении города. Информация о том, что при строительстве развязки на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы вырубят около 5 200 деревьев, снова озадачила граждан, которые считают, что Тюмень превращается в каменные джунгли.

У граждан даже есть шутка, что столица региона становится маленькой версией Нью-Йорка: в городе нет растительности, но присутствует огромное количество машин. Хотя городская администрация регулярно отчитывается о победах на фронте высадки зелёных насаждений т.е. деревьев и кустарников.

По данным городской администрации в 2021 году на 79 объектах планируется высадить 8 390 зеленых насаждений. Если рассматривать план до 2023 года, то определено 166 адресных объектов, а количество зеленых насаждений будет превышать 19 тысяч.

Старая песня, когда чиновник обещает улучшить жизнь граждан. Почему же на деле тюменцы имеют каменный лабиринт с редкими островками «зелёных уголков» корреспонденту «Нашего города» объяснили экологи Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области, общественники экодвижения «Зелёный хоровод» и урбанисты.

Позиция экологов: борьба ведётся

Об экологической ситуации в Тюмени «Нашему городу» рассказал Председатель Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов.

«Единицы горожан обладают достоверной информацией, сколько всего деревьев и кустарников будет снесено в текущем году; сколько зеленых насаждений ежегодно вырубается в городе»,начал Альберт Фахрутдинов.

Коллегия экологов Общественного совета города Тюмени с 2005 года, а Группа общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области - с 2014 года, ежегодно пытаются анализировать, сколько вырубается и высаживается деревьев и кустарников, предпринимают определенные усилия по уменьшению их вырубки и увеличению посадки.

Так, в 2005 году предотвратили снос около половины всех зеленых насаждений в сквере Борцов революции, где планировалось построить новый корпус ТГУ. В 2010 году предотвращена вырубка большинства деревьев, произраставших в сквере им. Машарова, где органы власти первоначально намеревались установить памятник труженикам тыла и для улучшения его видимости «расчистить» сквер. В 2015 году удалось добиться внесения изменений в проект благоустройства лесопарка «Затюменский», и тем самым спасти от сноса более 500 деревьев. В 2016 году таким же путем удалось спасти от сноса более 150 деревьев при расширении проезжей части ул. Свердлова. В 2020 году общественники-экологи совместно с гражданами предотвратили снос примерно 250 деревьев на территории детсада «Крепыш».

Можно выиграть сражение, но война уже проиграна

«И тем не менее, экологи-общественники считают, что они пока проигрывают в деле сохранения зеленого наряда Тюмени, так как в городе ежегодно вырубается и погибает зеленых насаждений в несколько раз больше, чем высаживается», — продолжает Альберт Фахрутдинов.

Город будет превращаться в голый бетон с повышенной автомобильной загазованностью пока не удается добиться даже элементарного воспроизводства зеленых насаждений, доведения их количества до норм, установленных Сводом правил 42.13330.2011-«СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Генеральным планом городского округа город Тюмень.

Например, в 2018 году снесено около 25 тысяч деревьев. Так, примерно 20 тысяч деревьев, в основном сосен и берез снесено при строительстве участка кольцевой дороги «Восточного обхода» от автодороги на Криводаново до Ялуторовского тракта; 600 деревьев снесено при расширении проезжей части ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская; 500 деревьев снесено при расширении проезжей части ул. Одесская, Котовского и Осипенко; примерно 1000 деревьев снесено при подготовке объектов строительства по выданным разрешениям на строительство; несколько сот деревьев снесено при производстве аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях.

Удельная площадь зеленых насаждений тюменских парков, скверов, садов и бульваров составляет 2,3 кв. м на 1 чел., тогда как по норме должна составлять 16 кв. м на 1 чел., а по Генплану – 19,9 кв. м на 1 чел. При этом в Москве удельная площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 23 кв. м на 1 чел., в соседних Омске и Екатеринбурге – примерно 20 кв. м на 1 чел. Поэтому снос зеленых насаждений в Тюмени следует производить лишь в исключительных слушаниях, когда без этого невозможно обойтись, и конечно же, с учетом мнения жителей и экологической обстановки.

«Вряд ли найдутся противники строительства кольцевой дороги вокруг города Тюмени, но вот вырубка деревьев в целях расширения проезжей части улиц, строительство очередного рынка и тому подобных объектов является явно необоснованным»,говорит Альберт Фахрутдинов.

Проблема выхлопных газов от машин

Проезжую часть расширяют, чтобы увеличить пропускную способность для автотранспорта. Большой транспортный поток увеличивает объем выбросов из выхлопных труб автомобилей.

Кроме того, расширение проезжей части улиц приводит к сокращению расстояния от окон квартир граждан до выхлопных труб автомобилей, поэтому вредные выбрасываемые вещества не успевают оседать на газонах и напрямую попадают в легкие людей. Расширение проезжей части улиц всегда производится за счет сокращения или полной ликвидации газонов и зеленых насаждений, которые служат защитным барьером от шума и выхлопов.

Факт увеличения негативного воздействия на окружающую среду в результате расширения проезжей части улиц подтверждается расчетами, содержащимися в самих проектах реконструкции улиц. Кроме того, это подтверждается тем, что в целях сокращения такого воздействия в проектах предусматривается либо устройство пластиковых экранов. Например, проект пробивки улицы Запольной, проект строительства развязки улицы Мельникайте с Широтной. Либо замена окон многоквартирных домов на новые «непроницаемые». Например, проект реконструкции улицы Мельникайте от Харьковской до ул. Хабаровской. Либо вовсе снос многоквартирных жилых домов.

Расширение проезжей части улиц в центре города увеличивает количество автотранспорта в центре города, создает дополнительную нагрузку в местах пересечения с второстепенными улицами и внутриквартальными проездами и повышает травмоопасность.

«Расширение улиц, как показывает международная практика – бесперспективный, тупиковый путь решения проблемы, дает лишь временную иллюзию улучшения ситуации»,уточняет Альберт Фахрутдинов.

Согласно официальным данным в Тюмени ежегодно увеличивается количество автотранспорта на 5%, то есть за пять лет количество автотранспорта увеличивается на 25%. Поэтому расширение проезжей части улиц на 25 % в течении пяти лет нивелируется увеличением автотранспорта на 25 %, а расширять проезжую часть улиц дальше технически невозможно, так как газоны уже все ликвидированы, ширина тротуаров сокращена, а капитальные здания и сооружения в таком большом количестве никто сносить не будет, как отказались от сноса дома № 86 по улице Профсоюзная.

Чиновники делают по-своему

Почему компенсационная посадка зеленых насаждений в разы отстает от сноса, ведь экологи-общественники еще в 2010 году добились внесения изменения в Правила благоустройства территории Тюмени, предусматривающего посадку трех деревьев или кустарников взамен одного снесенного дерева или кустарника?

«Да, в 2010 и 2011 годах, благодаря этому революционному для Тюмени изменению указанных Правил, высаживалось примерно по 10-11 тысяч единиц деревьев и кустарников»,говорит Альберт Фахрутдинов.

Эколог продолжает, что на заседании Тюменской городской Думы в июне 2010 года, депутаты по настоянию городской администрации видоизменили предложение экологов-общественников, утвердив новую редакцию данного положения Правил. В ней указали, что компенсация производится не натуральной посадкой, а перечислением денежных средств. А тройной ее размер обеспечили внесением изменений в Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений, утвержденную постановлением Администрации города Тюмени от 30 октября 2008 г. № 142-пк, согласно которой производится расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений путем применения к действительной восстановительной стоимости поправочных коэффициентов, позволяющих учесть влияние таких факторов как ценность зеленых насаждений, местоположение, фактическое состояние зеленых насаждений.

Это позволило в 2010-2012 годах собирать в среднем по 140 млн. рублей в год в бюджет города Тюмени, тогда как в предыдущие годы на посадку зеленых насаждений из бюджета выделялось от 0 до 10 млн руб. Поэтому начиная с 2010 года, чиновники уже не могли оправдать безденежьем низкий объем посадки зеленых насаждений в Тюмени.

Между тем, начиная с 2012 года, объем посадки стал падать до результатов 2010 года. Теперь представители городской администрации стали оправдываться тем, что высаживать деревья и кустарники негде: землями в городе распоряжается Департамент имущественных отношений Тюменской области, а не Администрация города Тюмени, и свободных земельных участков для массовой посадки деревьев и кустарников нет.

Между тем, вырубка деревьев и кустарников в Тюмени не ослабевала, и денежные компенсационные средства продолжали поступать в городской бюджет. За пять-шесть лет их поступило почти 1 млрд. рублей, при этом непосредственно на посадку зеленых насаждений из них использовано менее 100 млн руб.

Городская администрация нарушает законы?

Администрация города Тюмени внесла изменение в Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений: введя туда еще один коэффициент – 0,1 – для бюджетных организаций, так как большая часть сноса в Тюмени осуществляется именно при реализации бюджетных проектов.

«Общественники-экологи уверены, что это противоречит статье 1 Гражданского кодекса РФ, в которой изложено: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений…», и ст. 19 Конституции РФ, где говорится: «Все равны перед законом и судом». В результате объем поступлений несколько снизился: со 140 млн руб. в год до 80-90 млн руб. в год. Но и на эти деньги можно было высаживать примерно по 15 000 деревьев в год, а высаживалось до 2018 года всего лишь по 200-1000 ед. деревьев в год

В ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» изложено: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее… уничтожения, нерационального использования природных ресурсов,… обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством», а не на 10 %», — считает Альберт Фахрутдинов.

Должностные лица городской администрации внесли изменения в Правила благоустройства территории города Тюмени в части изменения термина «компенсационное озеленение». Более 15 лет термин «компенсационное озеленение» означал посадку деревьев и кустарников взамен вынужденного сносимых, теперь он стал означать не только посадку зеленых насаждений, но и «благоустройство озелененных территорий», то есть: сооружение и ремонт асфальтового и брусчатого покрытия дорожек скверов, парков, бульваров, садов, так называемых «зеленых уголков», и т.д. Компенсационные денежные средства несколько лет использовались на нецелевые нужды, но формально – по закону, так как это соответствовало Правилам благоустройства территории города Тюмени, утвержденным Тюменской городской Думой.

«Вот почему в последние годы стали массово формироваться и обустраиваться так называемые «зеленые уголки» – надо же куда-то девать поступающие компенсационные средства»возмущается Альберт Фахрутдинов.

Общественники-экологи полагают, что по отношению к частным застройщикам, производящим вынужденный снос зеленых насаждений и перечисляющим денежные компенсационные средства в городской бюджет, не корректно. Ведь они, перечисляя свои частные денежные средства, искренне полагали, что эти деньги пойдут на посадку деревьев и кустарников, а они частично использовались на проведение банальных благоустроительных работ.

Экологи только в 2019 году добились восстановления прежнего определения и теперь компенсационное озеленение – это только воспроизводство зеленых насаждений взамен снесенных.

Какое решение предлагают экологи?

В своём интервью Альберт Фахрутдинов говорит, чтобы Тюмени окончательно не превратиться в бетонный лабиринт следует:

  • Администрации города Тюмени следует признать факты острого дефицита зеленых насаждений и напряженной экологической обстановки в областном центре.
  • Все градостроительные решения в Тюмени должны быть подчинены приоритетной задаче увеличения численности зеленых насаждений и улучшения экологической обстановки, являющихся основой для сокращения заболеваемости населения и увеличения продолжительности жизни людей.
  • Незамедлительно приступить к реализации Генерального плана городского округа город Тюмень в части создания примерно 100 парков, скверов, садов и бульваров, перечень которых содержится в Карте-схеме зеленых насаждений, являющейся одной из частей пояснительной записки Генерального плана городского округа город Тюмень.
  • Отказаться от расширения проезжей части улиц, приводящего к сносу зеленых насаждений, ухудшению экологической обстановки, неэффективному использованию бюджетных средств. Проблему заторных явлений на улицах города решать, используя мировой опыт, то есть путем развития общественного транспорта, прежде всего, экологически чистого – электрического, а также путем прекращения сверхнормативной уплотнительной застройки центра города.
  • Администрации города Тюмени и Тюменской городской Думе внести изменения в Методику определения компенсационной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений, утвержденную постановлением Администрации города Тюмени от 30 октября 2008 г. № 142-пк, и другие нормативные акты, определяющие порядок сноса зеленых насаждений, предусматривающие следующее:

а) Исключить применение понижающего коэффициента 0,1 для бюджетных организаций.

б) К ордеру на снос зеленых насаждений прикладывать план посадки новых зеленых насаждений (выкопировку из Генплана) на компенсационную сумму.

  • Исходя из требований, установленных ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», при принятии крупных градостроительных решений в обязательном порядке производить оценку воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, предусматривающую проведение общественных обсуждений (общественных слушаний).
  • Внести изменение в постановление Правительства Тюменской области от 10 апреля 2012 г. № 131-п «Об утверждении перечня случаев, для которых получение разрешения на строительство не требуется», предусматривающее исключение объектов благоустройства из указанного перечня, что повлечет за собой восстановление государственной экспертизы проектов благоустройства, более качественное изготовление проектной документации, восстановление государственного строительного надзора.

Что думают общественники из «Зелёного хоровода»

Возможно, в Тюмени на самом дели всё хорошо с озеленением, просто предыдущий эксперт видит только негатив. «Наш город» обратился за комментарием к руководителю направления «Деревья городу» экологического движения «Зелёный хоровод» Дмитрию Велижанину.

«Проблема исчезновения зелёной среды в Тюмени – это план, по которому «Лучший город Земли» город для машин и в чиновниках»,начал Дмитрий Велижанин.

Проблема сокращения озеленения в Тюмени происходит из-за уменьшения парков, или смены назначения зарезервированных земель, как, например, лог реки Тюмени и сквер у автовокзала. Вторая проблема «Лучшего города Земли» город развивается, как город для машин: убирают озеленение и создают парковки, расширяют дороги и забывают про деревья вдоль дорог. В итоге сравнивая старые фото улиц и новые сложно понять почему раньше улицы были зеленные, а сейчас зачастую кроме заборов вдоль дорог ничего нет.

«Третья проблема в депутатах и городской администрации. В Тюмени огромный дефицит благоустроенных мест отдыха и озеленения вдоль дорог, но депутатам приятнее посчитать все перспективные земли и утверждать, что норматив у нас в городе перевыполнен и составляет 21,2 кв. м. на человека. Это приводит к тому, что новые улицы имеют крайне скудное озеленение, или полное его отсутствие»,считает Дмитрий Велижанин.

Экоактивист продолжает, во всём мире уже в 1960-1980 годах поняли, что построить город для машин — это очень некомфортно, дорого, и неудобно для всех. В городах строительством развязок и расширением дорог невозможно решить проблему дорожных заторов. Наоборот, их становится ещё больше. Сейчас Тюмень тратит более 30% бюджета на дороги, и это, не считая затрат из областного и федерального бюджетов.

Городские архитекторы и чиновники не смотрят на зарубежный опыт, а продолжают из строить дороги без озеленения и деревьев. Как улица Николая Федорова, где на озеленение из всей суммы потратили 0,2%. Ещё продолжают расширять дороги и парковки, строить Мостостроем-11 многоуровневые развязки, которых, к их счастью, ещё предстоит построить около 40 штук.

«Отношение к озеленению города показано в следующем: при дефиците бюджета урезали сумму на высадку деревьев, а строительство развязок идёт полным ходом»,рассказывает Дмитрий Велижанин.

Экоактивист приводит в пример недавний случай, потому что он известен уже всему городу, на строительство очередной развязки на перекрестке улиц Мельникайте и Дружбы, на которую потратят более 4,5 миллиарда рублей. На первом этапе запланирован снос двух гектаров городского леса. Сюда попадает парк Ватутинская роща и лесопарк имени Юрия Гагарина. Уничтожат ель, пихту, березу, лиственницу, ольху. На третьем этапе сносу подлежат ещё 2,5 Га леса. Развязка также предполагает строительство надземного пешеходного перехода с лифтами через улицу Мельникайте.

Дмитрий Велижанин считает, что строить развязку начали без внятного обоснования, без проведения ОВОС, не было сделано сравнение вариантов, не просчитаны транспортные потоки, это вопросы и замечания были заданы к проводимой закупке, но по существу получены только отписки, без аргументированных ответов. Департамент транспорта обосновывает необходимость строительства тем, соответствием Генеральному плану. Как оказалось это не так, в генплан были внесены изменения и строительство этой развязки стало не обязательно.

«Несмотря на это и полученные замечания к закупке, её не отменили и начали строить. И тут снова проблема в чиновниках, пишущих отписки, в молчаливых депутатах и главе города, который заявляет, что прислушается к тюменцам, а по факту ничего не сделал», — утверждает Дмитрий Велижанин.

Строительство развязки можно было отложить, выбрать более подходящий вариант, сделать обоснование и сберечь несколько миллиардов рублей. Всё для машин и ничего для пешеходов.

«Последние три года регулярно слышно от городской администрации о каком-то плане стратегического озеленения Тюмени. В озеленении города множество не только мелких проблем, а именно системных ошибок и задач, которые требуют исправления и решения. На сегодняшний момент я ничего внятного от муниципальных властей не увидел. Одни разговоры на эту тему», — закончил Дмитрий Велижанин.

Что говорят урбанисты

Своим мнением с «Нашим городом» поделилась глава тюменского отделения «Городские проекты в Тюмени» Кристина Шелемеха.

«Взгляд урбанистов и экологов на озеленение города отличается. Для урбаниста зелень в городе — такая же часть городской среды, как велодорожки, тротуары, дороги, жилые дома и так далее. Иногда эти объекты могут между собой конкурировать»,начала Кристина Шелемеха.

Урбанист продолжает, когда сносятся зелёные насаждения, то не учитывается, что у жителей работает определённый поведенческий паттерн. Когда сносят деревья, то авторы строительного плана и рабочие не учитывают, что кто-то гулял среди них с собакой или ребёнком. Кто-то просто смотрел в окно и радовался, что он видит зелёные деревья, а не очередной торговый центр. Подобные проблемы стоит учитывать ещё при создании плана.

Кристина Шелемеха приводит в пример реакцию на благоустройство левого берега тюменской набережной и снос зелёных насаждений. С одной стороны разумно: деревья старые и растут в воде, а сама территория хорошо озеленена, но не используется, поэтому её нужно было благоустраивать. С другой стороны снос зелёных насаждений поменял привычный вид со стороны набережной.

«Сейчас мы видим на другой стороне не прекрасные зелёные деревья, а наблюдаем голую бетонную площадку. Мы исследовали этот участок и пока каких-то предпосылок, что он будет озеленён так же, как был до этого – нет»,продолжает Кристина Шелемеха.

Глава тюменского отделения «Городские проекты в Тюмени» отмечает, за последнее время дискуссия по деревьям в Тюмени поменялась, потому что люди начали следить за этим вопросом и соответственно городской администрации пришлось быть к этой проблеме более внимательной. Больше нельзя закрывать глаза, что где-то подрядчик грубо экранировал деревья и у горожан вместо тополей появились пеньки. Нельзя пропустить участок, где часть деревьев засохла, потому что люди «засыплют» чиновников обращениями и потребуют озеленить участок нормально.

«Иногда это приводит к перекосам, когда озеленение не очень гармонирует с городской средой. Такое я наблюдаю в своём районе на улице Газовиков»,рассказывает Кристина Шелемеха.

Метод решения

Глава тюменского отделения «Городские проекты в Тюмени» говорит, что должен быть здравый подход ещё на этапе проекта. Если строить развязку, как это происходит на перекрёстке Мельникайте и Дружбы, люди оказались недовольны, что под снос пойдёт целая берёзовая роща.

«Наверное, этот вопрос нужно было учесть ещё на этапе проектирования. Это называется мастер-план карта. У нас будет разрабатываться такая карта для Зареки, когда исследуется территория с учётом перспектив её развития»,заканчивает Кристина Шелемеха

Можно будет говорить заранее, что здесь граждане потеряют зелёную зону и они потребуют её компенсировать. Во время строительства развязки, люди снова спросят, как их дома будут защищены от выхлопных газов и шума.

«Такие мастер-планы, к сожалению, будут разрабатываться впервые. Хотелось бы увидеть его и для других районов. Мастер-план разрабатывается с элементами социального проектирования, привлекаются общественники и жители конкретного района. Он как раз позволяет избежать конфликтов, связанных с озеленением», — закончила Кристина Шелемеха.

Итог

Эксперты предложили разные способы решения проблемы озеленения. Материал хочется закончить статистикой, которую предоставил Альберт Фахрутдинов. В 2019 и 2020 годах высаживалось по 8,5 тысяч деревьев, а сносилось по 12-15 тысяч деревьев. В 2021 году в Тюмени будет снесено и погибнет примерно 12 000 деревьев. А чтобы к 2025 году достичь показателей, предусмотренных Генеральным планом Тюмени, утвержденным в 2008 году, необходимо высаживать не по 8 тысяч, а по 80 тысяч деревьев в год, и не только производя выборочные единичные посадки вдоль улиц и внутри существующих парков, скверов, бульваров, а создавая новые парки и скверы, как это предусмотрено Генеральным планом.

Только не смотря на предложения горожан, судя по всему, муниципальные власти остаются глухи к мнению тюменцев. Например, в 2018 году межрайонный природоохранный прокурор старший советник юстиции Альберт Кульмухаметов направил тогда ещё врио Главы администрации города Тюмени Руслану Кухаруку представление об устранении нарушения закона.

Можно подвести итог, что Тюмень продолжит «лысеть» и люди смогут узнать насколько столица региона была полна зелени только по фотографиям.

"