Posted 1 сентября 2020,, 03:09

Published 1 сентября 2020,, 03:09

Modified 21 октября 2022,, 07:50

Updated 21 октября 2022,, 07:50

Куда ведут тюменские протесты

1 сентября 2020, 03:09
Складывается впечатление, что в Тюмени, по сравнению с соседними Екатеринбургом или Омском, горожане крайне редко протестуют, а политическая жизнь замерла. Корреспондент «Нашего города» выяснял, насколько справедливо это впечатление и какие тенденции наблюдаются в протестах горожан.

Глядя на новостную повестку, складывается ощущение, что в России неумолимо повышается градус протестных настроений. На все страну прогремели столкновения протестующих и силовиков в Шиесе, митинги против повышения пенсионного возраста и внесения правок в конституцию, а поход якутского шамана Александра Габышева на Москву стал, пожалуй, самым необычным и интересным протестом прошлого года. Ну и, конечно же, самый громкий протест этого лета — акции в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.

Волна протестов не обошла и Урал. Не так давно закончилось противостояние властей и местных жителей в республике Башкортостан из-за шихана Куштау. А соседний Екатеринбург отметился дважды: сперва противостоянием местных элит и горожан в борьбе за сквер у театра Драмы, а сейчас в попытке вернуть прямые выборы мэра в городах Свердловской области.

На фоне всех громких событий, Тюмень кажется одним из самых спокойных регионов страны, ведь у нас протестных акций почти нет, а те что есть — весьма малочисленны, проходят мирно и быстро заканчиваются.

Например, самые многочисленные митинги 2019 года против изменения тарифов на вывоз мусора в Тюмени собирали не больше 500 участников. При этом, акции проходили мирно и с соблюдением законодательства. К тому же, акции довольно быстро сошли на нет.

В 2020 году протестных акций было не так много. Определённый отпечаток наложила пандемия COVID-19 и вызванные ей ограничения. Тем не менее, несколько акций успело пройти в первые два месяца текущего года. Самой громкой из них стала голодовка инвалидов, организованная местным правозащитником Андреем Романовым в феврале этого года. Поводом для протеста стал имущественный ценз, не позволявший инвалидам претендовать на получение льготного жилья при наличии собственности на сумму свыше 100 тыс. рублей.

Для того, чтобы понять, почему в Тюмени низкая протестная активность разберёмся в том, что такое протест и в причинах его возникновения.

Под протестом принято понимать реакцию на некую ситуацию в обществе. В зависимости от формы, акции могут быть согласованными или нет. В некоторых случаях согласование или уведомление не требуется.

Условно можно выделить четыре основных причины возникновения протестов:

  • Экологические проблемы
  • Экономический упадок
  • Политический кризис
  • Социальная несправедливость

Экология

Для Тюмени протесты по экологической тематике скорее единичные случаи, поскольку экологическая обстановка в регионе считается довольно благоприятной. Да и полигонов для хранения московского мусора у нас, как в Шиесе не строят.

Однако сказать, что эко-протестов в Тюменской области нет — не вполне справедливо. Их на порядок меньше, чем в других регионах.

Так, протест против строительства кампуса в логу реки Тюменки и акция по защите сотен деревьев от вырубки застройщиком стали единственными заметными акциями протеста в регионе за последние несколько лет.

В Тюмени есть две группы экологов, которые занимают активную протестную позицию: «Зеленый хоровод» и группа под руководством эксперта ОНФ Альберта Фахрутдинова. Первые занимают подчеркнуто независимую позицию, а вот Фахрутдинов и его сторонники стали более респектабельными за последнее время и повысили свой статус за счет участия в полноценных экспертизах местного отделения ОНФ.

Сейчас в Тюмени появилась новая группа экологов, они называют себя добровольческое объединение «Круговорот», возглавляет его Кристина Шелемеха. Добровольцы уже успели провести несколько акций по сбору пластика и активно участвуют в городской жизни (Кристина Шелемеха недавно возглавила тюменское отделение Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца).

Тема экологии всплывает постоянно в акциях по сбору мусора, ликвидации свалок. Такими субботниками занимаются разные организации и отдельные активисты: от ОНФ и Молодежной администрации Тюмени до бизнесменов, желающих получить конъюнктурный профит (пример — т. н. «благоустройство озера Алебашевское» Александром Андросовым).

Экономика

Благодаря тому, что Тюменская область является экономически устойчивым регионом с благоприятным инвестиционным климатом, безработица и невыплаты заработных плат для региона, скорее единичные случаи, чем массовое явление. Отсюда следует отсутствие протестов на экономической почве.

Единичные примеры конца 2019 и начала 2020 года — попытки протестов работников подрядной организации Антипинского НПЗ по поводу задержки заработной платы. Прокуратура Тюменской области пристально следит за задержками заработной платы и регулярно выносит предписания и курирует возбуждение уголовных дел по фактам невыплат заработной платы.

Эксперты отмечают, что именно контроль со стороны администрации Тюменской области и прокуратуры за экономическими протестами позволяет сдерживать или компенсировать акции протеста на экономической почве.

Политика

Политический кризис в Тюмени не заметен, опять же, из-за того, что значительная часть жителей региона не интересуется политической жизнью страны и региона. Многим жителям достаточно того, что на фоне соседних регионов Тюменская области выглядит процветающей, поэтому политический кризис чувствуется не столь остро.

Поэтому протестные акции по политической тематике в Тюмени собирают небольшое количество участников.

Например, на митинге в поддержку незарегистрированного кандидата в областную думу Александра Черепанова присутствовало около 40 человек (летом 2019 года в Москве из-за недопуска кандидатов на улицы выходили по разным данным до 60 тысяч человек).

Исключением для Тюмени стало шествие «Он нам не царь», организованное сторонниками Алексея Навального перед инаугурацией Владимира Путина в мае 2018 года. Тогда на акцию пришли несколько сотен человек.

Вообще по количеству заявленных и проведенных акций протеста в Тюмени лидирует маргинальный проект партии Рот-Фронт и РКРП экс-депутата Александра Черепанова. Его команда регулярно проводила митинги в центре Тюмени даже в период карантина, а сам Александр Черепанов попытался принять участие в довыборах в Тюменскую областную Думу в сентябре 2020 года. Ему удалось собрать более трех тысяч подписей горожан за свое выдвижение, но они были забракованы избирательной комиссией и Черепанов был снят с избирательной гонки.

По-прежнему с политическими лозунгами собираются на акции протеста сторонники Навального, активисты организации «Оберег», члены тюменского отделения движения НОД, друзья и знакомые тюменского активиста Виктора Егорова. Он, кстати, успел выдвинуть свою кандидатуру на президентскую гонку 2024 года. Пока этот шаг рассматривается, как очередная экстравагантная акция активиста-пенсионера.

Карантин и ограничение на проведение публичных акций повлияло на количество официально разрешенных митингов, пикетов и шествий в сторону уменьшения. Точные данные об акциях и митингах в 2020 году редакция запросила в Комитете по делам национальностей Тюменской области, но к моменту публикации ответа мы не получили.

Социальная справедливость

Требования социальной справедливости характерны для непрофессиональных активистов и простых граждан, без политической ангажированности.

Акции протеста в Тюмени чаще используются как способ привлечения внимания общества к определённой проблеме. Будь то расследование уголовного дела, улучшение жилищных условий, повышение тарифов или отсутствие льгот.

Примечательно, что мониторинг требований граждан на тему социальной справедливости или публикаций в СМИ не так давно стал одним из приоритетных направлений работы большинства органов исполнительной власти, включая институт полномочных представителей Президента РФ.

«Слив» протеста

В некоторых случаях, во избежание привлечения излишнего внимания властям проще договориться с недовольными и решить проблему. Но, как отмечают политологи, в некоторых ситуациях к делу подключаются политические силы, которые по договоренности с властями подключаются к протесту, а дальше сводят его на нет. Одним из примеров называют митинги против повышения пенсионного возраста, организованные коммунистами под руководством депутатки Тюменской областной Думы Тамары Казанцевой.

Тогда ее помощники собирали подписи среди населения, но куда делись эти подписные листы с персональными данными тюменцев до сих пор неизвестно.

Более примечательный случай произошел в июне, когда ЦК КПРФ призвал свои отделения проводить акции протеста против поправок в Конституцию любой ценой. Помощники Казанцевой вышли на несанкционированный пикет несмотря на предупреждения полиции. В результате один из организаторов пикета Антон Чупрунов был арестован на несколько суток, а самой Казанцевой пришлось оправдываться, что она не была причастна к несанкционированной акции. На выходе из изолятора Казанцева вручила Чупрунову конверт в качестве компенсации за отсидку, что было расценено ее однопартийцами как попытка охладить пыл активиста и компенсировать ему дни вынужденного заточения.

В иных ситуациях, если договорится невозможно, на организаторов акций может оказываться давление со стороны силовых структур: от вызовов на разговор и поздних визитов до арестов и крупных денежных штрафов. В некоторых случаях доходит до возбуждения уголовного дела.

Возможно поэтому, многие из последних акций проходят без единого лидера и организатора, как самостоятельное явление, поскольку оказать давление на всех протестующих сложнее, чем на одного.

Разные взгляды на протесты

Одни эксперты считают протестную активность деградацией гражданского общества, другие же полагают что это - знак того, что гражданское общество наконец-то начало формироваться. Протесты - первые шаги в стороны гласности и демократии, в которой общество ощутило потребность.

По мнению Александра Черепанова власти продлили карантинный режим и отказывают в согласовании митингов для уменьшения потенциальных протестантов:

"У нас люди законопослушные и не выходят на митинги , как в Хабаровске, потому что боятся штрафов и наказания. Мы проводили вместо митинга собрание и на всех, кто выступал полиция составила протоколы. Суд будет 10 сентября по этим протоколам. Так людей запугивают штрафами. Во-вторых многие ни во что не верят, у людей равнодушие, пофигизм имеет место быть. Считают, что все митинги - это бесполезно. А когда начинаешь примеры приводить других городов, то отвечают, что там партии людей выводят. Я вчера смотрел шествие в Хабаровске, люди там идут под разными флагами , обращаются к другим городам: поддержите нас. Но люди остаются равнодушны, к сожалению", - рассказал Александр Черепанов.

Другой точки зрения придерживается тюменский политолог Аркадий Либерман:

«Конечно, представителям, внесистемной оппозиции очень хочется видеть в регионе тенденции по усилению протестного движения, особенно из-за границы. Однако, предпосылок к этому нет. Внесистемная оппозиция в регионе никак не проявила себя за этот период, нельзя говорить также о расширении их личной фанатской базы или появлении не то, что новых, а хоть каких-то лидеров мнений, именно региональных. Основные катализаторы региональных протестов обошли Тюменскую область стороной», — комментирует Аркадий Либерман.

По его мнению накала ситуации с пандемией удалось избежать по двум причинам. Первая — постепенный ввод ограничений и динамичный выход из них, основанный на статистических показателях с постоянным информированием населения. Вторая — слаженная и грамотная просветительская работы профильных структур, а особенно департамента здравоохранения Тюменской области.

Также Аркадий Либерман настаивает на том, что ситуация с Хабаровском до нас не докатилась из-за слабой информированности рядового гражданина, и личной пассивности в желании получить информацию, кроме как по телевизору, о чем свидетельствует количество пикетов и их качество.

«Не прошла волна поддержки в Тюмени. „Феномен Куштау“ нам тоже не очень близок, по крайней мере пока, ибо не обладает наш регион ни подобными объектами, ни желанием деструктивного разрушения природы от представителей регионального бизнеса. Хотя именно в этом направлении исходит наибольшая протестная опасность, достаточно вспомнить какой отклик в социальных сетях получила история с видными общественниками-браконьерами и беременными косулями, за такими инцидентами, просвещенная часть и интеллигенция региона всегда наблюдает очень внимательно, но с тех пор, элиты таких промашек не давали, видимо тоже работают над своим поведением! В целом же, ситуация в регионе продолжает оставаться стабильной», — подводит итог Аркадий Либерман.

То, что люди в России стали чаще выходить на протестные акции, чтобы отстоять свои интересы — это может быть признаком политизации в преддверии очередного цикла выборов Государственную Думу, когда все политические силы стараются очертить свое влияние в разных социальных группах.

Поскольку федеральная повестка тюменцев не особо волнует, для предотвращения развития протестов региональным властям достаточно усилить контроль за работой государственных институтов в области и учитывать мнение горожан по важным социальным вопросам в интересах даже небольшого числа граждан.

"