Posted 26 октября 2022, 11:49
Published 26 октября 2022, 11:49
Modified 19 августа, 19:30
Updated 19 августа, 19:30
Зимой добраться из Заболотья до ближайших городов можно по автозимнику, а летом авиацией и на моторной лодке. Но сейчас реки обмелели и высохли. Из-за отдаленности района возникают трудности с доставкой продуктов, медикаментов, почты.
К тому же, из-за отсутствия авиасообщения тюменцы не могут получить качественную медицинскую помощь. Например, для деревень Вармахли и Топкинская ближайший ФАП находится в с. Лайтамак. Фельдшер вылетает оттуда для оказания медуслуг.
В редакцию «Нашего Города» обратился депутат Думы Тобольского муниципального района Ринат Урамаев. В начале сентября текущего года он писал обращение к губернатору Тюменской области Александру Моору и к уральскому транспортному прокурору с просьбой включить Вармахли и Топкинскую в маршрутную сеть.
«В начале 2022 года на совещании в видео-конференцсвязи поднимался вопрос о включении населенных пунктов Вармахли и Топкинская в маршрутную сеть местных авиалиний. Мной было внесено предложение об увеличении числа рейсов исходя из наполняемости рейса и численности жителей. Мое предложение не было принято во внимание»,пишет депутат в обращении.
По словам избранника, решение этого вопроса предложили перенести на 2023 год. Но добавить указанные населенные пункты в маршрутную сеть можно будет только тогда, когда там будут обустроены посадочные площадки, пригодные для эксплуатации в соответствии с законодательством.
Ринат Урамаев обращался в Уральскую транспортную прокуратуру и по поводу стоимости перелета по маршруту Тобольск — Лайтамак — Тобольск. В начале апреля 2022 года в цену билета добавили еще 150 рублей за агентский сбор.
Проверка помогла выяснить, что этот сбор — нарушение закона, ведь постановлением правительства Тюменской области был определен предельный тариф на перелет по этому маршруту — 302 рубля.
После обнаруженного нарушения гендиректору АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» внесли представление.
Тюменцы из Заболотья и сами жаловались на проблемы с авиасообщением в Уральскую транспортную прокуратуру. Они заявили прокурору, что их права систематически нарушаются. Тогда, в сентябре 2020 года, организовали проверку и начали вырабатывать комплекс мероприятий.
На личном приеме уральский транспортный прокурор Владимир Дроздецкий сообщил, что продолжит надзорную работу по обеспечению транспортной доступности. А также поставил решение этого вопроса на контроль ведомства.
«Чтобы исключить несвоевременность выполнения работ по очистке подмостовых зон реки Носка соответствующим руководителям уже объявлены предостережения»,заявляли тогда в транспортной прокуратуре.
«Наш Город» направлял официальный запрос в региональную и Уральскую транспортную прокуратуру, чтобы узнать, были ли решены проблемы жителей Заболотья.
«По поставленным вопросам копия вашего запроса направлена в уполномоченные органы исполнительной власти Тюменской области — департаменты здравоохранения, информатизации, потребительского рынка и туризма»,ответили в прокуратуре Тюменской области.
Более того, по данным из запроса была инициирована проверка Тобольской межрайонной прокуратурой.
В 2020 году Тюменскую область с рабочей поездкой посещали представители Уральской транспортной прокуратуры. Тогда главы сельских поселений Тобольского района просили оказать содействие в организации авиасообщения с отдаленными деревнями и селами региона.
«Анализ показал, что при формировании количества рейсов в труднодоступные районы не учитывались реальные потребности местных жителей в частоте воздушных перевозок. О проблеме проинформировали губернатора Тюменской области»,пояснили «Нашему Городу» в Уральской транспортной прокуратуре.
Работа с этой ситуацией сдвинулась с места — увеличили частоту авиарейсов в районы Заболотья, изменили время начала их выполнения, заменили воздушное судно на более вместительный вертолет Ми-8. График авиаперевозок регулируют ежегодно. Однако по словам местных жителей, частоту рейсов наоборот сократили.
Сейчас маршрутная сеть охватывает 13 населенных пунктов, но среди них до сих пор нет деревень Вармахли и Топкинская. Ведомство в этом вопросе сослалось на то, что владельцы посадочных площадок в деревнях не зарегистрировали площадки в территориальном органе Росавиации.
Но по предложению прокуратуры вопрос об оборудовании посадочных площадок в д. Вармахли и д. Топкинская и включении их в маршрутную сеть рассматривается.
«Тюменской транспортной прокуратурой выявлялись нарушения прав пассажиров при продаже авиабилетов на субсидированные рейсы в труднодоступные населенные пункты. С апреля 2022 года при перевозке пассажиров в Вагайский, Тобольский, Нижнетавдинский районы взималось агентское вознаграждение сверх тарифа»,напомнили в транспортной прокуратуре.
Транспортный прокурор повлиял на эту проблему, и по его требованию снизили стоимость авиабилетов.
«В деревнях Вармахли и Топкинская расположены ФАПы, являющиеся структурными подразделениями „Областной больницы № 3“ в Тобольске. В настоящее время ставки медработников вакантны. Жителям д. Вармахли медпомощь оказывается фельдшером Лайтамакского ФАПа в выездной форме. В д. Топкинская функционирует домовое хозяйство»,пояснили редакции в региональном департаменте здравоохранения.
В ведомстве уточнили, что организована выездная форма работы узких специалистов — онколога, акушера-гинеколога, терапевта, педиатра. Также приезжают акушерки ОБ № 3 для проведения профилактических мероприятий.
Когда добраться до деревень возможно, туда привозят флюорограф, маммограф, появляется кабинет раннего выявления заболеваний, производят забор биологических сред для лабораторного исследования.
«Вопросы кадрового обеспечения ОБ № 3 приоритетны. Ведется активная работа по привлечению специалистов»,добавили в депздраве.
По данным департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области, в деревне Вармахли проживают 65 человек, а в деревне Топкинская — 105 человек.
«В Топкинской работает одна дом-лавка. В д. Вармахли торговые объекты отсутствуют, что обусловлено низкой рентабельностью осуществления торговли. Кроме того, у населения данных деревень есть возможность добраться до села Лайтамак, где организовано торговое обслуживание. Зимой добираются по автозимнику, летом — на моторной лодке. Закупку больших объемов товаров первой необходимости население проводит 1-2 раза в год»,сообщили «Нашему Городу» в департаменте.
Как пояснил Ринат Урамаев, о дом-лавке в Топкинской ни он, ни местные жители ничего не знают. По его информации, в деревнях Топкинская и Вармахли торговая деятельность не ведется. Депутат предположил, что дом-лавка «работает» только на бумаге.
Что касается почты, то указанные деревни обслуживают два почтальона при обходе доставочных участков. Отделение почты, к которому они относятся, расположено в селе Лайтамак. К тому же, жалоб от населения на почтовое обслуживание не поступало.
В обращении к властям Тюменской области депутат Ринат Урамаев отмечал, что в Заболотье есть проблемы со связью и интернетом. В региональном департаменте информатизации уточнили, что изменения произошли, но незначительные.
«Согласно плану поэтапного подключения социально-значимых объектов к сети „Интернет“, в деревне Топкинская в 2021 году к интернету подключили школу, а также сформировали узел связи с возможностью оказания услуг доступа в интернет для юридических лиц и домохозяйств»,отметили в тюменском департаменте.
Топкинская участвует в проекте «Устранение цифрового неравенства», в рамках которого Минцифры каждый год проводят голосование за населенные пункты юга Тюменской области. Если голосование завершится в пользу этой деревни, то в ней установят базовую станцию стандарта LTE (4G).
Голосование проводится на сайте Госуслуг, а сроки его проведения публикуют на сайте департамента информатизации Тюменской области.
«В деревне Вармахли Тобольского района на 2022 год отсутствуют планы развития инфраструктуры сетей связи. Департамент информатизации прорабатывает возможные варианты развития сетей связи на территории юга региона»,добавили в ведомстве.