Posted 6 июня 2022, 05:08

Published 6 июня 2022, 05:08

Modified 19 августа, 19:06

Updated 19 августа, 19:06

Как устроен рынок продаж автомобильных прав в Тюменской области

6 июня 2022, 05:08
В Тюменской области существует рынок продаж водительских удостоверений. Это подтверждается громкими судебными делами и жалобами сотрудников автошкол. Нарушителей «ловят» полицейские, сдают их же коллеги. В некоторых автошколах проходит обучение «без обучения». Права получают даже те, кто не знает ПДД.

«Сдача экзамена может обойтись в сотни тысяч рублей»

«В Тюменской области ситуация критическая. Цены на обучение в местных автошколах упали ниже рыночных. Если посчитать налоги и зарплаты, то обучение должно стоить где-то около 35-40 тысяч рублей. У нас же обучают за 12 тысяч рублей»,рассказал «Нашему Городу» директор ДЮАШ ВОА Максим Дьячков.

Другой источник «Нашего города», пожелавший остаться анонимным, подтвердил факты по так называемым «фьючерсам». Курсантам автошкол дают лишь 12 часов вождения, но в свидетельство проставляют 56 часов. А с собранных за обучение денег покупают тренажеры, платят аренду и зарплаты.

В Тюмени ценник за сдачу теоретического курса колеблется от 12 тысяч до 35-40 тысяч рублей.

«Это связано с огромной конкуренцией на рынке, которую никто не контролирует. Автошколы набирают, допустим, 2 группы, с каждого по 12 тысяч рублей. Это им идет в убыток на 30-40% от набранных сумм. Эти деньги они пытаются вложить в обучение других специалистов, закупку оборудования. А это уже можно считать как убыточный кредит», — уточнил Максим Дьячков.

В 2021 году в регионе предоставили более 170 тысяч госуслуг, касающихся выдачи водительских удостоверений и регистрационных действий.

«Тревожит резкое снижение процента сдачи экзаменов на получение водительских прав с первого раза — около 8% в Тюмени и 11,2% по Тюменской области. В пяти автошколах областной столицы процент сдачи практического экзамена с первого раза составляет от 3 до 5%»,сообщили в региональной Госавтоинспекции.

Тюменцы, обучающиеся в автошколах, сдают теорию, а дальше идут «в свободное плавание». Сдача экзамена им обходится примерно в 5 тысяч рублей, и они раз за разом тратят по 5 тысяч в попытках пересдать. Это основной доход автошкол.

Важно, что результаты теоретического экзамена и медицинская справка имеют срок действия. Если курсант не успел сдать практический экзамен, то должен заново сдавать теорию, оплачивать справку. Так обучение может стоить сотни тысяч рублей.

Постоянно отправлять ученика на пересдачу выгодно и тем, кто получает от этого свой процент — работникам автошколы, автоинспекторам.

Как правило, если человек не смог сдать экзамен с первого раза, дополнительные попытки оплачиваются отдельно. Также придется платить за дополнительные талоны на занятия с инструктором. Тюменцам, которые поскорее хотят стать водителями, зачастую проще прибегнуть к незаконному способу и купить права.

Работники ВОА говорят о беззаконии в организации

Сотрудники автошколы ВОА ранее заявляли, что в работе организации есть нарушения. Например, деньги могут проводить мимо кассы или незаконно увольнять действующих работников. Люди, имеющие отношение к ВОА, просили помочь в решении внутренних конфликтов у Центрального Совета ВОА. Ответа и какой-либо реакции добиться не удалось — «центр» молчит.

Руководитель Тюменской организации ВОА Андрей Гаврин собрал наибольшее количество негативных откликов со стороны бывших работников общественной организации и автошколы. Трудовой коллектив в обращении «Нашему Городу» подчеркнул, что «они принимают денежные средства без чеков в больших количествах, а также не беспокоятся о будущем автошколы».

Пока курсанты учатся на водителей, судят инспекторов ГИБДД

Последние проверки в Тюменской автошколе «ВОА» проводились в 2020 году. 3 раза компанию проверяли сотрудники Минобрнауки, в двух случаях обнаружили нарушения. Еще одну проверку провел Роструд из-за обращения двух работников автошколы.

На счету организации немало и судебных дел, в большинстве из которых автошкола выступает в роли ответчика. Категория наиболее частых дел — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В регионе было несколько громких скандалов, касающихся продажи водительских удостоверений. Торговлей правами промышляют те, кто, напротив, должен контролировать и пресекать нарушения — сотрудники ГИБДД.

Например, в тобольской автошколе ВОА продавали права за 30-50 тысяч рублей без обучения и практики. По делу задерживали экс-начальника отдела ГИБДД в Тобольске Умарасхаба Асхабова, бывшего инспектора ГИБДД Николая Кислицина и бывшего директора автошколы ВОА Тимура Набиева. Всем им назначили наказания в виде условного срока и дали испытательный срок 1 год.

В Тюмени в подобных делах были замешаны Михаил Жигалкин, бывший начальник отдела регионального ГИБДД, и Александр Селюнин, экс-руководитель УГИБДД по Тюменской области.

Следствие утверждает, что Жигалкин выдавал права без сдачи экзамена в период с октября 2018 по декабрь 2019 года. Селюнина же обвиняют в 4 эпизодах получения взятки, продаже водительских удостоверений и превышении полномочий.

На данный момент по делу Жигалкина проходит судебное разбирательство. Мужчина признал свою вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Селюнин находится в СИЗО. Там он пробудет до 13 июля 2022 года.

Курсанты не могут сдать экзамен с первого раза

По данным ГИБДД по Тюменской области, чаще всего кандидаты в водители нарушают правила проезда пешеходного перехода, превышают максимальную разрешенную скорость, провоцируют аварийные ситуации. Это — закономерный итог учебной системы подготовки и выпуска курсантов автошкол.

«Мы считаем, что прием экзаменов в автошколе ВОА в Ноябрьске проходит с нарушениями. ГИБДД ставит нулевые сдачи. По этому поводу общались и с другими автошколами. Люди уезжают отсюда, чтобы нормально сдать экзамены на водительские права»,пояснил «Нашему Городу» Алексей, руководитель автошколы в Ноябрьске.

Об этом говорят и другие наши собеседники: автошколы снизили качество подготовки из-за погони за прибылью и выпускают неготовых к сдаче экзаменов водителей. Этот поток порождает коррупционный спрос среди личного состава инспекторов ГИБДД во время экзаменов. Можно ли прекратить сейчас выпуск на улицы городов плохо подготовленных водителей — большой вопрос.

«Для России это настоящая проблема. Взятки за экзамены — то, с чем пытаются бороться. Мне сложно представить, как бороться с этой проблемах в отдалённых районах. В небольших городах, где все друг друга знают, это достаточно сложно»,уточнил Роман Гуляев, руководитель проекта «Правильный автобизнес».

Еще один эксперт Максим Ракитин, ведущий автомобильных радиопрограмм, уточнил, что бороться с проблемой продажи автомобильных прав достаточно легко. Однако для этого необходимы ресурсы.

«Люди, занимающиеся продажей водительских удостоверений, особо этого не скрывают. Подозрительные предложения можно встретить, например, в социальных сетях. Тут вопрос к правоохранительным органам, насколько они мониторят все эти предложения, изучают их и принимают меры. Видимо, у полиции есть более важные дела, чем выявлять факты подделки государственных документов», — рассказал «Нашему Городу» Максим Ракитин.

Подпишитесь