Posted 3 ноября 2021, 04:05

Published 3 ноября 2021, 04:05

Modified 21 октября 2022, 08:12

Updated 21 октября 2022, 08:12

УСТЭК 4 года занимается теплом в Тюмени: Марат Царгасов о результатах работы

3 ноября 2021, 04:05
В течение четырех лет поставкой тепла в квартиры тюменцев занимается одна компания — УСТЭК. Подготовили большое интервью с исполнительным директором компании — Маратом Царгасовым.

Публикуем вторую часть большого интервью с исполнительным директором УСТЭК Маратом Царгасовым.

В первой части мы рассказали об объемах ремонтов сетей теплоснабжения и трудностях с которыми столкнулась компания. А также о старте отопительного сезона 2021–2022 годов, о росте города и как компания подключает к теплоснабжению новые микрорайоны, каким образом это сказывается на старых микрорайонах Тюмени.

В последней части интервью мы поговорили с Маратом Царгасовым об эффективном потреблении тепловой энергии, как можно экономить на тепле в условиях постоянного роста тарифов. А также выяснили куда идут деньги от платежей за теплоэнергию.

Какие возникают проблемы с теплоснабжением старого, может быть, аварийного жилья? Сейчас повсеместно внедряются современные устройства, электроника. Готовы к этому старые дома?

Да есть такие прецеденты, например, в Матмасах, когда незаконный разбор теплоносителя для нужд горячего водоснабжения привел к сбою в работе новой котельной. Котельная в Матмассах была реконструирована этим летом — на месте устаревшей появилась современная полностью автоматизированная котельная установка, оборудование которой не рассчитано на то, что теплоноситель из системы отопления будут брать для других нужд. Дело в том, что во многих домах в поселке Матмассы отсутствует горячее водоснабжение. Старый фонд, который в принципе подлежит сносу, реновации, но к сожалению, не завтра, а в какой-то необозримой перспективе.

Что делают граждане? Устанавливают незаконные вентили на системе теплоснабжения, и, чтобы пользоваться горячей водой, открывают эти краны. Пользуются ей — моют посуду, стирают, и так далее. А вода в системе теплоснабжения, между тем, техническая — специально приготовленная для циркулирования по закрытой системе, полностью изолированной от окружающей среды. Мы добавляем в такую воду специальные средства, чтобы трубы и другое оборудование не выходили из строя.

Арсенал борьбы с незаконным водоразбором у нас незамысловатый. Мы пытаемся попасть в домовладения, но не всегда это удается, потому что жители знают, что нарушают.

Поэтому мы добавляем красители в теплоноситель, чтобы этой водой было некомфортно пользоваться. Конечно, эти красители не опасны для здоровья, но по-другому мы пока не можем с такими нарушениями бороться.

Неприятный вопрос, тарифы ежегодна индексируются на уровень инфляции. На что тратятся деньги из постоянно растущих платежей за тепло?

К сожалению, они ни на что не уходят, как вы об этом думаете [имея ввиду прибыль]. Инфляция же касается не только тарифа, он складывается на 70% из покупки тепловой энергии у ТЭЦ. Также он складывается из покупки газа, воды, химикатов, в том числе для котельных. И оставшиеся 20-30% наши эксплуатационные затраты — это зарплаты, аренда транспорта, услуги подрядчиков, ремонт и все остальное.

Все дорожает: газ, теплоноситель дорожает, зарплаты необходимо индексировать, услуги подрядчиков дорожают. В этом году была страшная ситуация с подорожанием стройматериалов — трубы подорожали в два раза.

К счастью мы работаем в режиме трехлетнего планирования у нас все контракты на поставку и на строительно-монтажные работы заключены заблаговременно и мы, не смотря на скачок цен на строительном рынке, все свои обязательства смогли выполнить.

Вот если бы все не так дорожало, я знаю куда бы мы эти деньги потратили — на увеличение объемов ремонтов. Чтобы отставания прошлых лет наверстать, сократить. Но к сожалению, я не могу сказать, что физические объемы у нас вырастают, просто следуем за инфляцией.

Если цены растут есть ли способы как-то нивелировать этот рост, кто может в этом помочь?

У нас здесь парадоксальная, наверное, позиция по отношению к потребителю. Мы за то, чтобы граждане экономили тепло.

Мы не стремимся продать любой ценой максимальные объемы. Дело в том, что сейчас режим и культура потребления тепла в Тюмени далека от развитых стран, например, Европы. Нормативные температуры, установленные законодательством в квартирах, никем не соблюдаются. Если положено 21-22 градуса, это не просто потому, что кому-то это выгодно, а в том числе потому, что эта температура позволяет жить здоровыми. У нас к сожалению, в большинстве домов, квартирах температура 27-28 градусов.

Мы за то, чтобы люди потребляли меньше. Как этого можно достичь?

Первый способ технический — первое, на вскидку, это утепление домов. Это должно быть включено в реализацию программы капитальных ремонтов. Сейчас утепление фасадов не производится, но правительство области серьезно над этим думает, чтобы расширить перечень работ в рамках капремонта.

Второе, замена в старых домах оборудования, потребляющего тепло. Зачастую там стоят устаревшие установки, которые не успевают за изменениями погоды вокруг. Рынок сейчас предлагает индивидуальные тепловые пункты (ИТП), которые не требуют постоянного присутствия персонала, и они погодозависимые, то есть вслед за изменением температуры на улице сами в автоматическом режиме проводят регулировку, исключая перегрев помещений.

Жители вправе требовать от УК выполнения плана мероприятий по энергоэффективному использованию внутридомовых систем. Кроме того, УК должны проводить летом все регламентные работы — промывку оборудования, радиаторов, гидроиспытания систем. Это все влияет на КПД системы.

Второй фактор — психологический. Нашим людям нужно понимать, что температура 27-28 градусов — это жарко, а регулировать температуру форточкой — крайне неэффективно.

Вот этими техническими мероприятиями и приведением температуры в квартирах к нормам, которые даже доктора рекомендуют, можно достичь экономии до 30% от платежа за тепловую энергию.

Но в чем наша выгода? Когда объект потребляет тепло неправильно — люди берут лишнее, обратная вода возвращается перегретой. То есть дом не берет столько тепла, сколько ему надо. Перегретая вода возвращается на ТЭЦ, и она работает в неэффективном режиме, себестоимость тепла тоже напрямую зависит от этой работы.

Эффективное потребление тепла позволило бы высвободить лишние резервы для подключения новых потребителей без дорогостоящих мероприятий.

Как в этом вопросе могут помочь управляющие компании, насколько они заинтересованы экономии тепла гражданами в квартирах, домах?

Сегодня заинтересованность управляющих компаний упала, если раньше был договор теплоснабжения с УК, и они собирали деньги за отопление, то теперь мы перешли на прямые договоры.

По сути для УК прямой финансовый стимул пропадает — заниматься энергосбережением. Это теперь ответственность граждан — требовать от своей УК проведения мероприятий по энергосбережению. Жители также могут на радиаторы поставить терморегуляторы, эффективная мера, но эффект не достигается, если регулируют тепло не все жители дома. Соседи друг друга греют либо охлаждают, этим нужно заниматься централизованно всем сразу. Это опять же культура потребления услуг.

Спасибо за то, что так подробно рассказали о системе теплоснабжения Тюмени о проблемах и планах. Поздравляем вас с 4-летием.

Я тоже хотел бы выразить благодарность нашим потребителям за то, что в тяжелые времена ограничений, связанных с коронавирусом, тюменцы сохранили платежную дисциплину. Без этого нам было бы гораздо сложнее организовывать и производить нашу ежедневную работу.

Жители Тюмени молодцы, потому что даже вовремя локдауна в прошлом году не было большой задолженности, нам это позволило провести ремонтную программу без сбоев, профинансировать все наши планы.

Также призываю тюменцев внимательно относится к энергосбережению, это позволит им сохранить деньги.

Надеемся на развитие города.

Будем повышать качество услуг и дальше. Спасибо вам!

Подпишитесь