Posted 5 декабря 2020, 01:32
Published 5 декабря 2020, 01:32
Modified 19 августа, 18:13
Updated 19 августа, 18:13
За минувшие 30 лет многие озёра стали заболачиваться из-за этого лишаются рыбы и обедняются их природные составы. От этого страдает и эпизодическое состояние по заболеваемости рыб паразитами как опасными для человека, так и безвредными.
К этому привело несколько факторов: отсутствие единого экологического контроля и хозяйственная деятельность человека, эвтрофикация водоемов — все они приводят к тому, что возникают очаги заболеваний, которые не купируются.
О сегодняшнем состоянии природных водоёмов — рек и озёр — «Нашему городу» рассказал Андрей Антонов, старший преподаватель кафедры водных биоресурсов и аквакультуры ГАУ Северного Зауралья, генеральный директор ООО «Инновационный центр аквакультуры».
«Состояние наших водоёмов в последние годы вызывает большую озабоченность, прежде всего, по их пригодности для хозяйственных нужд. Это связано с тем, что ухудшается их экологическое состояние. По рекам это не сильно заметно: они имеют большой естественный водосбор, и протекают по нескольким регионам. По озёрам наблюдается ситуация серьёзнее», — начинает Андрей Антонов.
Любой водоём — это живой организм, если им не заниматься, то озеро, пруд или река погибнет. Состояние водоёмов за последние 30 лет ухудшилось, потому что за ними никто не ухаживает, нет рачительного хозяина у рек и у озер.
До 1992 года, когда была плановая экономика и контроль Советского Союза, водоёмами занимались крупные товарные рыбхозы. В Тюменской области их было 14. Озёрные предприятия осваивали около 130 тыс. га. водного пространства региона. Это 1\3 от всех водоёмов юга области. Кроме этого, облавливалась рыба и в водоёмах, которые не были к ним прикреплены. За это отвечал Гослов Министерства рыбного хозяйства СССР. Бригады специалистов работали на водоёмах общественного пользования. Кроме того, были прикрепленные водоемы за разными государственными организациями и заводами.
За минувшие 30 лет в новых экономических условиях исчезли 13 рыбхозов. Остался только Казанский рыбхоз. В наше время водоёмы предоставляются уже не в рыбохозяйственное использование в режиме ОТРХ (озерное товарное рыбоводное хозяйство — прим. редакции), а арендуются организациями и частными лицами. С начала это было на 10 лет, теперь на 20. Сегодня действуют 172 участка, на которых, выращивают рыбу. Общая площадь водной территории, которая осваивается, 60 тыс. га. Из них действительно задействованы около 20-30 тыс. га. Бизнес этот очень сложный, потому что регион находится в зоне рискованного земледелия, что применимо и к аквакультуре.
Ещё свою лепту вносит и интенсивность использования. Даже водоёмы, которые используются, не подвергаются полноценной мелиорации, облову рыбы, скашиванию водной растительности, заселению молодняком по нормативам.
«Часто это делается не по нормам, не правильно, не в сроки, не в нужном объёме. Весь комплекс действий или бездействий приводит к деградации водоёмов. Науку крайне редко привлекают к работе, так как у предприятий банально нет финансовой возможности», — говорит Андрей Антонов.
Те водоёмы, которые выделены в рыболовные участки — они годами не могут найти своих хозяев, некоторые даже десятилетиями. Сюда же эксперт относит недостаточную помощь пользователям. Чаще всего частники не имеют ни финансовой, ни материальной возможности, чтобы освоить озеро правильно. Есть проблемы с землеотводами, подключениями к коммуникациям и тому подобное.
Ситуацию осложняет и межведомственная разобщённость в плане использования хозяйственных водоёмов. Андрей Антонов объясняет, что водоёмы относятся к федеральной собственности, значит, выделяют их и контролируют федеральные органы, а развитием аквакультуры на территории юга Тюменской области занимаются местные департаменты АПК.
«Получается, что разные ведомства и учреждения по-разному заинтересованы в развитии аквакультуры, а, соответственно, в сохранении озёр, рек и прудов, кто больше, а кто может и формально. В конечном счёте, страдает от этого рыбное хозяйство области», — рассказывает Андрей Антонов.
Из-за деградации водоёмов снижаются популяции рыбы. Например, в Тюменской области исчезает стерлядь, золотой карась, нельма. Проблемы и с муксуном, и с осётром. Рыба ещё не вымирает, но заметно ухудшаются условия для её воспроизводства. До катастрофы не так далеко, как хотелось бы.
«Есть случаи, когда целый водоём полностью оказался без рыбы. Несколько лет назад в Исетском районе был зимний замор рыбы на озере Теренкуль. Весной были все берега усеяны мёртвой рыбой, когда растаял лёд», — уточняет Андрей Антонов.
Эксперт продолжает, что проблема куда глубже. Например, если не заниматься водоёмами, то ухудшается качество воды, которую пьют люди из деревень и сёл, потому что поселения часто находятся у берегов озёр, рек и прудов. Здесь же находится водозабор, который подаёт воду в дома к людям из СНТ, деревень и сёл. Этой же водой питаются животноводческие комплексы.
Отсюда вырисовывается ещё одна проблема. В брошенных водоёмах распространяются паразиты, которые могут переноситься вместе с рыбой или с водой. Получается картина следующая: есть водоём, где разводили рыбу для ловли, потом его бросили, водоём начинает загрязняться, мелеет, поднимается уровень ила и сапропеля, в том числе, в нём начинают распространяться паразиты, потому что для них создали хорошие условия. Качество воды тоже лучше не становиться. Водоемы часто начинают цвести и заболачиваться.
«Когда извлекают рыбу, то исчезают и некоторые виды паразитов, потому что рыба является их переносчиком. При сезонной ловле часть улова не успевает заразится. Рыба — конечный или промежуточный хозяин. Когда такая цепочка прерывается, то и очаг может исчезнуть», — поясняет Андрей Антонов.
Один из способов борьбы может быть заселение водоёма бентосоядными рыбами, моллюскоедами, хищниками, которые могут поедать первичных хозяев паразитов, например, моллюсков и второй способ: полное изъятие поражённой рыбы, чтобы её утилизировать.
«Только при серьезном видении хозяйства можно купировать подобные очаги паразитов. Любительском ловом такой очаг не ликвидировать», — закончил Андрей Антонов.
Андрей Антонов рассказал, как обстоят дела с озёрами и прудами на юге региона. Картина надежд на светлое будущее не даёт. О ситуации с реками Тюменской области «Нашему городу» пояснил Альберт Фахрутдинов — член регионального штаба Народного фронта, эксперт тематической площадки ОНФ «Экология» в Тюменской области.
«Водоёмы — это озёра, пруды, карьеры и водохранилища. Реки, ручьи и каналы — это водотоки. Всё вместе называется: водные объекты», — начал Альберт Фахрутдинов.
Общая оценка состояния водных объектов в Тюменской области неудовлетворительна. Эколог уточняет, что это не его субъективное мнение, а такую оценку поставили официальные представители власти в своём ежегодном государственном докладе «О состоянии и охране окружающей среды в Российской федерации за 2018 год» специалиста от Министерства природных ресурсов. Доклады издаются поздно, потому что сведения собирают по всей стране. Скоро должен выйти аналогичный доклад за 2019 год.
Так же неудовлетворительную оценку поставили в ежегодном документе, который издаёт Роспотребнадзор. Это доклад по санитарно-эпидемиологическому благополучию в Российской федерации. Оценка исходит от здоровья людей, что обуславливается санитарно-эпидемиологическими факторами.
«Вот два основополагающие документа, потому что они на протяжении последних 20-и лет регулярно издаются и размещаются. Рассылаются во все органы власти. Они содержат отобранную информацию с территории всей Российской федерации. В том числе и Тюменской области», — уточняет Альберт Фахрутдинов.
Эколог с сожалением замечает, что за минувшие 20 лет оценка не изменилась. Меняются только показатели, вроде содержания марганца или ртути, но оценка остаётся неудовлетворительной. Это обывательский термин, характеризующий общую ситуацию в регионе. А так в докладе от Роспотребнадзора реки делятся на разные категории: умеренно загрязнённые, грязные и сильно загрязнённые.
Альберт Фахрутдинов говорит, что наиболее загрязнены водные объекты в местах крупно заселёнными людьми. Причина загрязнения в том, что вода как ресурс используется в 80% сферы деятельности людей, от душевой кабинки, уборной комнаты и раковины в квартире, до автомойки и промышленных объектов. Самый крупный поставщик этого ресурса: «Тюмень Водоканал». Он каждые сутки добывает 180 кубометров воды и это же количество на 99% сбрасывает в реку Тура.
«К сожалению, только часть стоков оборудована очистными сооружениями, а большинство не оборудованы», — говорит Альберт Фахрутдинов.
Эколог утверждает, что ни один сток ливневой канализации не оснащён локальным очистным сооружением. Получается всё что смывается с тротуаров, газонов, вместе с реагентами, собачим и голубиным помётом, вместе с окурками, плевками и подтёками автомобильной жидкости — всё это сбрасывается в Туру без очистки.
Альберт Фахрутдинов переходит к стокам с очистными сооружениями «Тюмень Водоканала». Он ссылается на данные Росприроднадзора более чем 100 млн кубических метров сточных вод отчищается до норматива примерно 20%. А по данным администрации г. Тюмени более 10% населения вообще не имеют доступа к централизованному водоснабжения. Это более 80 тыс. человек, а 85 тыс. человек не имеют централизованной канализации.
«Представьте, куда эти люди девают свои отходы <…> это официальные цифры!», — возмущается эколог, ссылаясь на цифры Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и администрации г. Тюмени.
Альберт Фахрутдинов считает, что причина загрязнения рек — это в некоторых полное отсутствие очистных сооружений и не доведения до нормативных показателей на имеющихся очистных сооружениях.
Ко всему этому, есть ещё отягчающий фактор: транзитные реки. Например, Тура протекает ещё на территории Свердловской области. Сюда же относятся Тобол, Пышма и Иртыш. Загрязнений в реки добавляют ещё соседние регионы.
«Когда мы говорим чиновникам, что они почти ничего, не предпринимают, то они ссылаются на свои программы. А мы отвечаем, что видимо это настолько недостаточные, мизерные и не эффективные мероприятия, что ситуация не меняется уже 20 лет», — рассказывает Альберт Фахрутдинов.
Эколог связывает развитие паразитов в воде с тем, что загрязненные стоки попадают в реки. Ещё он ссылается на работу профессора кафедры в ГАУ Северного Зауралья и кандидата биологических наук Михайловой Людмилы Владимировны. Она несколько лет назад провела исследования Туры в створе Тюмени и выяснила, что спустя пятнадцать лет после аналогичного исследования возле Тюмени в Туре плавало более 20 видов рыб. Исследования Михайловой показали, что рыбы осталось в два раза меньше. Правда появляются создания, которые адаптируются к стокам и даже питаются ими.
«Краеведы вроде Александра Стефановича Иваненко поднимают архивы и удивляются записям, что раньше в Тюмени ловили стерлядь и осётр», — закончил Альберт Фахрутдинов.
Стоит ли добавлять, что в наши дни с весны по осень, когда вода не замерзает, можно на берегах Туры заметить рыбаков, которые либо сами употребляют в пищу свой улов, либо продают его. Кроме этого, в Туре проходят Крещенские купания не только в Тюмени, но в других районов области, если населённые пункты находятся у этой реки.
В Тюменской области проблемой является техногенное загрязнение водоемов, когда неочищенные канализационные стоки попадают в реки и озера. За последний месяц два примера — в Тобольске и Тюмени, когда неочищенные сточные воды попадали в реки и ситуацию заминали. В Тюмени одна из частных канализационных насосных станций сливает стоки с ассенизаторских машин прямо рядом с жилыми домами и в пойму реки Тура. Эта территория бывшего Деревообрабатывающего комбината затопляется весной и сейчас очень хорошо видно, как происходят порывы канализационных труб. В километре от этого места — тюменская набережная, где ловят рыбу многие тюменцы, окунаются в прорубь во время праздника Крещения или проводят соревнования по зимним видам плавания.
Недавно был случай в Тюмени, когда сломались коммуникации у КНС (Канализационная насосная станция - прим. редакции) на улице Коммунистическая. Как уточнили в «Росводоканал Тюмень», КНС и напорный канализационный коллектор на Коммунистической принадлежат транзитной организации ИП «Скачков В.К.» Насосная станция и отводящие трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии. Руководство «Росводоканал Тюмень» неоднократно обращалось к индивидуальному предпринимателю с требованием восстановить работоспособность КНС и надлежащим образом содержать сети водоотведения, а также информировало контролирующие и надзорные органы о ненадлежащем содержании сетей и КНС транзитной организацией ИП „Скачковым В. К.» Порыв на напорном коллекторе устранен силами ИП «Скачкова».
«В настоящее время ведутся работы по строительству комплекса сетей водоотведения пос. Док, включая строительство новой КНС. Ввод в эксплуатацию новой станции позволит «Росводоканал Тюмень» отказаться от услуг транзитной организации», — прокомментировала Ирина Айданова, пресс-секретарь «Росводоканал Тюмень».
Загрязнение и инфекции довели ряд водоемов до того, что власти запрещают ловить рыбу из них, чтобы остановить распространение болезней. Слова экспертов, наверное, для большинства людей показались бы какой-нибудь постапокалиптической фантастикой с мёртвой водой и червивой рыбой. Только начальник управления по животноводству и главный государственный инспектор Тюменской области в области племенного животноводства регионального департамента АПК Рустем Бетляев 19 ноября 2020 года сообщил, что в соответствии с принятым на рабочем совещании по предупреждению вспышки гаффской болезни, которую выявили ещё 14 ноября 2019 года, что накануне провели научные опыты на рыбе из Андреевского озера. Тест проводили на мышах, которые погибли. Эксперимент показал, что рыба считается токсичной, а озеро неблагополучным. Копии документов имеются у редакции.
Чтобы соблюсти журналистскую этику «Наш город» обратился за комментарием в департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Начальник административного отдела Павел Бузолин рассказал, что в регионе в рамках реализации национального проекта «Экология» регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» запланированы работы по расчистке от растительности и донных отложений озера Алебашево. Данное мероприятие позволит улучшить экологическую ситуацию и, в дальнейшем, создания в его окрестностях современной зоны отдыха.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» реализуются мероприятия по очистке прибрежной полосы водных объектов от мусора, которые проводятся в рамках Всероссийской акции «Вода России». Акция проходит ежегодно по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на всей территории России. Департамент недропользования и экологии Тюменской области является организатором проведения мероприятий в регионе.
Согласно итогам акции в 2019 проведено 318 субботников, в результате которых очищены от мусора берега водных объектов протяженностью 347 км. Количество участников составило более 4,5 тыс. человек. В результате проведенных мероприятий очищены от мусора берега 145 водных объектов. В ходе расчистки берегов было извлечено немалое количество отходов, в т. ч. отходы древесины, автомобильные покрышки, пластмассовые и стеклянные бутылки, полиэтилен и другие бытовые отходы. Но экологических проблем не стало меньше.
Из-за проблем с водоёмами в некоторых озёрах и реках нельзя ловить рыбу, как и для купания есть места, в которых летний отдых запрещён. До сих пор в рыбном крае тюменского Заболотья и Тобольском районе ловля рыбы запрещена из-за заражения. Из-за запрета на ловлю рыбы, жители деревень начали промышлять охотой. Складывается впечатление, что у чиновников явный перекос в сторону проведения пиар-мероприятий, а не устранения причин загрязнения водоемов. Получается, что Владимир Путин не зря обратил внимание Александра Моора на проблему загрязнения водных объектов в Тюменской области и устранения причин нарушения экологии.