Posted 29 октября 2020,, 13:34

Published 29 октября 2020,, 13:34

Modified 21 октября 2022,, 07:52

Updated 21 октября 2022,, 07:52

Рассказываем о хитростях ритейла.

Как обманывают абонентов и покупателей в тюменских магазинах сотовой связи

29 октября 2020, 13:34
Фото: 1Mi
Рассказываем о хитростях ритейла.
Оформляют на абонента несколько симок, а сам покупатель об этом даже не знает до того момента, пока не придет счет за пользование услугой. Списывают данные паспорта или пользуются паспортами мигрантов. Эти и другие способы фрода (почти легального мошенничества) стали нормой на рынке продавцов услуг сотовой связи.

В конце сентября житель Тобольска сообщил в соцсетях о случае мошенничества: в салоне связи «Связной», при покупке телефона, продавец предложил мужчине принять участие в некоей акции. Для этого нужно было предоставить паспорт. Вскоре продавец вернул паспорт и отдал чек. Мужчина обратил внимание, что помимо смартфона, в чеке фигурировали три сим-карты, которые он не приобретал и даже не получил.

«Продавец без моего согласия, без моего заявления и без моей подписи оформил на меня 4 симкарты, и даже мне их не отдал!»,написал тоболяк

Мужчина потребовал выдать сим-карты, аннулировал договоры на обслуживание в офисе оператора и обратился в полицию с заявлением о мошенничестве.

Оформление сим-карт на человека без его ведома — одно из самых распространенных и относительно безобидных видов мошенничества, с которым может столкнуться абонент. В профессиональной среде такое явление называется фрод (от английского fraud — обман, мошенничество). По словам сотрудников нескольких операторов связи, фрод — головная боль всех крупных игроков рынка.

Обычно подложные договоры оформляются для выполнения плана продаж и получения премии. Как сообщили «Нашему городу» сотрудники сразу нескольких сотовых операторов и дилерских офисов, реализующих сим-карты операторов связи, о фроде в компаниях знают все: начиная от продавца и заканчивая директором. И многие заинтересованы в заключении большего числа контрактов, даже «пустых». При этом, продавцы не преследуют цели навредить абонентам, поскольку эти действия наносят больший ущерб самим операторам.

«В выполнении плана продаж заинтересованы все: от продавца до директора. И все, абсолютно все знают, как этот план выполняется: как впаривают пленки, чехлы, телефоны и прочее. Если технику можно продать только более-менее честно, то с симками проще — их можно оформлять втихую. Это не поощряется, но особо не наказывается, потому что все понимают, что несколько сотен симок продать вчистую просто нереально, а премию хотят получить и продавцы, и руководители, и директора»,сообщил источник «Нашего города»

По словам продавцов, иногда получается выгоднее самим приобрести несколько сим-карт, оформить их на знакомых или, даже, подарить клиентам, нежели лишаться премии.

Как рассказали опрошенные сотрудники сотовых операторов, чаще всего оформлением «левых» сим-карт занимаются ритейлы или дилеры, такие как «Связной», «Евросеть» и другие. В официальном салоне связи случаи, когда на абонента оформляются сим-карты без его ведома, практически, сведены к минимуму. Исключение могут составить периоды акций, когда сим-карты выдаются бесплатно.

Собеседник «Нашего города» из числа бывших сотрудников Билайна рассказал о нюансах фрода.

По словам Николая (имя изменено по просьбе собеседника), он работал в розничной сети Билайна несколько лет назад, также как и сейчас, в то время, для выполнения плана продаж, сотрудникам нередко приходилось заниматься фродом.

Происходило это, как правило, в конце недели. Среди сотрудников это называлось «фродить». Обычно договоры оформляли на мигрантов, у которых по базе числилось много симкарт, потому что они не замечали прибавления одного или двух номеров. Либо придумывали данные иностранного паспорта, чтобы исключить возможность совпадения с реальным российским документом.

«Мигрантов очень любили и мы, и сотрудники Евросети, расположенной в соседнем здании: им всегда впаривали по много симок для друзей, родных и так далее. И еще несколько сверху, якобы в подарок. Иногда случалось, что приходил за одной симкой, а уходил с десятью»,рассказал Николай

По словам собеседника, ненужные симкарты активировались, после чего их могли продать, забрать себе или выкинуть. Николай рассказывает, что где-то за полгода работы в офисе продаж накопилось два больших строительных мешка, полных конвертов с сим-картами.

«Управляющая нашего офиса боялась, что симки, которые мы нафродили, могут засветиться в каком-нибудь криминале, поэтому заставляла собирать их в мешки. Когда их стало слишком много, и об этом узнал руководитель группы офисов, нас со сменщиком отправили уничтожить их, два мешка килограмм по 20 веса. Мы вывезли их в лес и сожгли»,делится воспоминаниями Николай

Чем опасен фрод?

В первую очередь, фрод вредит самому оператору, поскольку компаниям приходится платить сотрудникам и партнерам за заключение несуществующих договоров. К тому же, фрод искажает данные роста и оттока числа действующих абонентов.

Тем не менее, опасность есть и для абонентов: если баланс сим-карты уйдет в минус, то с абонента могут потребовать оплатить образовавшуюся задолженность. Подобная история произошла в апреле 2019 года с жительницей Москвы Анастасией Дедюхиной. Девушка приобрела в «Связном» чехол для телефона и получила в подарок сим-карту. Как выяснилось, данные Анастасии были взяты из бонусной карты.

Сим-картой девушка не воспользовалась, однако спустя некоторое время, получила уведомление из суда о том, что оператор намерен взыскать с нее 800 рублей долга, образовавшегося из-за списания абонентской платы.

Гораздо хуже, если такая сим-карта попадет в руки злоумышленников, совершивших некое преступление с помощью номера, оформленного на ничего не подозревающего абонента. В этом случае, владельца номера могут неоднократно вызывать на беседы в правоохранительные органы.

Как операторы борются с фродом?

Чтобы не терять деньги и не портить репутацию, операторы всячески борются с фродом: для этого даже создаются специальные отделы. Наиболее распространенная практика борьбы сводится к тому, что оператор отслеживает активность сим-карты и требует от дилера предоставлять не только договор оказания услуг, но и копию паспорта абонента. Однако, как показывает практика, борьба с фродом больше напоминает охоту собаки, за собственным хвостом.

"