Posted 30 мая 2020, 08:55
Published 30 мая 2020, 08:55
Modified 19 августа, 17:53
Updated 19 августа, 17:53
Убытки туроператоров и слабая поддержка бизнеса.
Общее впечатление и общий прогноз по ситуации «Нашему городу» прокомментировала бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло, которой кризис и без этого нанес существенный удар как предпринимателю.
Так, по данным уполномоченного по правам предпринимателей Тюменской области, до кризиса выручка одной из компаний составляла от 20 до 30 млн рублей в зависимости от сезона. При этом чистая прибыль составляла около 1,5 млн рублей в среднем. Сейчас же компания ежемесячно несет убытки в 360 тыс. рублей.
Помимо этого, несмотря на заявленную поддержку от государства не все компании отрасли могут рассчитывать на поддержку. Например, визовый центр по ОКВЭДу не попадает под программу выплаты средств для зарплаты персоналу в размере МРОТ. Хотя деятельность компании занимает не последнее место в туристической отрасли.
По мнению Ларисы Невидайло, около 60% компаний отрасли не переживут этот кризис.
Более подробно о ситуации поговорили с руководителями туристического бизнеса.
Так руководитель Туроператора «Континент» Марина Омельченко отмечает, что сейчас «вся работа — это возвраты по несостоявшимся нашим собственным турам — как туроператора. И прием заявлений как агента между туристом и туроператором на перенос туров на зарубежные поездки».
При этом она сообщила, что от государства получили поддержку на оплату зарплаты в размере МРОТ, но, помимо этого, компания несет и другие убытки.
«МРОТы за апрель мы получили, остальные расходы и счета мы должны оплачивать, а это аренда, Ростелеком, обслуживание банка и другие расходы, хоть и выручка нулевая! Кто выдержит? Кому удалось отложить или кто возьмёт кредит и так далее», — говорит Марина Омельченко.
О свой ситуации «Нашему городу» рассказала гендиректор «Атланта Бизнес Трэвел» Ирина Катигарова.
«Отрасль полностью осталась без работы, десятки людей без какой-либо занятости. А компании без прибыли», — говорит Ирина.
Особо она отметила, как организатор делового туризма, что из-за ограничительных мер не проходит никаких мероприятий ни форумов, ни встреч.
Она также отмечает, что убытки компании без выручки составляют до 350 тыс. рублей ежемесячно. Сюда входит выплата зарплаты, аренда, службы, с которыми уже были заключены договоры на уборку, системное администрирование и другое обслуживание.
Хотя поддержку от государства на выплату зарплаты в размере МРОТ они все же получили. Но оставшуюся часть зарплаты приходится доплачивать самим.
Сейчас в компании стоит вопрос на выдачу льготного кредита также на выплату зарплаты.
Немного схожая ситуация у руководителя другой турфирмы «Агентства путешествий «Карта открытий» Анны Харченко.
Основным видом деятельности компании был выездной туризм. Поэтому сейчас компания работает над последствиями закрытия границ.
Она отметила, что именно эти фирмы понесли основные убытки. Более того, она поддержала законопроект, который рассматривают в Госдуме по отсрочке возвратов денег клиентам за отмененные рейсы туры и так далее. По ее мнению, иначе многие компании обанкротятся и отрасль уйдет в депрессию. Ранее мы писали о подобной ситуации, сложившейся с пассажирами многих авиакомпаний.
«Сейчас основная работа ведется с тем, что нужно переносить туры, связываться с операторами, с отелями и другими объектами туристической сферы. В мире сейчас полный коллапс», — говорит Анна.
Также она отмечает, что в некоторых регионах России начинается снятие ограничений, поэтому санатории гостиницы и другие учреждения отдыха готовятся к открытию, внимательно изучают требования Роспотребнадзора.
Неизвестно, на сколько может вырасти интерес тюменцев к внутреннему туризму, хотя к тому есть предпосылки: ведь в ближайшее время границы вряд ли откроют.
«В каждой области есть какие-то [собственные] ограничения, в Тюменской области на сегодня нельзя производить какую-либо туристическую деятельность. Работать можно, но закрыты музеи, нельзя устраивать массовые мероприятия, поэтому люди будут думать, а захочется ли им отдыхать с определёнными ограничениями» — считает Анна Харченко.
При этом она отметила, что даже если выбор падет на отдых в России, то это будет дороже привычных заграничных туров на море.
Более подробно о проблемах, сложившихся в сфере внутреннего туризма рассказала президент тюменского областного союза туриндустрии Любовь Матиевская.
По ее мнению, больше всего пострадали те, кто занимается корпоративными и детскими перевозками.
Так многие туроператоры, занимающиеся детским отдыхом, попали на отмену многих уже ранее забронированных рейсов. Яркий пример это весенние каникулы, когда дети должны были выехать на экскурсии в Казань, Москву и другие туристические центры.
«Мы сейчас зависли с возвратами, если с РЖД более-менее понятная ситуация – они за многие переезды возвращали деньги, а вот с отелями, транспортными компаниями – ситуация зависла в воздухе. Отели не готовы возвращать предоплату, потому что деньги они использовали, а других поступлений у них в период самоизоляции не было» - объясняет эксперт.
По прогнозу в целом ответила Ирина Катигарова.
Выйти на докризисный уровень дохода она рассчитывает не менее, чем через год.
«После того как сейчас Европа открыла границы, чтобы поработать в летнем сезоне, у них будет вторая волна [заразившихся] сентябрь–октябрь, поэтому, скорее всего, они опять закроются, так как вакцины еще [в широком доступе] не будет до конца года», — объясняет гендиректор компании.
По тому как будет развиваться внутренний туризм в России в этот период добавила Любовь Матиевская.
«Скорее всего будут индивидуальный туризм, небольшие группы, еще хорошо будет развиваться экологический туризм. Сейчас у многих есть дачи, потребность в природе будет только расти», - поясняет Любовь Матиевская.
Все таки по ее мнению после таких событий туристы еще не готовы отдыхать при определенных условиях предписанных Роспотребнадзором.
Гостиничный бизнес в Тюмени поддержала местная власть
А вот представителям гостиничного бизнеса, а также санаториев и баз отдыха в условиях коронакризиса повезло чуть больше. Конечно, повезло, можно сказать, с натяжкой.
С момента самоизоляции гостиничный бизнес начал терять клиентов соответственно прибыль.
Но на местном уровне в Тюменской области власти нашли оригинальный способ поддержать бизнесменов.
Тюменская область первая в России протестировала формат обсерватора, организованного на базе лечебно-реабилитационного центра. С ростом людей, которые прибывали с подозрением на коронавирус в Тюменскую область, потребность в таких заведениях выросла в разы. Тем более, что Тюмень город-хаб для множества вахтовиков нефтегазового сектора.
В начале мая 15 учреждений отдыха были зарезервированы для вахтовиков как обсерваторы на время перевахтовки, то есть двухнедельный карантин.
На 29 мая, по данным оперативного штаба, в таких учреждениях находится 3276 человек.
Вахтовиков расположили в ГрандОтельУват (с. Уват), эко-парк «Тайга» (ООО ДОК Юный геолог), б/о «АВАН», санаторий «Геолог», санаторий «Ласточка», б/о «Верхний Бор», б/о «Кулига-парк», ЦВМР «Снежинка», АСУСОН ТО «Красная Гвоздика», ОЦЗВС «Жемчужина Сибири», отель «Море», «Олимпийская Ребячка», б/о «Пруд Лесной» (ООО Дельвер), санаторий «Жемчужный», санаторий «Сосновый бор» (г. Ялуторовск).
Директор санатория-профилактория Сосновый Бор Алексей Тишинский рассказал о ситуации в бизнесе.
«То, что мы имеем на сегодня, это уже около 8 млн рублей [убытков]. На данный момент мы работаем в режиме обсерватора, принимаем вахтовиков перед вахтой. Это позволило нам минимизировать последствия пандемии. За что отдельная благодарность департаменту туризма Тюменской области. Многим санаториям и домам отдыха это позволит избежать банкротства и сохранить ценные кадры», — рассказал он.
По оценкам Алексея Тишинского, чтобы выйти на докризисный уровень, при оптимистичном прогнозе понадобится полгода.
Более того он считает, что снятие ограничительных мер не дадут желаемого эффекта, потому что жители не побегут за путевками в санатории и на курорты.
«Слишком сильно раскручена нервозная обстановка с этим короновирусом это раз. Доходы населения сильно пострадали за этот период, и у многих, кто бы и хотел поехать, просто не будет на это возможности», — комментирует директор учреждения.
А вот поддержка правительством России санаторию не была оказана, поддержали только региональные власти.
«Дело в том, что мы являемся филиалом, и основной ОКВЭД у головного офиса не относится к особо пострадавшим отраслям. Конечно, для нас это было крайне неприятным сюрпризом. Но повторюсь, сейчас, благодаря той возможности, которую нам предоставили, мы и не претендуем на помощь. По большому счету, бизнесу нужно только дать возможность работать, что и было сделано правительством области», — пояснил он.
Отели в Тюмени также не остались без внимания. Так в конце апреля 400 сотрудников моногоспиталей во избежание контактов с семьями и другими лицами поселили нескольких гостиницах.
Всего привлекли к работе четыре гостиницы, в сообщении оперативного штаба говорилось об отеле «Ремезов» и «Спасская».
«Этажи заселяют в соответствии с посменным графиком работы, до больницы и обратно все передвигаются на спецтранспорте. Сторонних постояльцев на время размещения медиков принимать не будут, — сообщал тогда губернатор в своих соцсетях.
Оптимизм не пропал
Несмотря на все трудности, бизнесмены не унывают и верят в благоприятный исход.
«Знаете, я в крайней мере оптимист, я не жалуюсь. Самое сложное - это сейчас сохранить людей. Профессионалу нужна работа, они не хотят сидеть без работы. Самое не простое это сохранить команду, людей… Все очень неоднозначно, нужно действовать, искать способы работы, чтобы жизнь продолжалась, чтобы не падал интерес», — подытожила Ирина Катигарова.
С ней солидарен и руководитель «Соснового бора».
«Сложно будет всем. Но главное искать новые возможности, сохранять оптимистичный настрой и делать дело!», — говорит Алексей Тишинский.