Posted 26 сентября 2019, 08:17
Published 26 сентября 2019, 08:17
Modified 20 октября 2022, 03:37
Updated 20 октября 2022, 03:37
Дмитрий Назин, заместитель директора по перспективному развитию «Корпорации СТС» рассказал о том, что такое концессия и чем она выгодна всем нам, включая государство и самих потребителей коммунальных услуг.
Одна из самых больших инвестиционных программ компании реализуется на территории Тюменской области.
Корпорация СТС была создана в 2001 году как энергетический проект, связанный с электроэнергетикой, с передачей электрической энергии, в основном на территории Тюменской и Курганской областей.
«Пройдя этот путь, мы превратились в приличный энергетический холдинг. В 2010 году было принято решение акционерами диверсифицировать бизнес и развивать такие направления как теплоснабжение, попробовать свои силы в водоснабжении и водоотведении. И начали активно развиваться именно в этом направлении. В Корпорации СТС с учетом всех сервисных компаний работает 12,5 тысяч человек. И по итогам 2018 года ее выручка составила около 45 млрд рублей», - уточнил Дмитрий Назин.
С 2015 года компания занимается реализацией концессионных соглашений и первой ласточкой стала Тюменская область. С 2016 года компания заключила десять таких соглашений с сфере водоснабжения и водоотведения. По словам Дмитрия Назина, у корпорации есть достаточно крупные проекты, например, в Ноябрьске, где представлено коммунальное предприятие, которое охватывает все сферы коммунальных услуг города. В Тобольске, где реализуется проект с участием федерального центра по программе софинансирования через Фонд содействия и реформирования ЖКХ – строится новый водозабор с подземными источниками взамен существующего.
«Концессионные обязательства составляют более 2 млрд рублей. В работе еще пять концессионных соглашений с общим объемом около 15 млрд рублей. Это вся система теплоснабжения города Нижневартовска, Сургута. В Мегионе - все системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. И крупный проект в Челябинске, касающийся системы теплоснабжения, модернизации теплосетей», - говорит представитель Корпорации СТС.
Все задаются вопросом, что такое концессия? Все почему-то думают, что это новый какой-то механизм. Так вот в музее Кисловодской государственной филармонии есть документ - концессионное соглашение 1872 года, где написано, что акционерное общество будет обязано построить железную дорогу за свой счет и страх в соответствии с означенным указом и приложенными техническими условиями.
«Дело в том, что у нас сейчас существует не совсем идеальная правовая база, регулирующая данный вид деятельности. Тем не менее, она четко определяет правила в этой сфере. С точки зрения законодателя, концессия – это форма государственно-частного партнерства, позволяющая частной стороне эксплуатировать объекты муниципальной и государственной собственности, получать выгоду, но с принятыми на себя инвестиционными обязательствами», - пояснил Дмитрий Назин.
Концессия – это механизм, который позволяет четко спрогнозировать условия эксплуатации, четко определить инвестиционные обязательства и понять тарифные последствия.
В основном возникают вопросы при передаче имущества частной стороне. Притом, никто не ставит своей целью детально разобраться в этом вопросе. На самом деле концессионный механизм прописан детально с точки зрения обязательств концессионера (частной стороны), которая заходит, приносит свои деньги, обязуется их потратить с определенным условием возвратности капитала.
Концессионер является гарантом исполнения этих обязательств путем предоставления банковских гарантий, тех штрафных санкций, предусмотренных за неисполнение. Концессионное законодательство также обязывает частную сторону при эксплуатации этого имущества достигать определенных целевых показателей. И это накладывает определенные требования на деятельность оператора, которые не позволяют ему недобросовестно относиться к своим обязательствам.
Почему пришли к такому механизму? Потому что МУПы и ГУПы показали себя неэффективными, сказывалось также недофинансирование. В том числе, сдерживание роста тарифа, удерживание его на каком-то определенном уровне, тем самым ограничивая финансирование программы развития, на которую не было денег. Зачастую, МУПы страдали тем, что у них не была проработана техническая программа, не позволяющая реализовывать инновационные проекты. Они не могли повысить энергоэффективность оборудования и эксплуатации данных систем.
По мнению Дмитрия Назина, это не говорит о том, что там работают недостаточно профессиональные сотрудники, а просто о том, что нет возможности использовать бюджет в полной мере для использования современных технологий.
Все эти проблемы, они зачастую и порождали большую проблему для муниципальных предприятий. Высокие эксплуатационные затраты, низкая эффективность использования ресурсов. Все это приводило к банкротству, к созданию новых муниципальных предприятий.
Новая программа правительства РФ предписывает до 2025 года избавиться от всех муниципальных предприятий и передать все объекты теплоснабжения в частные руки.
Что может дать этот механизм? Это гарантии концессионера по соглашению перед муниципалитетом в части исполнения своих обязательств, это четкая инвестиционная программа с техническими, инновационными решениями для повышения эффективности эксплуатации сетей. Это минимизация объемов финансирования со стороны бюджетов различных уровней. Частная сторона берет на себя финансирование инвестиционных программ.
Это четкое понимание прогнозов по тарифному регулированию. И самое главное – это повышение эффективности управления системами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет внедрения современных инновационных технологий, а также повышения эффективности бизнес-процессов внутри предприятия.