Новая волна интереса ко всему русскому началась во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Тогда сувенирные кокошники стали настоящим символом болельщиков, как вувузела во время Мундиаля 2010 года в ЮАР. Фанаты – и мужчины, и женщины – с удовольствием фотографировались с самым узнаваемым предметом русского национального костюма.
Московский дизайнер и единственный в мире мужчина, который шьет кокошники, Юханн Никадимус, однако, остался в стороне от этой суеты. Его работа – создание настоящих произведений искусства, аутентичных венцов из подлинных материалов, полностью сработанных вручную.
"Работая над новым кокошником, я стараюсь сделать не точную копию, а еще один головной убор, глядя на который мы бы подумали, что он сделан в XVIII–XIX веках мастерами-современниками", - рассказал мастер в интервью изданию Life.
Юханн увлекся шитьем кокошников в 2014 году практически случайно. По работе ему нужно было найти настоящий кокошник для фотосессии. Выяснилось, что подлинные венцы или хранятся в музеях, или есть только в частных коллекциях и стоят неимоверно дорого.
Тогда Никадимус решил сам попробовать сшить кокошник. Первые уроки он получал у мастериц, а также изучал музейные каталоги. Оказалось, это целое искусство. На изготовление одного кокошника может уходить от двух месяцев до полугода. Каждое изделие уникальное, и ни один узор не повторяется.
По словам мастера, материалы для своих работ он находит в том числе в интернет-магазинах, например, на знаменитом AliExpress.
"Самое крутое, что на таких ресурсах, как, например, AliExpress, можно найти тибетскую, китайскую и монгольскую парчу, которая, собственно, и использовалась в традиционном костюме в XVIII–XIX веках", - говорит Никадимус.
Кроме того, подлинный жемчуг и качественные ткани на китайской торговой площадке стоят дешевле, чем в Москве.
Все кокошники Юханна Никадимуса идут на продажу – их приобретают частные коллекторы и любители старины. Стоимость каждого изделия – порядка 2,8 тысячи долларов. Нередко кокошники покупают в качестве дорогого подарка на свадьбу.
"В год я делаю три-четыре кокошника. В основном клиенты заказывают их для свадьбы и для украшения интерьера", - рассказывает Юханн.
Свои кокошники он называет "репликами", подчеркивая, что все в них соответствует строгим канонам. В будущем мастер надеется основать музей русского кокошника.