Posted 20 ноября 2020, 12:44
Published 20 ноября 2020, 12:44
Modified 19 августа, 18:02
Updated 19 августа, 18:02
Цены на препараты, применяемые при заболевании коронавирусом, выросли на 20-40%. Однако, и за эти деньги их не найти.
Ситуация настолько обострилась, что глава правительства Михаил Мишустин обязал Минпромторг организовать «горячую линию» для региональных медучреждений, аптек и дистрибьюторов.
Попробуем разобраться в причинах дефицита лекарственных средств.
Логистический коллапс
В начале ноября Михаил Мишустин подписал постановление, упрощающее порядок работы участников фармрынка с системой мониторинга движения лекарственных средств. Исходя из документа, до 1 февраля 2021 года товар может попасть от производителя к потребителю быстрее, поскольку в случае отсутствия ответа в течении 15 минут при сканировании кода — препарат автоматически проходит дальше.
Такое решение было принято, после массовых сообщений о том, что дело не в дефиците лекарств, а в ошибках системы маркировки, из-за которых препараты не могут двинуться со склада.
«Действия властей похожи на спасение утопающего корабля с помощью надувных кругов. А послабления правительства — лишь половина мер. Ведь, по постановлению премьера, выходит, что аптека может принять партию медикаментов, не дожидаясь ответа системы контроля. Исходя из этого, возникают вопросы — зачем эта система вообще нужна и кто будет отвечать, если провизор примет фальсификат?», — считает генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
Только в 2020 году Росздравнадзор изъял 363 партии лекарств, не соответствующих требуемому качеству. Вместе с тем, несмотря на то, что за прошедшие 9 месяцев ведомство выполнило план по проверкам, в первую волну пандемии сотрудники не инспектировали фармпроизводства.
Вопрос всё ещё открыт — кто ответит в случае поставки некачественных лекарств в какую-либо больницу до 1 февраля 2021 года?
Лекарства «про запас»
Возможно, изъяны системы маркировки спровоцировали прорыв давно подтекающей плотины, а пандемия стала лишь последней каплей в переполненный бассейн. Ведь бвинить во всех бедах государства COVID-19 и всеобщую истерию вокруг этого вируса — звучит уже как-то банально. Одной из первых и распространённых версий дефицита лекарств — бездумная скупка людьми препаратов «про запас» на фоне паники — уже не выдерживает никакой критики.
Свалить всю ответственность на граждан, обвинив в излишнем ажиотаже — это самый простой путь. Гораздо сложнее признаться, что корень проблемы, который сегодня показался на поверхности, в течение многих лет уже прокладывал путь наверх.
Одной из причин сегодняшнего дефицита лекарственных средств стала, казалось бы, отличная идея регулирования цен на список Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Но, как у нас традиционно случается — «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Цены, разоряющие производства
Дешёвые лекарства в аптеках и больницах начали исчезать из-за методики расчёта максимальных цен для производителей, которую принял Минздрав совместно с Федеральной службой по тарифам в 2010 году.
Она нужна для того, чтобы государство не тратило лишних налоговых денег и имело возможность контролировать ценовую политику фармкомпаний, а также косвенно регулировало закупочные цены лекарств из жизненно-необходимого списка, делая цены на них более доступными.
Само собой, за 10 лет методика изменилась, но стоимость препаратов, которую планировало заплатить государство, всегда была ниже инфляции.
В октябре в правительство был внесен законопроект, предусматривающий повышение максимальной отпускной цены на лекарства в аптеках. Цены на препараты пересмотрят ФАС и Минздрав. Индексация стоимости лекарств будет проходить по итогам анализа дефектуры, которую предоставит Росздравнадзором. Говорят, он может предотвратить дефицит фармпрепаратов и их возможный уход с рынка. Однако, когда этот закон заработает, и сможет ли индексация покрыть общую инфляцию и возрастающие издержки на импортное сырье — неизвестно.
Дешевле значит хуже?
В России около 63% рынка — дженерики, и каждый год число таких препаратов только растёт. В 2019 году продажи дженериков в рублях увеличились на 3,8%. В среднем оригинальный препарат стоит 464,0 рублей за упаковку, средняя стоимость дженерика составляет 144,1 рубля.
И всё же, несмотря на то, что предложение выглядит очень выгодным, россияне довольно скептически относятся к этому виду препаратов. Возможно, из-за дженериков, регистрируемых по старым правилам или с нарушениями. Однако, стоит знать, что сырье для дженериков закупается у разных поставщиков и сами условия производства также, могут иметь много различий.
Импортная зависимость
Как бы мы не хотели, но российский рынок зависит от импорта. Национальное рейтинговое агентство сообщает, что стратегия импортозамещения пока не очень эффективна — за 7 лет в денежном выражении доля импорта на рынке уменьшилась всего на 6 пунктов, а в упаковках — на 1 пункт.
На данный момент свыше 80% российских препаратов производится с использованием импортных субстанций. С 2016 по 2019 годы импорт субстанций в валюте увеличился в 2,3 раза, а в объёмах в 1,5. Таким образом, выходит, что наши лекарства, не такие уж и наши.
Нерегулируемое регулирование
Вершина айсберга проблем — хитросплетённое и друг с другом никак не сообщающееся регулирование всей сферы. Ведь процесс оборота лекарств на первый взгляд должен быть единым целым — сферой, которую, по идее, должен контролировать один орган.
А вот и нет. В России за этим следят аж пятеро — Минздрав, Минпромторг, Росздравнадзор, Росаккредитация, а с недавних пор ещё и Центр развития перспективных технологий. И все эти надзоры говорят на разных языках и никак не сотрудничают. Из-за этого инициативы медленно реализуются, а принимаемые меры часто противоречат друг другу.