Posted 9 сентября 2014, 04:43

Published 9 сентября 2014, 04:43

Modified 19 августа, 16:30

Updated 19 августа, 16:30

Тюменская домовая роспись: цветы райского сада в крестьянской избе

9 сентября 2014, 04:43
Некоторым тюменских промыслам не повезло: если ковры с яркими цветами на черном фоне или резные наличники купеческих домов давно стали визитной карточкой города, то о том, что в наших краях процветала особенная, тюменская домовая роспись, знают немногие. Между тем, в «Доме Буркова» готовы научить этому старинному промыслу всех желающих.

«Обычай раскрашивать внутренность домов появился от достатка в Тюменском уезде маляров», — предполагает в книге «Тюменская домовая роспись» искусствовед Василий Барадулин. Декоративная роспись попала в Тюмени с Урала и из европейской части России еще в XVII веке, но уже к середине XIX века складываются местные центры народной росписи со своими особенностями.

Занятия декоративной росписью можно рекомендовать тем, кто любит медитацию и другие восточные практики: тридцать раз пытаешься провести кистью ровную линию, а потом стираешь со стекла мастихином следы своих трудов, освобождая место для нового упражнения и вспоминая дзенские рисунки на песке.

«Из волости в волость разъезжали профессиональные крестьянские художники, создавая целостный стиль домовых росписей Тюменского уезда. Мастера-„крашельщики“ следовали вкусам местного населения, создавая региональные варианты своего искусства, крася у богатых, „достаточных“ мужиков дома, а заодно и „бабье дело — пресницы“» (Тюменская домовая роспись: технология народных художественных промыслов / Тюменский государственный институт искусств и культуры ; Ред. В.А. Барадулин. — Тюмень : РИЦ ТГИИК, 2006.)

Особенность росписи в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» темная, на «носик» — светлая. Делается «растяжка» — краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга.

«Тюменская роспись появилась первой. Потом в Нижнем Тагиле начали добывать железо, стали делать подносы, сундуки, это все пользовалось популярностью и нужно было как-то их украшать — пригласили тюменских красильщиков, и нижнетагильская роспись тоже стала цветочная, но с более мелкими деталями. В Кемерово же художники стали рисовать более „живые“, натуралистичные цветы», — объясняет разницу между видами цветочной росписи преподаватель студии урвало-сибирской, тюменской домовой росписи в «Доме Буркова» Инна Нестерова.

На то, чтобы научиться худо-бедно рисовать «запятую», уходит все занятие — четыре часа.

Все, что необходимо для изучения тюменской росписи — плоская косая кисть и масляные краски двух контрастных цветов. Особенность росписи в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» темная, на «носик» — светлая. Делается «растяжка» — краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга. Когда это получилось, можно браться за освоение мазков.

Среди собравшихся на первое занятие самые большие успехи делает никогда не занимавшаяся живописью женщина.

В урало-сибирской росписи есть несколько мазков: «запятая», «шиповинка», «сердечко»… На то, чтобы научиться худо-бедно рисовать «запятую», уходит все занятие — четыре часа. Это сложнее, чем кажется: кисть нужно держать вертикально, не поворачивать вокруг своей оси… Сначала разучивают отдельные элементы, которые затем «собираются» в мазок.

Занятия декоративной росписью можно рекомендовать тем, кто любит медитацию и другие восточные практики: тридцать раз пытаешься провести кистью ровную линию, а потом стираешь со стекла мастихином следы своих трудов, освобождая место для нового упражнения и вспоминая дзенские рисунки на песке.

Инна, как и ее учитель Вера Ивановна Быкова, 19 лет назад основавшая студию, по базовому образованию — географ. Она убеждена: быть художником для того, чтобы освоить тюменскую роспись, совсем не обязательно, новичкам даже проще: не надо переучиваться. За подтверждением ее словам ходить далеко не надо: среди собравшихся на первое занятие самые большие успехи делает никогда не занимавшаяся живописью женщина.

«Мне больше нравилась более „живая“ кемеровская роспись, — признается Инна, — пока однажды меня девочка попросила нарисовать птичку. Рисуется она элементарно, но что-то в этой птичке меня зацепило и я эту роспись полюбила. В тюменской домовой росписи есть простота, и в ней — непередаваемая гармония. Ко мне третий год ходит молодой человек, Сережа. Он верующий, учился на священника. И однажды он сказал такую фразу: возможно, люди рисовали такие декоративные цветы, потому что такие цветут в райском саду».

Роспись домов была не просто украшением. О ее символическом значении Инна Нестерова рассказывает на примере узора на стене мастерской. «У нас нарисовано мировое дерево. Это пожелание семье, чтобы их род рос, развивался. Есть птички, которые смотрят друг на друга — это парочка, мужчина и женщина. Есть вазон, нарисованный внизу, где корни — это связь с предками. Есть бутончики и цветочки — это внуки и дети…». Но постепенно роспись теряла магический смысл, ею могли выполнить даже бытовые сценки. В коллекции тюменских искусствоведов есть пример росписи, где изображена баба с бутылкой и хмельной мужик.

Инна рассказывает, что на занятиях часто используют наработки американки Донны Дьюберри. Она известна своей техникой «one stroke», которая, в сущности, мало чем отличается от техники тюменской домовой росписи — так же на кисть берутся две краски и ими пишутся цветы. Конечно, художнице нельзя отказать в таланте и умении популяризировать технику (она издала множество книг и пособий по ней), но Инна надеется, что однажды и у нас появится мастер, благодаря которому мир узнает о традиционной тюменской домовой росписи.

Образцы во время рисования подкладывают под стекло и рисуют по ним. У меня в конце занятия почти получился листик, и это большое достижение. Поддастся ли вам простая на вид роспись — можете узнать сами.

Занятия по урало-сибирской росписи в «Доме Буркова» в сентябре будут проходить трижды в неделю: в среду с 18 до 21, в субботу с 11 до 14 и в воскресенье с 14 до 19 часов. Новичкам рады в любой из дней. Занятия бесплатные, но с тех, кто решит занимать регулярно, берут взнос — 200 рублей в месяц. Эти деньги идут на краски, кисти и другие расходные материалы.

Подпишитесь