Posted 2 октября 2018, 12:36
Published 2 октября 2018, 12:36
Modified 19 августа, 17:12
Updated 19 августа, 17:12
У людей преклонного возраста выбор небольшой: поселиться в доме престарелых, а если позволяет здоровье, то жить самостоятельно, зачастую, одиноко. На сегодняшний день, в регионе проживает около 65 тысяч одиноких пенсионеров. При этом на юге области есть 7 домов-интернатов и 10 комплексных центров социального обслуживания. Несмотря на отсутствие очереди желающих попасть в дома престарелых, в Тюменской области функционируют 3 частных дома-интерната, куда нет свободных мест.
При этом за последние 3 года число проживающих в региональных домах-интернатах постепенно снижается: 2016 г. - 985 чел.; 2017 г. - 977 чел.; сентябрь 2018 г. - 949 чел.
Отношение к домам престарелых в российском обществе неоднозначное. Дома-интернаты, как правило, становятся обителью пожилых людей, не имеющих близких родственников, либо не поддерживающих с ними взаимоотношений.
В черте города находится только одно государственное заведение такого типа. Пансионат для ветеранов труда и войны - исключительно образцовый. Заведение напоминает скорее дом отдыха, нежели дом престарелых. Здесь и садик для каждого, возможность отдельной комнаты, досуг и разнообразное питание. Вот только простым смертным дорога сюда закрыта.
На 108 проживающих приходится 59 сотрудников. Средний возраст постояльцев 86 лет. Здесь живут только ветераны труда и войны.
У постояльцев на содержание отчисляется часть пенсии – не более 75% среднего дохода.
Стоит отметить, что пенсия ветеранов труда и войны на порядок выше, чем у остальных граждан. По словам директора пансионата Татьяны Петровой, которая возглавляет учреждение с 1996 года, в советское время у проживающих из пенсии удерживалось 75%. В месяц на содержание всех постояльцев уходит около 4 млн рублей. Больше половины берется из областного бюджета – 2 млн 558 тысяч.
На вопрос корреспондента "Нашего города", как живется постояльцам в пансионате, все ли их устраивает, отвечают, что покой им только снится. Скучать не дают, в интернате часто проходят конкурсы и те, кто еще находится в приемлемой физической форме, с удовольствием в них участвуют. Пенсионеров навещают волонтеры.
«Дети нас хорошо воспринимают, спрашивают, как удалось дожить до таких преклонных лет, - рассказывает Тамара Семеновна и делится секретом - нужно радоваться жизни, каждому ее мгновению, а еще не пить, не курить, не ругаться матом и старейте красиво".
Питание всех устраивает, кормят согласно состоянию здоровья, стол разбит по диетам. По утверждению проживающих, в их ежедневный рацион входят фрукты. Каждый день мясо или рыба, порции большие, рассказывают ветераны.
Тамара Семеновна пишет стихи, занимается рукоделием, вяжет. Так как она может о себе позаботиться, то живет в комнате одна. Из мебели и бытовой техники есть все необходимое: кровать, кресло, стол, шкаф, телевизор и холодильник. Все желающие имеют на территории интерната собственный огород по одной сотке, где выращивают разные овощи, ягоды и цветы.
После чаепития Тамара Семеновна приглашает посмотреть свою комнату. Недавно она отметила юбилей, ходила с подругами в кафе. На стене за ленты приколоты воздушные шары с цифрами 90. Хозяйка с удовольствием демонстрирует вынутый из шкафа парадный мундир майора советской милиции. Ее муж умер много лет назад, на столе его портрет.
«Нужно прощать, знаете, и сейчас хочется любить, хочется нежности, знать, что мы еще не списанные в утиль. И мы живем, радуемся жизни», - говорит Тамара Семеновна.
Получить путевку в государственный дом престарелых это целый квест, который пенсионеру не пройти в одиночку. Помимо основных документов потребуются справки о начислении пенсии, от коммунальной службы о наличии членов семьи и социально-бытовых условий, выписка из амбулаторной карты по месту регистрации. Также необходимо пройти ряд медицинских обследований. Обязательной процедурой является консультация психиатра с указанием отсутствия психических отклонений. Чтобы поместить человека в дом престарелых необходимы и медицинские анализы. При наличии инвалидности необходимо сделать копию индивидуальной реабилитационной программы.
Собранные справки предоставляют местному органу социальной защиты. Рассматривать решение о помещении пенсионера организация вправе в течение месяца. После этого выдается направление на оформление в дом престарелых. Сроки помещения в государственные пансионаты зависят от наличия свободных мест, которых иногда приходится ждать месяцами.
Государственный дом-интернат для пожилых, куда может попасть любой желающий, расположен в селе Слобода-Бешкиль Исетского района. Если территория интерната ухожена, то внутри помещений требуется капитальный ремонт. По словам сотрудников, он запланирован на конец 2018 года. Сейчас там размещается 67 человек, и свободных мест нет, но всех желающих ставят в очередь - места освобождаются регулярно, по естественным причинам.
Директор интерната рад гостям и не рад проверкам и завышенным требованиям проверяющих организаций. Рассказывает, что когда ездил в дома престарелых в Германию, общался с местными службами соцобеспечения. По его словам, немцы были очень удивлены наличию Роспотребнадзора и его функциям.
Сторож интерната в Исетском районе рассказывает, что сюда приезжают из других областей, потому что в других местах гораздо хуже.
Избежать сбора многочисленных справок и документов предлагают в частном пансионате. Их на юге области 3. Например, в пансионате «Комфорт», который расположен на улице Вишневой, в районе ЖК «Малахово», сообщают, что пакет документов на оформление пенсионера потребуется в ощутимо усеченном варианте, здесь больше внимания уделяют состоянию здоровья.
"Комфорт" существует пятый год и состоит из двух корпусов, представляющих из себя трехэтажные коттеджи. Здесь проживает 58 постояльцев. В нем есть приемно-карантийное отделение на 4 человека. В распоряжении постояльцев трех-, либо четырехместные комнаты, туалеты, душевые на этажах, столовая и зал для мероприятий. В настоящее время из 58 человек, проживает 10 маломобильных граждан и 6 человек в возрасте за 90 лет. В комнатах есть холодильник и телевизор. Медицинское обслуживание осуществляется по договорам с частными лечебными учреждениями. В экстренных случаях вызывается скорая помощь.
По словам заместителя руководителя частного пансионата «Комфорт», желающих разместиться много, очередь расписана на два месяца вперед.
Сроки проживания не ограничены, некоторые живут здесь годами, других привозят родственники на время своего отпуска. Принимают здесь всех, кроме людей с явными признаками агрессии. Примерно 80% постояльцев – с деменцией.
В зависимости от состояния здоровья постояльцы принимают пищу в столовой или у себя в комнате. Летом четырехразовое питание, зимой – пятиразовое. Девятый стол - для диабетиков. Обслуживанием проживающих занимается семь человек персонала в дневное время, ночью остается сиделка. Везде камеры наблюдения - за клиентами нужен строгий присмотр.
«Если сиделка уснет, могут и костер разжечь в комнате»уточняет заместитель руководителя Дарья Черпакова
Оплата за проживание в пансионате составляет от одной до полутора тысяч рублей в сутки, в зависимости от состояния здоровья клиента. И это, по словам сотрудника частного пансионата, выходит дешевле, чем нанять сиделку.
«Бизнес этот очень тяжелый не только психологически, здесь нужно соблюдать несметное количество норм и правил, постоянные проверки контролирующих органов», - продолжает замруководителя пансионата.
Больше всего удивляет входная табличка, где название учреждения написано не только буквами русского алфавита, но и азбукой Брейля. Можно подумать, слепой человек без посторонней помощи может добраться до пансионата.
Мысль все бросить возникает часто, эмоционально очень тяжело. Останавливают сами пациенты, за время проживания ты с ними сближаешься, они становятся вашей семьей. Взять и все бросить невозможно.говорит Дарья Черпакова.
Подбирать персонал сложно, отсев крайне большой, берут на работу сиделкой только каждую двадцатую из пришедших на собеседование. Если в первый месяц сотрудники не уходят, то остаются уже надолго. Два бывших сотрудника пансионата "Комфорт" организовали еще 2 частных дома-интерната.
Из областного бюджета на содержание одного человека в домах-интернатах выделяется около 300 тысяч рублей в год. В региональном департаменте социального развития утверждают, что потребность пожилых людей в стационарном обслуживании удовлетворена на 100%. Очередность в дома престарелых и инвалидов отсутствует на протяжении семи лет. Положительная тенденция, по мнению соцслужбы, сохраняется, благодаря уходу на дому.
"Обслуживания на дому" подразделяется на два вида услуг. Если человек маломобилен, то социальный работник посещает его 5 раз в неделю по 2 раза в день. В обязанности входит приготовление пищи, уборка, стирка, кормление, мытье посуды, услуги гигиенического характера и прочее. Если пожилой человек в состоянии о себе позаботиться, то к нему приходят 2 раза в неделю. Бесплатно можно рассчитывать на приготовление пищи, покупку продуктов и лекарств, влажную уборку дома. Кроме того, соцработник может по просьбе пенсионера оплатить коммунальные услуги, сходить на почту, решить организационные вопросы, например, вызвать сантехника и проконтролировать его визит.
По словам Татьяны Филатовой, завотделением соцобслуживания на дому, больше половины "надомников" пользуется допуслугами за деньги.
В число таких услуг входит приготовление пищи, уход за домашними животными и растениями. Все, вплоть до пришивания пуговицы и стрижки ногтей расписано в прейскуранте цен.
Например, глаженье одного килограмма белья пенсионеру обойдется в 60 рублей, а чистка унитаза – 50 рублей, чтение вслух в течение 20 минут - 40 рублей. В среднем, пенсионеры доплачивают соцработникам за дополнительные визиты 3-5 тысяч рублей в месяц.
По признанию пожилых людей независимо от того, в частном пансионате они проживают, в государственном или у себя дома, не хватает всем одного - внимания и общения. Одиночество настигает и в четырехместной палате и дома в кровати. Как рассказал одинокий 87-летний ветеран войны, бессонница у пожилых от того, что мысли о прошлом не дают покоя.