Posted 15 марта 2017, 07:31

Published 15 марта 2017, 07:31

Modified 19 августа, 16:27

Updated 19 августа, 16:27

Леонид Рокецкий: «налоги платили в бюджет щебенкой, бетоном, трубами»

15 марта 2017, 07:31
Леонида Юлиановича за глаза называли «папа Роки». В 2001 году он проиграл выборы Сергею Собянину. С Рокецким ушла целая эпоха, завершилась холодная война между севером и югом. Он по-прежнему рад поговорить с земляками и открыт для СМИ. Сегодня ему исполнилось 75 лет.

Он родился на Украине, строил в Сургуте, руководил Тюменской областью, вот уже 17 лет — москвич. Он проиграл выборы в 2001 году, уступив губернаторское кресло Сергею Собянину, который тоже уже давно москвич. С Рокецким ушла целая эпоха, завершилась холодная война между севером и югом, хотя ее эхо до сих пор нет-нет да аукнется где-то в коридорах власти. Он по-прежнему открыт для СМИ, ему можно запросто позвонить и задать любой вопрос. Что и сделал корреспондент портала NashGorod.ru в канун его 75-летия.

Леонид Юлианович, с каким настроением вспоминаете о годах работы на посту первого губернатора Тюменской области?

Я был последним председателем Облисполкома, а уже потом первым губернатором Тюменской области.

Самое тяжелое время было в 90-х, когда нечего было выдавать на продуктовые талоны. А потом начались реформы, появилось местное самоуправление, чтобы люди могли оставлять себе налоги и на них жить.

Строили заводы с помощью Газпрома и других. Почти два десятка мостов смогли построить только за один год, дороги в райцентрах области появились, в Вагае, например. Здравоохранение серьезно поднимали: Патрушево строили. Москва взялась санаторий «Сибирь» возводить, но потом финансировать перестала, и нам пришлось довершать объект.

Что интересно — люди тяжело жили, а вера в лучшее была. Неужели самым важным было построить в Тюмени институт культуры? В Москве никто не поддерживал эту идею, но тюменцы настояли и мы его строили в самые трудные годы, когда не было зарплаты, и люди жили бартером.

Именно в то время хоккейная команда «Рубин» и футбольная команда «Динамо-Газовик» попали в Высшую лигу, правда, не очень долго там продержались.

Трудно было, но в Тюмени решили ставить оперу. Пригласили артистов из Свердловска, вместе с тюменскими музыкантами организовали выступление в ДК «Нефтяник».

Мы не почувствовали того кризиса, который был в центральной России, хотя налоги платили в бюджет щебенкой, бетоном, трубами. «Газпром» не мог платить налоги, но построил завод, который выпускал пластмассовые трубы, и во все районы провели газ.

Мы больших ошибок не наделали, было сложно, мы были свободные, с Москвой мы мало советовались. Тогда же у нас появилась нефть в Увате, и добыли первый миллион тонн нефти. На федеральном уровне стали работать, был принят закон «О недрах», благодаря которому налог от добычи нефти получали все: юг области и автономные округа. Это не очень нравилось руководству округов. Потом Конституционный суд дал самостоятельность округам. Я не ждал, что мне будут много подсказывать, надо было брать ответственность на себя. Так что я ставил цели и шел к ним. Сейчас мы с Нееловым и Филипенко в нормальных отношениях. Я не готовился быть губернатором, но как получилось, так получилось…

Вы следите за тем, что происходит в Тюмени?

Слежу. Вижу ваши успехи, строитесь активно.

Как давно вы были в Тюмени?

В прошлом году. Бываю раз-два в год. Дел нет никаких, но на день рождения области меня приглашают. Родных у меня в Тюмени нет, семья в Москве. Приезжаю еще в Сургут, там похоронены родители жены, родственники там живут.

Расскажите, чем сейчас занимаетесь на посту президента Национального союза энергосбережения?

Это общественная должность. Много езжу по стране, был в Армении, Казахстане — задача развивать малую энергетику, разрабатывать возобновляемые источники, смотрим, как выполняется федеральный закон № 261 «Об энергосбережении», рассказываем, консультируем. Есть Электротехнический совет СНГ — там тоже работаем. Серьезно занимаемся этим в Крыму. Я думал, что если у них было плохо с энергией, то они научились экономить ресурсы, получать энергию от солнца, ветра и поделятся опытом с регионами. Но в Крыму нам тоже надо работать, они ждут, что им все дадут. Хотя там есть солнечные электростанции, ветровые, но это капля в море.

Тюменская область тоже энергетически затратна, ведь тем, кто выпускает ресурс — им все до лампочки — платите только деньги. Тарифы высокие, их все время повышают, и население вынуждено платить. Хотя в Тюмени есть положительный опыт по энергосбережению, который ставим в пример другим. Так что передавайте тюменцам привет от меня.

Степан Киричук, сенатор от Тюменской области, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета:

Леонид Юлианович Рокецкий заложил фундамент развития нашей области. Он настоящий мужик и стоящий человек. Проходит время и понимаешь, что он был отличным губернатором Тюменской области. Наши взаимоотношения как Степана и Леонида были дружескими, как мэра и губернатора — сложными. Я считал, что Тюмени надо больше уделять внимания, он соглашался, но не мог это внимание материализовать в бюджет. В меру возможностей, он развивал областную столицу, комплексно решая задачи.

Он мудрый руководитель, с энциклопедическими знаниями, прекрасный физик, механик, строитель. Возможно, Россия живет и развивается потому, что такие люди вкладывают свои силы и знания во благо. Мы с ним работаем и сейчас: он является председателем научно-экспертного совета нашего комитета, я его кандидатуру и утверждал. Занимается вопросами энергоэффективности как профессор энергетики, доктор технических наук. Он консультирует Администрацию президента по вопросам государственного строительства. Леонид Юлианович в строю, я буду в Москве 18 марта, обязательно его поздравлю с юбилеем.

Юрий Пахотин, заместитель редактора еженедельника «АиФ в Западной Сибири»:

Открытый был губернатор. Помню, когда мы начинали в 90-х делать газету «Тюменские известия», я был заместителем редактора, с кабинетами тяжело было, делили помещения с Облисполкомом и другими структурами. Встретил Леонида Юлиановича в коридоре, остановились поговорить. Он, мне: мол, журналисты пишут не всегда точно, лишний раз не проверят, не спросят. Говорю: давайте я вас по кабинетам проведу, со всеми познакомлю, чтобы вы знали всех, кто пишет, чтобы в глаза посмотрели и сказали о своих претензиях. Он согласился. Мы прошли по всем кабинетам, со всеми он познакомился, поговорил. Демократичный был губернатор.

Он приходил на все прямые эфиры на «Русское радио», я вел часовую программу, на все вопросы отвечал. Ему можно было позвонить, он был доступен по телефону, пригласить на мероприятие, на эфир, уточнить информацию: в отношениях пресса-губернатор такого не было ни до него, ни после него. И ругался он с журналистами, не тая зла, мог не соглашаться, но вопросы любые ему можно было задать. Такие классные отношения, которые должны быть всегда между властью и СМИ, случились только в небольшой период губернаторства Рокецкого. Спроси у других журналистов, может, я был исключением, хотя ни одного лизоблюдского материала не написал. Даже помню, как-то он разозлился на меня за то, что я опубликовал что-то ему не понравившееся, он такой идет на меня — высокий, большой — и бурчит: «Думал, мы с тобой … друзья…а ты.». Я говорю ему словами Грибоедова: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Сколько было прямых эфиров на ТРТР — он же все время приходил. Я даже помню момент, когда мы готовились к передаче и вдруг позвонили Леониду Юлиановичу. По-моему, кто-то из Сургута, сказали, что выдвинули Собянина. Он был растерянный. Я понимаю почему: на одном поле две фигуры федерального масштаба еще никогда не было.

Светлана Ярославова, заместитель секретаря Общественной палаты Тюмени:

Я написала о Леониде Юлиановиче брошюру «Душой и сердцем с вами», в газете «Вечерняя Тюмень» выходила моя статья о нем под названием «Папа Роки». Почему его так за глаза называли? Он был как папа римский: вальяжный, спокойный и такой величественный. По-отечески относился к членам своей команды, всегда спрашивал о семье, о детях, искренне заботился.

Он вообще добрый человек, с простыми людьми легко находил общий язык. Его еще называли сельским губернатором, он часто ездил в районы. Но иногда вел себя жестко, не прощал предательства. Его манеру руководства можно охарактеризовать как патерналистический тип управления. Он опирался на слово и на доверие, не всегда подкреплял решение документами, но если человек обещал сделать и не сделал, то обижался. Хотя быстро отходил. И команду он подбирал не только по профессиональным признакам: старался сделать так, чтобы работали дружно, без подковерных интриг. Конечно, он был человек команды.

Я вообще первый человек, кто предсказал, что именно Рокецкий будет губернатором. Меня пригласил тогда заместитель главы администрации Тюменской области Николай Дмитриевич Белоусов — посоветоваться. Были несколько фамилий, но о Рокецком тогда никто не вспомнил. Это были первые выборы на эту должность.

Я работала в то время советником Муравленко в «ЮКОСе». По закону в выборах губернатора Тюменской области должны были участвовать автономные округа. Первоначально округа саботировали выборы, вели достаточно агрессивную политику по отношению к югу области. Я приехала к Александру Васильевичу Филипенко, который возглавлял Ханты-Мансийский автономный округ, чтобы договориться об участии в выборах и об открытии избирательных участков. Выборы проходили в условиях жесточайшего сопротивления округов. Но они состоялись, Рокецкий победил. Тогда мнение президента Бориса Ельцина сыграло свою роль.

На тот момент он был подходящей кандидатурой, а поддержка нашими северными соседями была чисто формальной. Говорят, что история выбирает лидеров. У него, как у губернатора были успехи, и было бы намного больше, если б не агрессивно настроенные к Тюмени округа. Рокецкому приходилось очень сложно. Взлет Тюмени, когда она стала блестящей, чистой и красивой начался с Собянина, когда округа, считая, что их кандидат победил, успокоились и бюджет стал формироваться по другому принципу. А вообще я с теплотой вспоминаю о том времени и о Леониде Юлиановиче Рокецком, и поздравляю его с юбилеем.

Биография:

Леонид Юлианович Рокецкий родился 15 марта 1942 года в селе Носово Бережанского района Тернопольской области Украинской ССР.

Окончил Львовский политехнический институт по специальности «инженер-электромеханик». Служил в Советской Армии 3 года.

В 1970–1981 гг. — мастер, прораб, главный инженер управления, заместитель управляющего, главный инженер треста «Сургутгазстрой», Тюменская область.

В 1982–1991 гг. — первый заместитель председателя, председатель Сургутского горисполкома.

С июня 1988 г. — председатель Тюменского облисполкома.

С апреля 1990 г. — депутат Тюменского областного Совета народных депутатов, председатель облисполкома, член Тюменского обкома КПСС.

С ноября 1991 г. — первый заместитель главы администрации Тюменской области.

В ноябре 1993 г. Рокецкий был выдвинут кандидатом в депутаты Совета Федерации по Тюменскому двухмандатному избирательному округу № 72. Баллотировался как независимый кандидат и был избран. В СФ являлся членом Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.

С 20 февраля 1993 г. — глава администрации Тюменской области.

В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации 2-го созыва. Член Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию.

12 января 1997 г. переизбран на пост губернатора на второй срок.

14 января 2001 года проиграл выборы Собянину.

30 января 2001 г. Президент РФ подписал распоряжение о включении Леонида Рокецкого в состав Госсовета РФ.

До марта 2001 г. входил в состав президиума Государственного Совета России.

С 2001 г. — 2010 г. — член Совета Федерации от Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Председатель комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.

В 2007 г. был включен в состав консультативной комиссии Государственного совета РФ.

В 2008 г. назначен помощником руководителя Администрации президента РФ.

Лауреат Государственной премии РФ, Награжден орденами Дружбы народов и «За заслуги перед отечеством» IV степени. Заслуженный строитель РФ.

Женат. Есть сын, дочь, шесть внуков и один правнук.

(Фото Владимира Ефимова и из архива Рокецких)

Подпишитесь