По словам генерального директора ювелирной компании «SOKOLOV» Николая Полякова спрос на серебро сильно увеличился из-за того, что люди хотят поддерживать разные образы.
И действительно две трети рынка — это серебряные украшения отечественного производства. А золото стало занимать меньше 30% рынка.
«Стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней увеличилась на 50%. Ещё есть одна неприятная тенденция: например, в 17-м году в отрасли работало 18300 малых предприятий, а в этом там работают 12200 — на 6 тысяч с лишним сокращение произошло», — поясняет президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Крупнейший в Восточной Европе ювелирный завод — 45 тысяч квадратных метров и почти шесть тысяч сотрудников находится в посёлке Красное-на-Волге и принадлежит компании «SOKOLOV».
С 1993 года компания выросла из семейной мастерской до производителя 14 млн ювелирных изделий в год.
«Ювелирный спрос все больше уходит в массовый сегмент. Это отчасти подстёгивает ювелирный рынок, поэтому он становится доступным все большему количеству потребления», — поясняет генеральный директор ювелирной компании «SOKOLOV».
На одно украшение с эмалью у работников предприятия может уйти целый день. При этом кадров на ювелирном рынке сейчас дифицит.
По словам Николая Полякова работники поколения 90-х требуют большей зарплаты чем их предшественники, но и самих работников стало меньше.
Чтобы удешевить продукцию другая компания «Алмаз Холдинг» прибегла к маркетинговой уловке и предлагает золото, не как мы привыкли 585 пробы, а 40-й, что эквивалентно 1 карату за рубежом.
«Пандемия помешала, но нашим продуктом очень интересовалась Западная Европа. Очень надеюсь, как только границы начнут открываться, мы с этой продукцией выйдем на мировой рынок», — говорит основатель ювелирной компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров.
Но в России не привыкли производить мелкие драгоценные камни поэтому для отечественной ювелирной продукции приходится закупать бриллианты за границей. Поэтому их невыгодно экспортировать.
В списке мировых экспортёров ювелирных изделий Россия на 37 строчке, в сотни раз уступая по показателям лидерам: Индии и Китаю. Объём продаж отечественных украшений за рубеж — меньше 100 миллионов долларов — десятая доля процента мирового экспортного потенциала.
«Конечно, перспектива для отрасли — это внешние рынки, но, чтобы там работать и получать достойное вознаграждение за сделанную продукцию, конечно, нужно упростить все нормы и процедуры для того, чтобы могли наши коллеги там работать — вот этим мы сейчас вместе с ними занимаемся», — говорит Сергей Катырин.
Не легко большим ювелирным компаниям, тем более проблемы испытывают и мелкие предпринематели.
Скульптор Илья Кузнецов с подругой архитектором в 2014 году создали бренд «48».
«В 2014 году прямых конкурентов у нас практически не было. Причём эти конкуренты — они, скорее, по стилю были с нами, всё равно они делали дороже значительно. А мы хотели, чтобы вещь с дизайном могла стоить недорого, могла быть доступной», — рассказывает Илья Кузнецов.
Перед пандемией оборот ювелира в год составлял уже 10 млн рублей, а средняя цена изделия 3 тыс. рублей.
Но в пандемию покупки упали в три раза, пришлось брать сторонние заказы.
В 2022 году российских ювелиров ждёт ещё одно испытание — обязательная маркировка изделий. На каждый товар будет крепиться бирка с QR-кодом. Мобильное приложение покажет: металл, пробу, вес, наименование камней. Микрометки будут наносить на украшения. Это мера борьбы с подделками, которых сейчас на рынке до 50%.
«Малые предприятия в подавляющем большинстве к этому не готовы, для них это достаточно серьёзная нагрузка и большой вызов. И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования», — считает Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Прогнозы российских ювелиров о восстановлении отечественного рынка пока осторожные. В 2021-м они ожидают рост продаж на 15 процентов. При этом возможности экспорта сдерживает избыточный контроль государства в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Процедура постановки клейма и оформления документов растягивается на две недели, а динамичный зарубежный рынок интернет-продаж таких промедлений не терпит. Повлиять на ситуацию может отмена обязательного государственного клеймения при экспорте и переход на электронный документооборот.