Posted 29 января 2021, 02:04

Published 29 января 2021, 02:04

Modified 19 августа, 18:56

Updated 19 августа, 18:56

Тюменский король госзакупок: разбираем, как работает ТОДЭП

29 января 2021, 02:04
ТОДЭП является одним из самых крупных заказчиков и поставщиков на рынке государственных закупок Тюменской области. Однако контрактов государственного предприятия имеет немало опасных индикаторов. Выясняем, куда тратят государственные деньги тюменские дорожники.

Акционерное общество «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» было образовано в феврале 1994 года после реорганизации «Тюменьавтодор». Единственным акционером предприятия является Тюменская область в лице департамента имущественных отношений области.

Организация состоит из семи филиалов, расположенных во всех муниципалитетах области. По данным с сайта ТОДЭП, в компании работают свыше 3,6 тыс. жителей юга Тюменской области.

Основным видом деятельности предприятие является строительство и ремонт автомобильных дорог.

За 2019 год чистая прибыль госкомпании составила 475 млн рублей при выручке в 15 млрд рублей (данные за 2020 год, на момент подготовки материала, не были опубликованы). Уставной капитал предприятия составляет 2,1 млрд рублей.

С 2012 года госкомпанию возглавляет Юрий Зинчук

«Наш город» проанализировал данные по контрактам ТОДЭП за предыдущий год. Анализ проводился на основе данных аналитического агрегатора, специализирующегося на сборе и предоставлении сведений о различных аспектах деятельности российских юрлиц.

Отметим, что негативные маркеры не означают, что какое-то предприятие или орган власти нарушают законодательство при проведении госзакупок, тем не менее, они наглядно демонстрируют основные проблемы закупочной деятельности.

Заказчик

В 2020 году ТОДЭП участвовал в торгах в роли заказчика 799 раз. По итогам торгов, общая сумма контракта составила 17,2 млрд рублей. Средняя сумма контракта составила 21,5 млн рублей. При этом, 287 из 799 контрактов отмечены негативными индикаторами.

За тот же год, предприятие провело 798 процедур по заключению контрактов на общую сумму в 15,3 млрд рублей. Цена контракта, в среднем, составила 19,2 млн рублей. Из 798 заключенных контрактов, 172 — отмечены негативными маркерами.

Примечательно, что основным видом деятельности предприятия является строительство и ремонт автодорог, однако значительную долю контрактов предприятие отдает субподрядчикам. Эта схема распространена среди российских компаний и, по словам предпринимателей, минимизирует издержки предприятия, сокращает выплаты по налогам и позволяет свалить на подрядчиков львиную долю проблем. Насчет доли договариваются особо - иногда субподрядчиками могут быть приближенные компании.

Поставщик

В роли поставщика за 2020 год ТОДЭП участвовал в 182 аукционах, на общую сумму 26,56 млрд рублей. Средняя сумма заключенного контракта составляет 145,95 млн рублей. Примечательно, что из 182 аукционов, негативными маркерами отмечено 180 торговых процедур.

С процедурами заключения контрактов, картина немногим лучше: из 187 заключенных контрактов, 117 отмечены негативными индикаторами. Общая сумма заключенных контрактов за 2020 год составила 27,35 млрд рублей, «средний чек» — 146,2 млн рублей.

Нарушения

В список наиболее популярных замечаний вошли торги без снижения начальной цены контракта (либо снижение составило не более 2%), на заключение контракта претендовал единственный участник торгов, а так же частичное расторжение контракта.

Торги без снижения начальной цены контракта, этот маркер в закупках ТОДЭП встречается наиболее часто. Обычно, чтобы выиграть торги, участники максимально снижают цену. Однако, если этого не происходит, появляются основания полагать, что контракт был изначально составлен под конкретного поставщика, либо имеет место быть картельный сговор.

Вторым по частоте индикатором нарушений, встречающимся в закупках госкомпании, является участие единственного поставщика. Причем происходит это и в тех случаях, когда предприятие выступает в роли исполнителя и в роли поставщика.

Индикатор единственного участника также сигнализирует о том, что конкурсная документация могла быть составлена так, чтобы на торгах победил конкретный поставщик. Иначе сложно объяснить нежелание других строительных компаний получить заказ. Тем более, в период пандемии.

Частичное расторжение контракта также является, так называемым, маркером недобросовестности. За прошлый год, с расторжением ТОДЭП столкнулся не менее 40 раз.

В большинстве случаев, это означает, что исполнитель провел определенный объем работ, но, по тем или иным причинам, не справился с полным объемом или не уложился в срок. Заказчик и исполнитель понимают, что работы в срок выполнены не будут и приходят к соглашению о расторжении контракта.

В таком случае, появляются вопросы не только к исполнителю, но и к заказчику, который в закупочной документации указывает требования к предприятию, с которым планируется заключить контракт. Да и вряд ли возрастет качество работ, если начинает одна фирма, а заканчивает другая.

В целом, к закупкам, в которых в том или ином статусе участвует ТОДЭП есть множество самых разнообразных замечаний. Например, исполнители нередко обращаются к составителям документации за разъяснениями — это может свидетельствовать о том, что документы были составлены небрежно, в связи с чем, участникам торгов требуется дополнительная информация.

Также встречаются закупки с неучаствующими заявками, и, как минимум, по 21 закупке были поданы обращения в ФАС.

Вывод

Подводя итог анализа госзакупок ТОДЭП, можно отметить большое число «некачественных» закупок: сложно назвать простым совпадением сотни негативных индикаторов и то, что из 182 аукционов, негативными маркерами отмечено 180 торговых процедур.

В целом, для Тюменской области, сомнительные закупки не редкость — в 2020 году их было зафиксировано 5646.

Подпишитесь