Posted 9 августа 2020, 14:39

Published 9 августа 2020, 14:39

Modified 19 августа, 18:00

Updated 19 августа, 18:00

Сибирская домовая резьба в Тюмени исчезает вместе с деревянными домами

9 августа 2020, 14:39
Почему в Тюмени не сохраняют культуру Сибирского деревянного зодчества? Столетние деревянные дома сносят из-за того, что они формально не являются памятниками. «Наш город» встретился с тюменскими архитекторами и реставраторами, которые предлагают свои пути решения проблемы.

«Я очень люблю Тюмень и вижу, как она погибает», – с этих слов начала разговор Нина Загребина, архитектор с 25-летним стажем. Визитная карточка в её карьере: здание Газпрома по улице Мельникайте.

Со слов Нины, город обезличивается. В Европе архитектурные памятники приспособили для коммерции и там реставраторы трясутся над каждым камушком старинного дома. К примеру, во Франции замок Шенонсо одно из наиболее любимых, известных и посещаемых мест в государстве. Он входит в большинство туристических маршрутов для гостей Франции. Тюменские дома, которые несут на себе резьбу Сибирского деревянного зодчества, так же можно поставить на коммерческий поток: отреставрировать и водить туристов по этим маршрутам. Но в Тюмени такие дома не берегут и почти не используют.

«Мы должны сами привлекать людей, которые готовы спонсировать сохранение архитектуры старой Тюмени, потому что от государства ничего не дождёмся. В нашем городе есть люди, которые готовы спасать старые дома. Например, здание, в котором находится ресторан «Потаскуй», – говорит Нина Загребина.

Рост города и строительство современных домов – это хорошо. Но в отличие от той, же Европы, где в старых городах действует ордер, поэтому новые постройки эстетически не сильно выделяются. В Тюмени нет единого регламента строительства. Из-за этого красивые старые дома неприятно контрастируют с какими-то уродливыми многоэтажными постройками, а микрорайоны превращаются в каменные джунгли.

Особенно безобразные дома, в которых находятся рестораны на Цветном бульваре. Не более приятны дома в ЖК «Манхэттен». Столь пестрое разнообразие архитектуры удручает. Хотя стиль XIX века, возможно, использовать в строительстве новых зданий.

«Тюмень превращается в северный отстойник, где главная задача пережить что-нибудь, а потом уехать», – уточняет Нина Загребина.

Город имеет свою харизму благодаря купеческим домам XIX века, у которых богатые наличники и большие окна. Под их влиянием горожане с меньшим доходом так же пытались украсить свой дом наличником, но он был проще. Кроме архитектурных памятников деревянного зодчества исчезают и дома, которые так же несут на себе Сибирскую резьбу, но по неизвестным причинам считаются обычным домом. Если памятники сначала горят, потом их лишают статуса и демонтируют то, что осталось, то обычные дома просто сносят для новой застройки. Процесс уничтожения памяти города не запустился спонтанно, он начался давно, ещё в конце 90-х, когда Тюмень начала расти. И за 20 лет уничтожили огромный пласт истории города, целые кварталы снесли и застроили современными домами. Улицы Дзержинского, Хохрякова, Челюскинцев, Кирова, Семакова, Володарского, Тургенева, Ленина выглядят по-новому. Купеческие дома ещё можно встретить, но их очень мало. Уже не получится из исторического центра сделать туристическую зону, по образу городков Бельгии.

«Когда сносят дома, я слышу, как они плачут: умирает сама история, которую они хранят», – признается Нина.

Теперь своей участи ждут старые деревянные дома на улице Госпаровская, Береговая, Розы Люксембург, Камышинская, Береговая и Фридриха Энгельса.

Нина Загребина, будучи архитектором с большим опытом работы, в том числе и за границей, считает, что старые дома, не имеющие статуса архитектурного памятника, которым насчитывается более 100 лет, могут быть интересны и ценны для истории и для людей, влюблённых в свой край.

Каждый год таких домов становится меньше и вместе с ними утрачивается образ города, его неповторимая харизма. Если нельзя сохранить кварталы этих домов, то Нина предлагает сохранить хотя бы наличники с окон и открыть музей «Старый дом», где на бумаге будет нарисован дом, а рядом посетитель сможет увидеть самую красивую часть дома – наличник. Но нужно торопиться, потому что дома у нас в России сносятся полностью. Как сказала Нина, не остаётся даже его планировки в реестре. А в «гниющей» Европе даже к домам особое отношение. Если подрядная организация получила заказ снести архитектурный памятник, то нанимается специалист, который составляет план этого дома, а документ потом хранится в архиве. При необходимости можно сделать новодел этого здания.

Нина Загребина, как и другие активисты по защите исторических зданий в Тюмени, занимается сохранением домов на общественных началах. И она поддержала мнение тюменцев, что ведомство, созданное специально для защиты памятников архитектуры обделяет вниманием деревянные дома, которые идут под снос.

«Они дармоеды, они ничего не делают, их не слышно и не видно. Я – архитектор, поэтому вижу малейшие изменения в городе», – закончила Нина Загребина.

«Наш город» не поверил, что дела обстоят так плохо и пришёл в мастерскую к потомственному реставратору – Святославу Шитову. Он продолжает дело своего отца и уже 30 своей жизни помогает восстанавливать и сохранять исторические здания. Часть экспонатов в музейном комплексе имени Словцова появилась благодаря семье Шитовых.

Святослав рассказал, чем так важны купеческие усадьбы деревянного зодчества и дома, которые строили по их подобию. История таких домов уходит в торговлю тюменскими купцами с Европой. Когда наши горожане торговали в Италии, то впечатлялись местными хоромами богатых людей. Их усадьбы известны величием и пышностью. Итальянцы украшали свои здания библейскими символами. Тюменские же магнаты строили свои дома и украшали их православными и старообрядческими орнаментами или символами народной культуры. Основное отличие было в материале. В Европе применяли благородные камни вроде мрамора или гранита. Такой подход к строительству в России в то время не был оправдан из-за климата, поэтому дома строили из дерева. Предки знали, что деревянный дом прогреть проще, чем каменный.

«Тюменские мастера по дереву были самоучками — не было единой школы деревянного зодчества. Мастера работали с образов, которые рассказывали купцы и дополняли их своим пониманием красоты», — говорит Святослав.

Святослав предлагал сделать исторический центр Тюмени пешеходной зоной. Он ещё в 2000-е писал дипломную работу по этой теме. Администрация города положительно отнеслась к идее, но дальше проектов вопрос не сдвинулся. Тем временем домов, которые соответствовали статусу архитектурного памятника было около 300, сегодня их число заметно уменьшилось. Сколько утеряно простых деревянных домов никто не считал, хотя по всем признакам они должны были так же защищаться законом.

Ещё удручает уход за самими памятниками, которые якобы защищаются специальной комиссией. Например, в ходе бездарной реставрации дом дворцового типа на улице Дзержинского, 30 находится в плачевном состоянии. И даже жемчужина Тюмени: усадьба Иконниковых – Колокольниковых так же прибывает в упадке. Ситуация, которая происходит сейчас, похоже на ту, в которой из книги по истории вырывают целые главы, лишая грядущие поколения культурного наследства.

Активисты недовольны работой комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области. К сожалению, на момент подготовки материала, комитет не смог оперативно дать комментарий и потребовал оформить запрос от СМИ. «Наш город» удовлетворил их просьбу и теперь ждёт ответ. Но в интересах журналисткой этики, корреспондент издания зашел на сайт комитета и в разделе «Отчёт о деятельности» нашёл документ «Информация о деятельности Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области за 1 полугодие 2020 года».

Согласно отчёту, комитет реализует программу «Сохранение объектов культурного наследия». В отчёте сказано, что в 1 полугодии 2020 года проводились работы по сохранению 13 объектов культурного наследия. Из них на 10 объектов составили проектные работы, а на 3-х сделали ремонтно-реставрационные работы.

Ещё, согласно отчёту, комитет закончил полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 4 тюменских объектах: дом купца А. В. Колмакова» (ул. 25-го Октября, 25); дом М. А. Брюханова (ул. Республики, 42); Дом городского архитектора К. П. Чакина (ул. Семакова, 4); Флигель жилой из состава усадьбы Барышниковых (ул. Осипенко, 21а).

Одна из задач комитета — охрана и популяризация объектов культурного наследия». В том же самом отчёте приведены данные, что при исполнении этой задачи в 1 полугодии заключены государственные контракты по разработке проектов границ территорий 40 объектов культурного наследия и создание проектов предмета охраны 16 объектов культурного наследия.

Вообще, по статистике комитета, по состоянию на 1 июля 2020 года на территории Тюменской области 1960 объектов культурного наследия. Указанные цифры включают две группы: по видам и категориям. По видам: памятников — 820; ансамблей — 30; достопримечательных мест — 1; объектов археологии — 1109.

По категориям: в Тюменской области памятников федерального значения — 161; регионального значения — 486; выявленных объектов — 1313.

Изучив отчёт можно понять, что комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области свои функции выполняет. Но активисты не довольны результатом их труда. Стоит отметить, что активисты сами имеют архитектурное образование и практический опыт. Чтобы попытаться уладить разногласия и помочь решить проблему исчезновения как купеческих домов, которые имеют статус памятника, так деревянных домов, которые не имеют его, но по внешним признакам являющихся культурным наследием. «Наш город» обратился в региональный штаб Общероссийского народного фронта.

Глава регионального исполкома ОНФ в Тюменской области Чуйко Роман сообщил, что на площадке народного фронта ранее работала рабочая группа, которая занималась защитой архитектурных памятников. Были даже свои победы на этом направлении. Но, к сожалению, проблема потеряла актуальность, и работа группы пока приостановлена.

«В любом случае мы готовы встретиться с активистами и обсудить с ними план работы, чтобы вносить конструктивные предложения по сохранению культурного наследия Тюмени и региона. У нас есть свои эксперты, но мы рады принять ещё компетентных и активных людей», — закончил Роман Сергеевич.

«Наш город» готовит серию публикаций по архитектурному вопросу города и расскажет читателям, как отнеслись комитет и чиновники к идеям активистов, но уже с поддержкой ОНФ.

Подпишитесь