Posted 7 июля 2020, 11:07

Published 7 июля 2020, 11:07

Modified 21 октября 2022, 07:52

Updated 21 октября 2022, 07:52

Спецодежда и средства защиты — развитие во время коронакризиса

Спецодежда и средства защиты — развитие во время коронакризиса

7 июля 2020, 11:07
Фото: 1Mi.
Еще до перехода на второй этап снятия ограничений в Тюменской области разрешили работу нескольким тысячам предприятий. Конечно, рабочие не могли выйти на работу без средств защиты, не только специальной формы, но и уже привычных средств защиты органов дыхания.

Коронавирус привнес в рынок спецодежды серьезные изменения, изменился потребность в СИЗах, а также прервались связи с внешним миром.

«Импортные средства защиты перестали поступать в частности в Россию. Вырос спрос на то, что может делать отечественная промышленность», — сообщает генеральный директор «Зелинский групп».

А новые требования Роспотребнадзора вынудили предприятия закупать дополнительные средства защиты.

«Если предприятие потребляло в год 5 тыс. респираторов, то с наступлением коронавируса стало просить такое количество в месяц, конечно же, многим стало не хватать», — рассказал представитель компании «Техноавиа-Тюмень».

Государство пошло на беспрецедентные меры, чтобы поддержать эту отрасль.

«Мы одобрили порядка 30 проектов как раз на расширение производства: это и маски, костюмы, спецодежда — в первую очередь для нынешней ситуации с коронавирусом», — сообщил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Но, несмотря на пандемию COVID-19 отрасль развивается. Так, по мнению экспертов, российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты ежегодно растёт в пределах десяти процентов. В 2019 году его объём составил 160 миллиардов рублей. 45% продаж пришлось на униформу и спецодежду, 30% — на средства индивидуальной защиты, такие как каска, респиратор, очки, перчатки. Остальное — доля спецобуви. Импорта конечной продукции около десяти процентов.

У Крупных производителей, например как у пермского предприятия «Сорбент» дела обстоят не плохо. Там уже 80 лет выпускают противогазы, респираторы, фильтрующие полумаски, комплектующие для их производства и поглощающие вещества. В 2018 году собственники объединили «Сорбент» с тремя другими активами. И дали группе компаний имя изобретателя противогаза — Николая Зелинского. Конечную продукцию «Зелинский групп» поставляет промышленным предприятиям и по госконтрактам. Доля последних в выручке компании — около трети.

«Объединённая судостроительная компания в своих больших изделиях, в различных судах использует наши изделия. Уралвагонзавод в своих каких-то уже конечных изделий используют наши составные части. Либо получается это впрямую поставки на силовые Министерства и ведомства, Минобороны, ФСБ, МВД, Росгвардия», — объясняет генеральный директор ООО «Зелинский групп» Борис Дубовик.

Продукция завода во время эпидемии коронавируса в России стала более чем востребована. На пермском «Сорбенте» наняли 200 человек, привлекли финансирование и в разы увеличили выпуск продукции.

Как пояснил Борис Дубовик, государство обещало выкупить все произведенные излишки.

Более того в начале июня Минпромторг предложил сформировать государственный резерв средств защиты на 15 миллиардов рублей. Но пока вопрос не решён. И кому достанутся деньги, не ясно.

Но есть и нюансы, так из-за моратория вывоза защитой продукции зарубеж для «Зелинский групп» потеря зарубежных контрактов обойдётся в 10 миллионов долларов ежегодно.

Опять же могут помочь контракты на поставку в учреждения медецины.

«Здесь повышенные требования к проницаемости, к изолированности всех частей тела, к обуви, к одежде. Может быть процедуру сертификации или одобрения тех или иных спецкостюмов ускорить, наверное, это возможно. Но что касается требований, они должны быть достаточно разными», — поясняет Сергей Катырин.

Конечно, крупным компаниям выжить проще, но вот мелким поставщикам гораздо тяжелей.

С такой ситуацией столкнулась тюменская компания «Специалист», которая занимается поставкой, комплектацией спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Как рассказала директор Юлия Юстус, компания столкнулась с нехваткой рабочих рук, ведь во время самоизоляции не было возможности работать. Да и когда компаниям разрешили работать, соблюдение мер предосторожности накладывают свои сложности.

«Надо соблюдать дистанцию, и заявки принимать по телефону очень сложно. То ли клиент к нам приехал, выбрал пальцем, что ему нужно, то ли объяснять ему по телефону или удаленно из какой ткани одежда. Сложно, но мы работаем», — поясняет Юлия Юстус.

При этом она отметила, что объемы в некоторых случаях упали в два раза. Также она отметила, как проблему систему отложенных платежей со стороны клиентов. Такой подход не дает уверенности в работе предприятия, не говоря уже о развитии. Эту проблему она считает системной.

Но как оказалось не только эти проблемы существуют в отрасли. Уже 30 лет отечественная лёгкая промышленность испытывает недостаток кадров. Один из крупнейших производителей спецодежды, «Восток-Сервис» какое-то время сотрудничал с исправительными учреждениями страны. Но с развитием технологий и ростом требований заказчиков компания отказалась от этой практики.

Конечно, госзаказ смог бы в некоторой степени помочь предприятиям отрасли. На него сейчас приходится около трети российского рынка средств защиты. Большую часть спроса всетаки формирует бизнес. По закону, он обязан обеспечивать сотрудников опасных производств экипировкой. В 2019 году на эти цели российские компании потратили свыше 100 миллиардов рублей.

«Сейчас конечно усиленный спрос на защиту органов дыхания и поменьше спрос на спецодежду и спецобувь. Потому что период такой, когда все стояли, кому нужна спецобувь и спецодежда, если вы пока только маску носите. Сейчас, когда возвращается к нормальному режиму экономика, я думаю, что будет нарастать и будет востребована и эта составляющая», — объясняет Сергей Катырин.

СИЗы уже прочно вошли в корпоративную культуру многих предприятий. С одной стороны это говорит о том, что взрывного характера развития отрасли не будет, но с другой стороны, если предприятия где востребованы СИЗы продолжат развиваться, то отрасль будет постоянно загружена. А это дает надежду на позитивный вектор экономики.

Подпишитесь