«Действующие нормы, действительно, „малопригодны“ для творческих процессов», — говорит первый заместитель генерального директора Тюменского концертно-театрального объединения Сергей Радченко. В пример он привел несовершенство системы госзакупок для театров — творческий заказ должен проходить через тендеры, но в искусстве, как и в другой сфере деятельности, дешевле — не всегда лучше.
«Объявлялся конкурс на постановку спектакля, но его может поставить тот, кто даст наименьшую цену. Понятно, что в итоге будет совершенно другой спектакль. Наш театр сталкивались с этим в формальном плане. Такая контрактная система касается и изготовления декораций. Мы заказывали тем, кто давал меньшую цену, а в результате режиссеры подходили и говорили, что с этим материалом нельзя работать. Надеюсь, это останется в прошлом», — считает Сергей Владимирович.
С его слов, творческая сфера находится в «ситуации абсурда» и руководители вынуждены вводить нормативы для музыкантов и артистов. «А что они должны делать, чтобы быть эффективными? Быстрее играть или играть на всех инструментах? Часто подходы к искусству у чиновников именно такие. Получаются анекдоты», — резюмировал первый замгендиректора Тюменского концертно-театрального объединения.
Также он добавил, что инициативу союза театральных деятелей о выработке закона о культуре поддержали работники музея и библиотекари. К ним присоединился и председатель Тюменского отделения союза писателей России Леонид Иванов. Он рассказал, что в России давно закончились времена, когда «культура спонсировалась по остаточному принципу». На форумах, в которых участвовал руководитель, депутаты говорят ключевые вещи об искусстве, но закон по-прежнему продолжает лежать у чиновников «в столе» уже около 10 лет. По словам Леонида Иванова, союзы писателей, художников, композиторов и других творческих организаций оказываются на одинаковых правах с «любителями болонок, блондинок и зелёных насаждений, а внимания на творческие сообщества обращают мало — исключительно работают все на общественных началах». Мужчина согласен, что закон нужен, но механизма его реализации, а также финансирования и контроля, возможно, не будет.
Тюменский культуролог, зав. кафедрой индустрии туризма ТГИИК Сергей Молоков, также не уверен в том, что такую широкую сферу можно полностью регулировать законами: «Прежде всего, есть основы государственной культурной политики РФ от 2014 года, есть стратегия государственной культурной политики от 2016 года. Эти документы лежат в основе пар для бакалавров и магистров, которые я преподаю. Что касается обсуждаемого закона — культура очень обширное понятие, и ей не должны управлять чиновники. Думаю, закон должен называться не просто «о культуре», а, к примеру, «государственное регулирование сфер культуры».
Напомним, что после задержания режиссёра «Гоголь-центра» и помещения его под домашний арест, в театральной среде заговорили о том, что в культуре нужно отделить хозяйственную часть от творческой. Этот вопрос обсудили накануне, 21 декабря, на заседании Совета по культуре и искусству. Там президент России заявил, что закон должен быть прозрачным и понятным, а для этого обязан пройти «процедуру широкого общественного обсуждения».